СМЕРТЬ В ПРЕРИИ (TERROR ON THE PRAIRIE)
2022, США, 107 мин.
Жанр: вестерн, драма, триллер
Режиссёр: Майкл Полиш
В ролях: Джина Карано, Ник Сирси, Дональд Серроне, Тайлер Фишер, Гэбриел-Кэйн Дэй Льюис, Маттиас Хьюз, Хит Фриман
Гражданская война закончилась и бывший солдат-южанин Джеб МакКалистер пытается строить мирную жизнь со своей семьёй где-то в глуши штата Монтана. Сын Уилл постоянно выспрашивает насколько отец метко стреляет, кроха-дочь ещё не вылезает из колыбели, а жена Хетти жалуется на то, что живут они в натуральной лачуге и пора бы переехать в город. Ещё бы, чуть дальше уже начинается Канада и кажется, что здесь всегда будет тоска и скука. Но когда Джеб отлучается в город, на пороге дома МакКалистеров появляется четверо незнакомцев. Их лидер ведёт себя учтиво, но остальные похожи на обычных головорезов. Да и скальпы, висящие у седла, намекают на то, что добра от этих незваных гостей ждать не приходится.
Главная звезда и магнит для зрителей этого вестерна, снятого буквально за пару оленьих шкур и початую бутылку виски, конечно же, Джина Карано, чья карьера после «Дэдпула» и «Мандалорца», казалось, должна была идти только в гору. Насколько вообще может идти в гору карьера такой специфической актрисы, попавшей на экраны после ярких боёв в ММА. Но
не судьба – большой Голливуд захлопнул перед Джиной свои двери, обвинив её в нетерпимости, насмешках над трансгендерами и прочих страшных грехах типа поддержки Дональда Трампа. С точки зрения бюджета и маркетинга «Смерть в прерии», разумеется, шаг или даже два назад. Но если присмотреться, всё совсем не так плохо. Во-первых, Карано быстро смогла найти себе роль, не теряя время и физические кондиции, что само по себе уже отличный результат. Во-вторых, проект это куда более приземлённый, чем полуфантастический «Форсаж 6» или отбитый «Дэдпул» – здесь можно продемонстрировать актёрскую игру, и даже не на фоне зелёного экрана. А в-третьих, роль эта главная.
И с этой ролью Джина более-менее справляется. Хотя особых перфомансов ожидать от этой работы не стоит – по своей сути история представляет собой обычный survival, немного не дотягивая до слэшера. Одна против группы подонков – это в первую очередь про брутальность, жестокость и умение быстро перезаряжать ружьё, а не про драматические мизансцены и игру лицом на полутонах. Да и режиссёр Майкл Полиш, чей самый заметный фильм до сих пор это «Астронав Фармер» с Билли Бобом Торнтном в 2006 году, явно не из той когорты постановщиков, которые требуют от своих актёров работы по системе Станиславского. Снимает он просто, как ремесленник, но это не значит, что от ленты совсем нельзя получить удовольствие. Полиш порой демонстрирует весьма нестыдную картинку девственной природы (увы, сюжет вынуждает камеру слишком часто прятаться в четырёх стенах), не стесняется крови, но не смакует её, не сваливается в эксплотейшн и в первой половине фильма даже весьма уверенно держит саспенс, оставляя безоружную женщину в окружении четырёх мужчин с неясными намерениями.
Когда намерения становятся ясны и свистят первые пули, «Смерть в прерии» получает мощный заряд динамики, которого хватает почти до самого конца, но парадоксальным образом теряет в напряжении. Фильм и без того не хватавший звёзд с неба, но играющий на нервах, превращается в затянутую перестрелку. До экшена всё тоже было не идеально: потенциал сценария не раскрыт полностью из-за скованного режиссёрского стиля (например, Полиш стесняется крупных планов, вероятно, рассуждая, что средние актёры не вытянут сцены своей игрой, но всё же лишая постановку разнообразия и проверенных временем драматургических приёмов). Но главным плюсом вестерна становится именно его реалистичность, которая выражается в первую очередь в том, что никто из действующих лиц толком не умеет стрелять. Ну или стреляет так, как обычные люди, а не герои спагетти-вестернов, бьющие белку точно в глаз. А главная проблема видится в совершенно незапоминающемся главном злодее. Если в подчинённые ему набрали фактурных бандитов, то сам он обделён мрачной харизмой, стараясь компенсировать это безостановочным цитированием Библии.
Уж лучше бы шляпу главгада примерил на себя ветеран Маттиас Хьюз, не потерявший обаяние даже после участия в череде трэш-постановок Александра Невского. Здесь он играет небольшую роль соседа МакКалистеров, но ему куда больше подошёл бы образ бывшего капитана Конфедерации или хотя бы одного из его приспешников. Для Хьюза, чья слава померкла уже давным-давно, «Смерть в прерии» стал, пожалуй, лучшим фильмом в новом тысячелетии! Уже хотя бы ради одного этого картина достойна просмотра. А ещё ради сцены, где обычный среднестатистический мужчина, да ещё и без оружия, пытается изнасиловать Джину Карано. Бесстрашные всё-таки мужчины водились на Диком Западе…
Игорь Талалаев
В кинотеатрах с 8 сентября