ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УБИЛ ДОН КИХОТА (THE MAN WHO KILLED DON QUIXOTE)
2018, Испания-Бельгия-Франция-Португалия-Великобритания, 132 мин.
Жанр: драма, фэнтези, комедия
Режиссёр: Терри Гиллиам
В ролях: Адам Драйвер, Джонатан Прайс, Стеллан Скарсгард, Ольга Куриленко
История многострадального проекта Терри Гиллиама берёт своё начало в 1989 году, когда автор «Бразилии» и «Короля-рыбака» впервые обратился к знаменитому произведению Мигеля де Сервантеса. Тогда речь шла о прямой экранизации романа. Однако финансовые разногласия с Phoenix Pictures поставили крест на задумке. Однако режиссёр возвращался к своей идее не раз (в 1998 году впервые появился близкий к окончательному вариант сценария, в котором события развивались в разных временных эпохах). Съёмки фильма стартовали лишь в марте 2017 года – спустя 28 лет после обнародования первоначального замысла постановщика.
Обычно подобные сложности отрицательно сказываются на качестве конечного продукта. «Человек, который убил Дон Кихота» – не исключение в этом плане. У картины есть проблемы по части сценарной заявки (рассказ Гиллиама кажется хаотичным, герои иногда ведут себя непоследовательно, а связанные в единый клубок фарсовая комедия, философская притча и криминальная история ходят по краю пропасти, разделяющий китч и работу истинного художника-модерниста), но блестящие Адам Драйвер и Джонатан Прайс, а также энергия, буквально льющаяся на зрителя животворным потоком из эмоций всех мастей и оттенков, сводят на нет минусы ленты.
В центре истории находится режиссёр Тоби Грисони (Драйвер) – бывший амбициозный автор, продавший мечту о великом и прекрасном и вместо искусства выбравший прибыльное дело рекламщика, – снимающий свой очередной ролик где-то в Испании. Когда во время производственного процесса происходит заминка, Тоби отправляется проветриться и заодно решает посетить городок, в котором он когда-то делал свой первый фильм. Во время путешествия он встречает Хавьера (Прайс), игравшего Дон Кихота в его постановке и всерьёз начавшего считать себя героем романа испанского писателя. Мужчина принимает Тоби за Санчо Пансу, и вместе они погружаются в сюрреалистический мир, где реальность вступает в схватку с вымыслом, а шутку порой не отличить от правды.
Смешивая в своём фильме легенду про дракона в пещере, «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского», юмор в духе родственных Гиллиаму «пайтонов», архетипичный сюжет про обретение себя, сатиру на современное общество, режиссёр получает наваристый бульон, которым легко объесться, но который непременно захочется отведать снова. Неприличные – порой – за гранью фола! – шутки про воинствующих верующих, сильных мира сего и обычную человеческую глупость разнообразят картину, создавая столь необходимый ей флёр несерьёзности. А забавные, но нередко полные интересных мыслей диалоги отлично разбавляют острое блюдо.
Но если абстрагироваться от основной сюжетной линии и персонажей, населяющих эту пёструю вселенную, можно понять, что Терри Гиллиам снял кино про самого себя. Его Дон Кихот –склонный к эмпатии, сомневающийся, готовый на свершения, а значит живой герой во плоти. Он настоящий творец, для которого важно не только самому погрузиться в выдуманный им мир, но и увлечь в него остальных. И вот мы видим, как простые, вроде бы ничем непримечательные люди в одно мгновение ока превращаются в рыцарей, мельница оказывается великаном (постановщик цитирует Сервантеса не буквально), а девушка-простушка неожиданно становится прекрасной Дульсинеей Тобосской. Но чтобы стать демиургом, нужно принести жертвы. Это могут быть и друзья, не приемлющие твоих взглядов на мир, и социум, как правило, в штыки воспринимающий всё новое. О противостоянии с ними и ведёт свой рассказ Гиллиам.
А ещё «Человек, который убил Дон Кихота» – это занимательное путешествие по творчеству прославленного постановщика. Стилистические, сюжетные и настроенческие отсылки доставят особое удовольствие поклонникам таланта Гиллиама. То желание и страсть, с которыми многоопытный автор рисует на экране своих Дон Кихота и Санчо Пансу, тот сложный путь, который режиссёру пришлось преодолеть, свидетельствуют о том, что фильм – самое личное произведение англичанина. Его вполне можно сравнить с другим долгостроем – стадионом на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Несмотря на коррупцию, на годы простоя, на несовершенство интерьеров здания, на разнообразные мелкие проблемы, выявленные уже в ходе его эксплуатации, для преданного фаната «Зенита» новая арена – это что-то родное, любимое и близкое сердцу. Так и новая лента Терри Гиллиама – она несовершенна, но сделана талантливо, с душой и тем необходимым особым трепетом, который и позволяет отличать обыкновенную поделку от настоящего произведения искусства.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 27 сентября