ГОРЕ ОТ УМА
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗНАЛ ВСЕ
Жанр: драма
2009, Россия, 106 мин
Режиссер: Владимир Мирзо
В ролях: Егор Бероев, Максим Суханов, Андрей Ташков, Екатерина Гусева, Егор Пазенко
ОЦЕНКА: 2
Александр Безукладников - интеллигент до мозга костей. Работает младшим научным сотрудником, любит читать затертые до дыр книжки из домашней библиотеки, отвратительно одевается, постоянно поправляет лиц кавказской национальности и женат на прекрасной библиотекарше Ире, которую даже прокормить не в состоянии. У него и отчество интеллигентное - Платонович. Так вот, неожиданно Александр Платонович понимает, что жизнь у него, мягко говоря, не радужная. Когда жена отправляется в путешествие со своим богатым хахалем, а новую работу становится найти просто не
под силу, интеллигент Безукладников решает покончить жизнь самоубийством, схватившись двумя руками за оголенные провода. Однако мощный заряд в несколько тысяч вольт не убивает героя, а наделяет необычайной способностью: теперь он может отвечать на любые вопросы, будь то победитель в завтрашнем матче или личный e-mail генерала ВВС США. Естественно, суперспособность привлекает внимание всех без исключения бандитов и спецслужб. То есть, в один момент Безукладников переквалифицировался из простого книжного червя в оружие/ террориста #1 (нужное подчеркнуть).
«Человек, который знал все» - это затертое до дыр, стопроцентное телевизионное мыло, которое штампуют для федеральных телеканалов в промышленном масштабе. Шаблонные сюжеты, примитивные диалоги, отсутствие интриги, вменяемого чувства юмора и приличных актерских работ - вот его отличительные черты. Единственное, что отличает картину Владимира Мирзоева от собратьев по телевизионному цеху, более-менее известный первоисточник — одноименная книга. Но никакая, даже самая известная и раскрученная книга не способна вдохнуть жизнь в мертворожденный проект. Судите сами, режиссером выступил Владимир Мирзоев, автор таких шедевров современного киноискусства, как «Учительница первая моя, или мальчишник по-русски», «Четыре любови» и «Знаки любви». Похоже, Владимиру захотелось снять что-нибудь умное и авторское по умной и претенциозной книжке. Одно «но»: произведение Игоря Сахновского на такое не тянет - это обычная жвачка, которую не стыдно пожевать в метро или на ночной вазе. Стандартная во всех отношениях полудетективная история про необычного человека — не боле. Но Мирзоев, с присущим всем отечественным режиссерам зашкаливающим пафосом, попытался ее превратить в претенциозный российский синтез авторского и массового кинематографа. Ввиду неопытности режиссера и одноразовое™ первоисточника получилась самая настоящая каша.
Главный герой - это типичный представитель русской интеллигенции: беден, наивен и честен. За ним охотятся одноклеточные бандиты, сбежавшие из телесериалов, во главе со злющим депутатом Государственной Думы Николаем Шимкевичем, который только и делает, что веселится с представительницами прекрасного пола да курит сигары, пока все остальные пашут в поте лица. Владимир Мирзоев снял очередную историю про то, что в России у руля стоят самые настоящие быдла, которые только и делают, что отравляют весь талантливый генофонд нации в лице белых и пушистых интеллигентов.
Сам фильм одновременно напоминает утяжеленную версию американской комедии «Брюс всемогущий» и жалкую попытку скопировать фильм с Николасом Кейджем под названием «Пророк». От первого достался сам типаж героя-неудачника, который решается покончить жизнь самоубийством, а в результате становится обладателем безграничной силы, а от второго - сам принцип построения сюжета и парочка неимоверно скучных закадровых монологов. Забавно, что попытка взять самое лучшее у обеих лент провалилась, и «Человек, который знал все» унаследовал только худшие черты, будь то никудышный монтаж или отвратительная режиссура.
По ходу действия режиссер все вводит и вводит в повествование совершенно бесполезных персонажей, которых выкидывает на свалку через несколько минут. Сюжетных линий становится все больше, а экранного времени всем не хватает. Но Мирзоева это не волнует: он все время придумывает какие-то отсылки к другим отечественным фильмам, вставляет совершенно нелепые закадровые монологи с пугающей степенью приторности и отвратительные музыкальные композиции, якобы придающие легкий налет иронии и непосредственности. Из-за таких вот творческих метаний режиссера возникают вполне очевидные вопросы. Например, что за аляповатый клон мерзавца Сойера из «Остаться в живых» появляется ближе к концу? Зачем был нужен монолог Безукладникова про то, что человек - это стеклянный порошок?
Помимо всего вышеперечисленного, актерский ансамбль также ничего кроме недоумения не вызывает.
Во-первых, главный герой. Нет, Егор Бероев на фоне вечно матерящегося и постоянно переигрывающего Суханова (о нем позже) и серого во всех отношениях Ташко-ва смотрится очень даже выигрышно. Но его персонаж сух и неинтересен: он как был неудачником, так им и остался, несмотря на приобретенный багаж знаний. Не нужно быть экспертом, чтобы догадаться, что такой внезапно навалившийся груз хоть как-то, но меняет человека: внешне или внутренне. Безукладников же остался тем же наивным дурачком. Александр Платонович получился у Бероева (который уже несколько лет играет одного и того же Эраста Фандорина), мягко говоря, никаким. Его мотивация не ясна, а внутренние переживания и здравые мысли в голове попросту отсутствуют. Совершенно безынтересный типаж русского угнетенного властями героя, выезжающий исключительно на природной харизме самого Бероева.
Во-вторых, главный антагонист, сосредоточение всего самого мерзкого и усатого. Максим Суханов, безусловно, актер талантливый, но тут ему играть просто нечего. Шенкевич только и делает, что произносит выражение «твою мать» в различных интерпретациях с постоянно меняющейся интонацией. Максима просто зажало режиссерскими амбициями и некомпетентностью монтажеров.
Ну и, в-третьих, экс-супруга Безукладникова, Ира, в исполнении Екатерины Гусевой. Внешне прекрасна. Но грубые руки создателей одним щелчком пальцев превратили обычную жену интеллигента в похотливую извращенку, причем зрителю так и не объяснили, почему она не хотела возвращаться к своему недотепе Александру. Неужели в представлении режиссера все библиотекарши - это сексуально неудовлетворенные женщины? Или у самих интеллигентов попросту отсутствуют вторичные половые признаки? Вопрос остается без ответа.
Как видите, так на каждом шагу. Забавна ирония судьбы: режиссер фильма про человека, способного отгадать любую загадку, не в состоянии сам, без своего героя, ответить на зрительские вопросы. А ведь главный вопрос в чем? Зачем Мирзоев снял свой фильм? О чем он? Есть ли во всем этом смысл? Да, режиссер постоянно оставляет зрителям какие-то недомолвки о том, что талантливому человеку сложно пробиться в современном обществе, о том, что мы в состоянии без чьей-либо посторонней помощи ответить на все вопросы самостоятельно, но это всего лишь поверхностные недоговорки, которые тут же растворяются при глубоком анализе картины и обнажают ее полную несостоятельность.
Так что, попытавшись поставить на современный лад грибоедовское «Горе от ума», у Мирзоева получилась скучная русская история про то, что самый опасный в мире человек - самый настоящий дурак. Да еще и с инициативой.
Евгений Северин
ЕСТЬ МНЕНИЕ...
При всех своих недостатках картина цепляет, хотя и непонятно чем. Может наивностью, может необычностью сюжета, может актерами, а может и всем сразу. Удивительный фильм, который либо понравится, либо нет, и третьего здесь не дано.
Андрей Наумов