Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Убийство священного оленя
Автор: Анастасия СкороходоваДата: 18.02.2018 13:43
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

УБИЙСТВО СВЯЩЕННОГО ОЛЕНЯ (THE KILLING OF A SACRED DEER)
2017, Великобритания-Ирландия-США , 121 мин.
Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив
Режиссер: Йоргос Лантимос
В ролях: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Барри Кеоган, Билл Кэмп, Рэффи Кэссиди



«Греческий флот замер в ожидании. Воины покидают свой дом на долгие годы, только чтобы сразить неповинную Трою. Они готовы пуститься в путь и ждут лишь попутного ветра. Но его всё нет, как и возможности выйти из залива... В чём дело? Прорицатель говорит, что это Артемида, покровительница всего живого на Земле, наслала безветрие. Она разгневана на царя Агамемнона, за то, что тот убил на охоте её священную лань. Умилостивить Богиню можно лишь одним способом – принеся жертву. Плоть за плоть. Но не козу, не лань, не воина, а самую прекрасную из дочерей Агамемнона. У царя не остаётся выбора и он вынужден отправить любимую дочь Ифигению на смерть…»

Именно этот древнегреческий миф Йоргос Лантимос положил в основу своей новой картины. Но не стоит считать, что это лишь современная его экранизация – отнюдь! Взяв идею из античной трагедии молодой режиссёр сотворил нечто абсолютно новое и необычное: фильм-метафору, кино-атмосферу, шок-картину.

Йоргос Лантимос гипнотизирует нас с первых минут. Да, да, с тех самых, когда на весь экран перед нами предстаёт человеческое сердце в момент операции. Мы видим каждый его мускул, каждую вену, слышим каждый удар… Это странно, это шокирующее, возможно даже неприятно, но совершенно невозможно отвести глаза от этих ритмичных сокращений сердечных мышц…

Режиссёр продолжает погружать нас в медитативное состояние: чистые, выдержанные в светлых тонах локации, приятные глазу пейзажи, вибрирующее пение детского хора, идеальная семья.
Он (Колин Фаррел) – успешный кардиохирург, Анна (Николь Кидман) – его любимая жена, прекрасная мать, тоже врач – офтальмолог. Ненатуральные в своём совершенстве, они ведут такую же ненатуральную жизнь. Даже дети их не балуются, как подобает подросткам, а поют в хоре, вовремя делают уроки, гуляют с собакой и поливают цветы. Насколько всё у них идеально, настолько же искусственно: начиная от кукольного коттеджа в совершенно чудном месте и заканчивая «страстным» сексом горячо любящей друг друга пары.

Первые догадки фейковости показанной на экране идиллии, посещают нас, когда мы знакомимся с Мартином (звезда «Дюнкерка» Барри Кеоган). Подросток лет пятнадцати водит странную дружбу со Стивеном. Последний дарит ему дорогие подарки, приглашает к себе в гости и знакомит с семьёй. При этом Стивен ведёт себя крайне странно: то врёт о том, кто он и скрывает парня от близких, то добр к нему, будто чувствуя себя перед ним чем-то обязанным, то избегает его… В абсолютно нормальную историю вклинивается эта первая ненормальность – что может связывать молодого паренька и взрослого уважаемого врача? Прошлое, настоящее или будущее? А может всё сразу?

Не стоит даже пытаться строить догадки – причинно-следственная связь здесь не сработает, и все попытки выстроить в голове возможный сценарий происходящего будут тщетны. Недаром этот фильм получил в Каннах приз за лучший сценарий; он действительно не похож ни на что, виденное нами ранее. Даже миф, положенный в его основание, в определённый момент уходит на задний план, а сюжетная линия картины продолжает двигаться в своём собственном направлении.

Да, этот фильм не прост, впрочем, как и другие творения греческого режиссёра – стоит лишь вспомнить невнятный «Клык» или неудобный «Лобстер». Это кино – одна сплошная метафора, в которой делается ставка на наше эмоциональное. Режиссёр ставит перед собой цель – зацепить зрителя. Раскрыть идею, старую как мир, но при этом не оставить нас равнодушными к ней. Заставить прочувствовать и пропустить через себя – это и делает «Убийство священного оленя».

Для этого в арсенале и нарочито ровные, безэмоциоанльные поначалу диалоги, и такой сильный саунд дизайн, и светлые тона, полупустая больница, парки, улицы… Скользящая камера то показывает нам кадры снизу вверх, как бы превознося Стивена (или скорее его мнение о себе), то замирает, возвышаясь над всем происходящим на манер кукловода, наблюдающего за своими марионетками.

А люди действительно совсем не похожи на людей – живых и эмоциональных. Они скорее манекены, настолько искусственно они себя ведут – разговаривают, едят, гуляют, поют, занимаются любовью.

Актёры потрясающе выполнили одну из самых сложных задач – выходить за рамки привычных человеческих понятий с совершенно безучастным видом. Не быть талантливым кардиохирургом, отцом и любящим мужем, не быть его женой, не любить так, как мать любит своих детей, а именно изображать, «играть» на манер актёров в древнегреческой трагедии.

Отдельное слово хочется сказать о Барри Кеогане и его Мартине. С первых кадров мы понимаем, что парнишка не прост. От каждой сцены с ним, каждого его слова веет спокойствием и уверенностью, но не теми, что приятны, скорее теми, что устрашают и сулят беды.

Вообще в фильме многое может показаться непонятным или неприятным. И если первое легко преодолеть, стоит лишь чуть глубже окунуться в символизм происходящего, то второе – данность этой картины. А ещё – отличная задача на самопознание. Смотрите это кино с позиции своего личного психотерапевта – обратите внимание на то, что вас больше всего шокирует, от чего вы желаете возмутиться. Возможно, вы поймёте для себя нечто важное, и это позволит вам разрушить стены своего собственного кукольного домика. Может, вы измените отношение к вашим близким, а может, и самого себя.

Какой вывод можно сделать: это кино явно не для всех, но зато ПРО всех. Кто не совершал ошибок в прошлом? Кто не пытался уйти от ответственности в настоящем? Или не желал сыграть не по правилам в будущем? Мы все люди, мы все едим пасту одинаково! Втыкаем вилку, накручиваем и отправляем в рот. Мы стремимся к совершенству, но в своей каждодневной спешке к ней забываем о главном, и фильм Йоргоса Ланитмоса нам мягко об этом напоминает. Ведь какой бы идеальный мир вы ни выстроили вокруг себя, это всего лишь оболочка, не настоящая и очень хрупкая. Гораздо важнее, что скрывается за вашим личным идеальным фасадом: нежелание признавать свои ошибки, трусость или, напротив, смелость и осознанность. В любом случае, за все ошибки рано или поздно приходится платить, и цену назначаем отнюдь не мы сами.

«Как только пламя жертвенного костра охватило девушку, подул долгожданный ветер и корабли смогли отчалить от берега. В ту же секунду на костер опустилось облако, а когда оно рассеялось - Ифигения исчезла… Артемида, сжалившись над несчастной девушкой, спасла её и забрала в свой храм в Тавриду. Вместо Ифигении в огне пылала лань…»

Анастасия Скороходова

В кинотеатрах с 15 февраля
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 440 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio