Самый удивительный жанр, вызывающий у зрителя чувство сильнейшего сопереживания простейшими способами – посредством разговоров и человеческих взаимоотношений. Не нужны никакие спецэффекты, лихой монтаж, безудержный экшн – решающую роль играет мастерство режиссёра и актёров. Именно драматическому жанру во многом кинематограф и обязан тем, что его называют искусством.
3 МЕСТО:
Ушедший год в очередной раз подтвердил старую истину о том, что фильмы о вечных вопросах бытия остаются одними из самых пронзительных. Также никого не удивит тот факт, что фильмы о молчании Бога появляются на свет гораздо чаще фильмов о Его откровении. Поэтому история, к съёмкам которой Мартин Скорсезе готовился много лет, не может не захватывать воображение. История двух иезуитов, несущих христианство в Японию, подозрительно похожую на один из кругов ада, по-настоящему завораживает. Разгул стихии и пытки гонителей, на которые так непривычно для европейского зрителя обрекаются иезуиты (обычно сами предстающие на экране в роли палачей еретиков). Но самая главная и самая сильная сторона драматической коллизии кроется даже не в испытаниях, а в мучительном осознании героями бессмысленности собственной миссии.
Очередное ли это дьявольское искушение или констатация горькой реальности? В большинстве своём обращённые японцы, ни черта не поняли из принесённой им блаженной вести. Князья Японии ищут в христианстве только инструмент борьбы с буддистским духовенством, простые крестьяне запинаясь читают молитвы, но представляют при этом каких-то своих богов, смешавшихся из образов буддизма, синтоизма и народных языческих верований. Так некогда русские язычники переделывали свои гулянья под христианские праздники, а старых божеств записывали в православные святые. Но стоило ли задание миссионеров таких жертв? Япония так и не стала христианской страной. Скорсезе не даёт ответов, это право творца. Можно лишь напомнить, что истинная вера не должна нуждаться в земном подтверждении, а её истинные ревнители никогда не забываются. В нехристианской Индии до сих пор помнят и чтят Фому Неверующего, первого апостола, пытавшегося (неудачно) принести в эту страну христианство. Много ли современных христиан Европы вспоминают его?
2 МЕСТО:
«Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла очень искусно притворяется комедийно-романтическим мюзиклом. Утопающие в ярких красках первые кадры, радостные песни и танцы. Девушка мечтает стать актрисой, паренёк спит и видит себя модным джазовым музыкантом. Они молоды, красивы, энергичны. Их мечты при всей своей шаблонности и невероятности кажутся такими близкими и понятными. Америка – страна возможностей, и зритель понимает, что этой паре дадут шанс дотянуться до звёзд. Несерьёзность происходящего нарочито подчёркивается картонными декорациями съёмочных павильонов. И первые ссоры звучат как временные преграды на пути к счастью. Ведь даже в самой радужной и оптимистичной комедии должен быть номинальный конфликт. Но наши герои выйдут из этой схватки с обыденностью победителями, правда же? Нет.
Яркая картинка постепенно выцветает. Героям предстоит сделать выбор между мечтой и отношениями. Но и чувства постепенно тускнеют. Головокружение от успехов, горечь серьёзных неудач с каждым днём притупляют эйфорию любви. Ромком превращается в драму, песен становится всё меньше, а тепло улыбок сменяет фальшь рекламных афиш. История становится до неприличия жизненной. Но зритель не хочет в это верить. Нам же показывали сказку, неужели всё закончится на печальной ноте? Отчасти – да. Всё зависит от акцентов, которые вы для себя определили. Наши герои решили посвятить свою жизнь мечте. Кто-то выиграл, кто-то проиграл. Но не прожив жизнь ты так и не узнаешь, каким должен быть выбор. И это, пожалуй, самое драматичное в «Ла-ла Ленде».
1 МЕСТО:
Довольно бесхитростной и наивной мелодраме «Одарённая» удалось не только тронуть наши сердца, заставив переживать о судьбе маленькой девочки с неординарными математическими способностями, но и заполучить первое место в этой почётной номинации. И секрет здесь отнюдь не в невероятно пушистых ресницах главной героини. «Одарённая» – это семейная драма о Фрэнке Адлере в исполнении Криса Эванса, отстаивающем право на воспитание своей семилетней племянницы Мэри, которую хочет забрать под свою опеку эгоистичная и стервозная бабушка.
Режиссер фильма Марк Уэбб взялся снимать кино на довольно интересную и спорную тему – как правильно воспитывать ребенка-вундеркинда. В фильме этот вопрос принимает острый судебный характер – суд решает останется ли Мэри с Фрэнком и будет продолжать ходить в обычную школу, либо будет жить с бабушкой, которая хочет обеспечит девочки образование, соответствующее уровню одарённых детей. Другое дело, что Марк Уэбб не оставляет зрителю выбора как такового – вы моментально проникаетесь симпатией к семейной идиллии Фрэнка и Уэбба, а стервозную бабушку, что хочет их разлучить, будете ненавидеть (особенно после одной значимой сцены с котом маленькой героини).
«Одарённая» – далеко не лучшая режиссёрская работа Марка Уэбба, которая серьёзно уступает его же «500 дням лета», но мы отдаём предпочтение именной этой ленте, так как с замиранием сердца следили за развитием этой драмы, разыгранной Крисом Эвансом и Маккенной Грейс. Ведь, несмотря на строгое деление на хорошую сторону и плохую, у каждой была своя правда.
Любовь Литовченко,
Константин Большаков,
Сергей Фоменко
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2016 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2015 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2014 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2013 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2012 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2011 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2010 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<