Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Форма воды
Автор: Геннадий ГусевДата: 23.01.2018 17:34
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ФОРМА ВОДЫ (THE SHAPE OF WATER)
2017, Канада-США, 123 мин.
Жанр: мелодрама, фэнтези
Режиссёр: Гильермо дель Торо
В ролях: Салли Хокинс, Даг Джонс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер



Современное кино не балует зрителя добрыми, но в то же время умными сказками. «Форма воды» Гильермо дель Торо – именно такой фильм. Режиссёр «Лабиринта Фавна» и «Тихоокеанского рубежа» рассказывает разворачивающуюся в Балтиморе 60-х историю об одинокой немой уборщице секретной военной лаборатории «Оккам» Элайзе. Однажды судьба сводит её с ужасным созданием – человеком-амфибией. Однако таинственное существо, внушающее остальным страх, пробуждает в Элайзе любопытство, которое вскоре сменяется приязнью и большой привязанностью. Жизнь меняется – в гуманоиде женщина находит настоящего друга, который понимает её и принимает такой, какая она есть. Но зыбкому счастью новоявленных друзей может помешать злобный полковник Ричард Стрикленд – начальник охраны лаборатории.

Если завязка истории и композиция кадра «Формы воды» напоминают о предыдущих работах режиссёра, то настроенчески картина ничем не выдаёт почерк мастера. Сентиментальные эпизоды ленты навевают ассоциации с приторно-воздушной «Амели» Жан-Пьера Жёне, а уважительные реверансы в сторону мюзиклов 50-60-х годов разбавляют повествование, интонационно приближая фильм к старинным, наивным, но прекрасным киношедеврам прошлого. В постановке есть несколько чистых – одновременно смешных и очаровательных – оммажей на музыкально-танцевальные сцены знаменитых ретрофильмов. Удачно вплетены в сюжетную канву второстепенные линии соседа Элайзы Джайлса и доктора Роберта Хоффстетлера. Оба персонажа, как и главная героиня, мучаются от одиночества и непонимания – каждый по-своему.

«Форма воды» потрясающе поставлена и отлично снята: интерьеры «Оккама» и квартиры Элайзы заставят завзятых геймеров вспомнить о классической ролевой игре «Fallout», а рядовых зрителей приведут в состояние визуального экстаза. Фильм вообще силён своей атмосферой: замечательные декорации, аутентичные костюмы и причёски заставляют не единожды причмокнуть языком, Балтимор 60-х походит на дивный фантастический город альтернативного прошлого, а населяющие его причудливые герои отдалённо напоминают знаменитых персонажей не чуждого дель Торо, популярного среди латиноамериканских авторов жанра магического реализма.

Но ни одна по-настоящему интересная история не обходится без интересных героев. Даже если это сказка. И пусть женские персонажи здесь играют немаловажную (зачастую – решающую) роль, пожалуй, лучше дель Торо удались герои-мужчины. Неприступный Ричард Стрикленд в исполнении как всегда прекрасного Майкла Шеннона напоминает многих архетипических злодеев из популярных канонических сюжетов, но он не лишён объёма и противоречий, хоть и немного прямолинеен. Поначалу чуть менее привлекательной кажется Элайза, роль которой блестяще исполнила Салли Хокинс. Но ближе к середине она раскрывается, а повествование приобретает в драматизме. Хокинс – наравне с создателями киноленты – основная движущая сила постановки; её внутренняя энергетика и харизма привносят в образ одинокой мечтательницы ослепительную искру жизни, заставляя светиться всё вокруг.

Помимо технических достоинств, персонажей и сценария, в котором нет ничего лишнего, нельзя не отметить, насколько выдержан ритм истории. Способствует этому и необременённый лишними деталями сюжет, и запоминающийся волшебный саундтрек за авторством оскароносного Александр Депла, и яркая работа оператора Дана Лаустсена, известного по «Сайленту Хиллу» и сиквелу «Джона Уика». Камера не останавливается ни на мгновение: она, как и заглавные герои, танцует, плавает, описывает замысловатые геометрические фигуры, улетает в небеса, а затем плавно опускается на землю.

В своей новой работе дель Торо балансирует по тонкой грани, разделяющей пошлость и бесстрашную чувственность. Он остаётся верен последним тенденциям мирового кинематографа, вместе с тем живописуя многоуровневую историю об универсальности любви, принимающей подчас самые причудливые формы. И потому странный, вызывающий и хохот, и слезу, и душевные порывы танец – отсылка к мюзиклу «Следуя за флотом» – человека-амфибии и скромной немой женщины кажется высшей точкой кинематографического искусства.

Геннадий Гусев

В кинотеатрах с 18 января
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 488 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio