ДЕВУШКА С КОСОЙ
2017, Россия, 86 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Ольга Попова
В ролях: Александра Урсуляк, Виктор Добронравов, Фёдор Добронравов, Ирина Чериченко, Марк Богатырёв, Олег Гаас
Каждый год 31 декабря вся Россия, отсчитывая последние минуты, замирает у экрана… Хотя, стоп, зачем эта просроченная присказка? Так было раньше, но сейчас, когда пришло осознание, что новогодние комедии и дальше будут штамповаться в ателье Бекмамбетова, страна перестала их ждать. Спасительная традиция с прокручиванием «Иронии судьбы» пала жертвой пресыщенности, аромат праздника пропитался душком «голубых огоньков» и ургантовщины, а искорки свежих идей уподобились миниатюрным кометам. Сетовать на несправедливость, естественно, не приходится, да и стереотипы о никчёмности современного юмора на редкость живучие. Но когда словно мимоходом обнаруживается неинфицированное вирусом пошлости праздничное кино, это становится если не событием, так прекрасным дополнением к звону фужеров и бою курантов.
«Совсем не чёрная», с легкой руки начинающего режиссёра Ольги Поповой, комедия не изобретает велосипед, а берёт напрокат заграничный и усовершенствует отечественными деталями. «Девушка с косой» – это творчески отзеркаленный вариант «Реальной любви», обзаведшийся столь милым сердцу колоритом. Одним – праздничная суета, нарезка салатов и глажка костюмов, а другим – унылая косьба несчастных, коих под Новый год в среднем по тысяче к праотцам на побывку отъезжает. Бледнолицая девица в чёрном балахоне, подозрительно похожая на Кристен Стюарт, со старенькой косой бредёт по переходу, меняет автобус на попутку, спрашивает дорогу и готовится составить компанию обитателю дома 48 по улице Заморёнова. Кому именно – вопрос открытый, а кандидатов хватает, ведь в канун большого праздника самое ж то выяснять отношения, собирать обиды и проедать друг другу плешь.
Вереница новелл о судьбах и проблемах нескольких пар преподносит стандартный набор семейных дрязг. Невестка вечно на ножах со свекровью, та вышвыривает мужа за горошком, свежеиспечённая пара обручённых разбивается сломанным лифтом, любителей тематических вечеринок поджидает ревность и прочая. Понятные и не особо изобретательные поводы к загубленному торжеству, но преподнесены они с редкими в наши дни вкусом, весельем и беззлобностью. Схематичность персонажей воспринимается чем-то безусловным, ибо в актёрских лицах каждый без труда сможет узнать собственных приятелей. Имена, причины, нюансы и обстоятельства разные, а суть неизменна – чаще всего люди ругаются по пустякам, соревнуются в глухоте, самомнении и нетерпимости. Некоторые из-за лишнего часа ожидания в буквальном смысле в петлю лезут – во как! Словом, годных горемык под взмах косы предостаточно, каждые пять минут выдвигают из своих рядов наиболее достойного.
Остроумная сатира на современную молодёжь, склонную доверять мобильным приложениям больше, чем живым словам, порождает множество курьёзов, от которых порой не знаешь, плакать или смеяться. Один оригинал по квартирам курсирует, ищет на палец чьей бы жены колечко водрузить, а другой прибегает к услугам взломщика, чтоб горошек найти и дома на орехи не получить. Такой вот чумовой народец: хлыстать славных представителей можно сколько угодно, от этого менее своим для натерпевшейся страны не станет. Дурость на самом деле способна быть безобидной, а заодно и поучительной. Люди запутываются в давно накопившихся претензиях, банальных капризах и неистребимой косности. Так почему бы между делом не поглядеться в зеркало, если тамошнее отражение кривизной не отличается? Страх, либо как минимум интерес об участи потенциальной жертвы появляется в подтверждение режиссёрского креатива.
В череде мелькающих лиц особенно хороши экспрессивная Александра Урсуляк, милейший Федор Добронравов и фактурная Нина Дворжецкая. Последняя, отметившись в эпизодической роли лифтёра, заскочила в фильм на минутку, но бросила решающую ложку в праздничную кастрюлю. Когда как не в новогоднюю ночь положено сбываться мечтам и вершиться чудесам? Ну, подумаешь, несостоявшаяся самоубийца разбила собой чужую машину, а запястья домушника не украсили наручники. Издержки торжественной свистопляски, с которой дебютантка режиссуры подружилась сама и научила остальных. Настрой на веселье и беззастенчивая вера в счастье грядущего года – лучшее впечатление, каким может запомниться картина. «Девушка с косой» не обладает нравственной глубиной «Страны ОЗ» Сигарёва, но радует кое-чем не менее важным. Ощущением праздника, конечно. Магией сверкающих гирлянд, грандиозных фейерверков и обезоруживающе искренних улыбок, которым в эту ночь и сама смерть – названная сестра.
Александр Колесников