СМЕРТЬ СТАЛИНА (THE DEATH OF STALIN)
2017, Великобритания-Франция, 106 мин.
Жанр: разжигающая комедия
Режиссер: Армандо Ианнуччи
В ролях: Стив Бушеми, Джеффри Тэмбор, Саймон Расселл Бил, Майкл Пэйлин, Джейсон Айзекс, Руперт Френд
Уважаемый читатель наверняка ожидает увидеть в первом же предложении упоминание о том, что эта резонансная картина оказалась не допущена к прокату в России, в лучших советских традициях, оберегающих беззащитное население огромной страны от формирования собственного мнения и опасных проявлений критического мышления. Что ж, а мы заявим об этом во втором предложении. Не ждали?! Хотя это всё-таки было первое? Ну да не важно. Важно то, что и Белоруссия, и Казахстан, и Украина фильм в прокат выпустили – там подвергаться «вражеской пропаганде» и «смеяться над собственным прошлым» оказалось не зазорно. Зато наши «слуги народа» тут же раскудахтались об осквернении скреп, переписывании истории, гнусной лжи, спланированной провокации и, разумеется, антироссийской информационной войне. Которая, видимо, будет выиграна, если граждане станут читать по утрам исключительно советские, простите, российские газеты.
Едва ли не наибольший негатив у сталинистов вызывал тот факт, что о Вожде Народов снял фильм какой-то там британец с итальянскими корнями – Армандо Ианнуччи. Мол, постеснялся бы пятнать честь великого человека, пусть о своих англосаксах снимает. Что ж, память у сталинистов короткая – сегодня им ломают пальцы, а завтра они пытаются напечатать ими эссе во славу тех, кто их ломал. Но «25-й кадр» напомнит: вообще-то Ианнуччи уже снял в 2009 году фильм «В петле», выставляющий не в лучшем свете англо-американскую политику. И, кстати, номинировался на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, а также претендовал на BAFTA. Ну да кто бы сомневался, что британцы способны посмеяться над собой? Странно, что кто-то ещё сомневается, будто Ианнуччи не имеет морального права высказываться о Сталине в какой бы то ни было форме. И форма комедии, кстати, ещё не самая худшая.
1953 год. Сталин ставит пластинку с записью своей любимой пианистки, обнаруживает записку, в которой сообщается, что он тиран, от чего начинает смеяться и вдруг падает на пол. Случившееся несчастье запускает механизм подковёрной борьбы его ближайших соратников. Маленков, ставший формальным главой государства излишне зависит от мнения Берии, концентрирующего в своих руках всё больше власти, что вызывает опасения у Хрущёва, который пытается заручиться поддержкой других политиков. Но и Берия не стоит на месте, а уж гонка за внимание детей Сталина проиллюстрирована и вовсе до ужаса прямолинейно: не привыкшие к физическим нагрузкам грузные члены Политбюро натурально бегут наперегонки, чтобы обнять осиротевшую Светлану. И не забудьте прибавить в этот клубок друзей харизматичного маршала Жукова, который и за словом в карман не полезет, и «калашников» в случае надобности на заседание пронесёт.
Разумеется, история не может похвастаться стопроцентной достоверностью – всё-таки это комедия, сатира, некоторые факты утрированы или искажены, но обвинять гротескную комедию ужасов в некоторой исторической недостоверной как-то глупо, да и цель достигнута: смотреть «Смерть Сталина» весело. Будь то командная работа партийцев по переноске тела вождя, «единогласные» голосования или поиски хоть одного не репрессированного в Москве врача – сцены смешат ситуационными гэгами. Бесконечные перепалки Хрущёва-Бушеми с Берией-Билом выглядят уморительно, а нервозный Маленков-Тэмбор проигрывает в яркости лишь гранитному Жукову-Айзексу. Последнего, кстати, хотелось бы видеть побольше, но он появляется лишь в последней четверти фильма. За всеми этими каламбурами и подчёркнутым идиотизмом правящей элиты СССР легко забыть, что проигравшие в «игре престолов» окажутся в «списке» и легко могут быть сожжены буквально на заднем дворе Кремля.
Актёрскому составу хочется аплодировать, а претензии вызывает исключительно сценарий. Некоторые сцены кажутся затянутыми, в некоторых трудно удержаться от того, чтобы не расхохотаться в голос – структура фильма не слишком ровная и, честно говоря, лента могла бы быть ещё смешнее. А потому не слишком высокая оценка «Смерти Сталина» – это не проявление какой-то там солидарности или уважения, а ровно тот балл, который фильм заслужил вне зависимости от ваших симпатий и взгляда на историю. Местами это было очень смешно, местами – не очень, вот и всё. По правде говоря, хотелось бы посмеяться больше. Потому что всё-таки лучше смеяться, чем плакать, а выбирать придётся – ведь возвращаясь к той эпохе, сохранить нейтралитет попросту невозможно.
P.S. Кадры с молодым Брежневым в финале – это хорошо, но в титрах можно было бы добавить информацию о том, сколько раз вся верхушка советского государства подвергалась «чистке» в связи с обвинениями в предательстве, шпионаже и антисоветской деятельности. Даже самый невнимательный зритель обнаружил бы, что по официальной советской версии несколько десятилетий Союзом управляли исключительно предатели, шпионы и антисоветчики. Да, иногда и обычная статистика может выглядеть смешнее любой художественной сатиры. Так что нам остаётся лишь ждать, когда же власти в России наконец-то поймут откуда дует ветер и победят корень проблем. И запретят статистику.
Игорь Талалаев