ИЗЛОМ ВРЕМЕНИ (A WRINKLE IN TIME)
2018, США, 109 мин.
Жанр: фантастика, фэнтези, приключения, семейный
Режиссер: Ава ДюВерней
В ролях: Сторм Рейд, Опра Уинфри, Риз Уизерспун, Минди Кейлинг, Леви Миллер, Дерик Маккейб
Студия Disney всегда славилась умением находить общий язык со своей целевой аудиторией – с семьями, но в последнее время что-то пошло не так, потому что каждый новый фильм студии (если это не новая часть очередной франшизы) – сплошное разочарование. Боссы «Дисней» в погоне за наживой ставят не на те проекты, и, как результат, провал за провалом, так что количество лент, снятых по оригинальным сценариям или являющихся экранизациями книг, становится меньше. Неизвестно, какие цели преследовала студия, когда взялась за экранизацию малоизвестных книг Мадлен Л`Энгл, но новый фильм по первой части цикла успехом назвать никак нельзя.
Уже очень давно сказочная и яркая фантазия не вызывала такой дикой скуки, как вышло с «Изломом времени». Это откровенно слабый фильм, который демонстрирует то, насколько Disney сдала свои позиции на поприще семейного кино. Возможно, виноват первоисточник, лёгший в основу сценария, но история получилась настолько сумбурной и трудно перевариваемой, что досидеть до конца фильма сложно и детям, и взрослым. Это тот случай, когда красивая картинка совершенно не компенсирует отсутствие вменяемого сценария.
Первое, за что хочется отругать создателей картины – это то, с каким серьёзным видом они несут псевдонаучную ахинею в массы. Вот у нас родители главной героини, уважаемые физики, которые твердят какую-то ересь о заряженных любовью частицах на разных концах Вселенной, которые могут притянуться друг к другу… силой этой любви. Возможно, мы что-то не поняли, но прозвучало это именно так. А потом нам втирают упрощённый вариант теории струн, согласно которой по вселенной можно путешествовать без всяких космических кораблей и скафандров, просто, как пальцами щёлкнуть. И вся эта околонаучная белиберда, конечно, должна быть подтверждена появлением трёх эксцентричных дамочек, способных сворачивать время и пространство по своему желанию. Если бы всё происходящее объяснялось волшебством, было бы значительно менее обидно, чем когда вплетают физику и её законами пытаются прикрыть (неудачно, стоит подчеркнуть) все крибли-крабли, происходящие на экране. Сюда же относится и некое абсолютное зло, расплетающее свои щупальца по всей Вселенной. Зло настолько непостижимое, что его, кажется, и сами сценаристы постичь не смогли, обозначив схематично, чтобы в сюжете был хоть какой-то антагонист.
Вторая слабая составляющая «Излома времени» – персонажи. За исключением юного Дериса Маккейба и великолепной Риз Уизерспун, чью-то актёрскую игру даже отметить нельзя. Крис Пайн пытается из себя что-то выжать, но его в истории маловато, да и играть особого нечего. Сторм Рейд и Леви Миллер, по всей видимости, ещё слишком неопытны, потому всё внимание на себя перетягивают более именитые звёзды.
А ещё «Излом времени» это пример обратной расовой дискриминации, когда чернокожих актёров пихают буквально на все центральные роли, выделяя «белым» всего несколько ролей. Может, дело в чернокожем режиссёре, а может, таково было видение писательницы, но «чёрных» актёров неоправданно много. Это касается не только окружения Мэг Мурри в школе: даже две из трёх космических сущностей – «цветные». Зато «белых» можно пересчитать по пальцам одной руки. Едва ли подобный чёрно-белый баланс кого-то всерьёз заденет, но когда зрителю буквально пихают притянутое за уши расовое разнообразие и политкорректность – это вызывает лишь отторжение и недоумение. А «Излом времени» – не «Чёрная пантера», чей «чёрный» актёрский состав которой обусловлен сюжетом.
Третий пункт, который расстраивает – повсеместно развешенные ружья на стенах, которые не выстрелили тогда, когда им было положено выстрелить. Фильм задал кучу вопросов, ответы на которые зритель так и не получил, и уже вряд ли получит. Что за открытие совершил Александр Мурри, что его так ценит Вселенная? Каким образом он переместился? Почему Чарльз Уоллес такой умный и откуда он знает трёх Миссис? Почему Тень заинтересовалась мальчиком? Как понимать концовку с одержимостью? Вопросов после просмотра остаётся так много, что кажется, будто ты посмотрел не двухчасовой фильм, а отдельные эпизоды сериала, между которыми должны быть ещё сцены, которые бы всё объясняли. Но их нет. И это здорово раздражало бы, если бы фильм вызывал хоть немного интереса. Но он такой вялый и рафинированный, что за финальной драмой следишь уже без особого энтузиазма и не переставая поглядываешь на часы.
Из плюсов можно выделить разве что работу костюмеров, отменный визуальный ряд и прекрасные пейзажи иных планет. Но в век повсеместной компьютерной графики в кино, удивить подобным уже трудно, а вот качественным сценарием, пожалуй, можно. «Излому времени», увы, это не удалось. Детям наблюдать за перипетиями сюжета будет скучновато, а взрослым здесь и вовсе нечего смотреть. Таким образом, фильм едва ли отыщет свою целевую аудиторию и канет в забвении вслед за многими другими оригинальными фильмами «Дисней» последних лет.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 8 марта