ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЗАСТРЯЛА В ПАУТИНЕ (THE GIRL IN THE SPIDER'S WEB)
2018, Великобритания-Германия-Швеция-Канада-США, 117 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссёр: Федерико Альварес
В ролях: Клер Фой, Сверрир Гуднасон, Сильвия Хукс, Лакит Стэнфилд, Стивен Мерчант, Камерон Бриттон, Вики Крипс
После событий «Девушки с татуировкой дракона» прошло неважное количество времени. По непринципиальным причинам Лисбет Саландер и Микаэль Блумквист перестали общаться и каждый живёт своей жизнью: она совершает хакерские атаки и настойчиво демонстрирует случайным любовницам своё нежелание вступать в действительно близкие отношения, а он продолжает заниматься журналистикой (но это не точно). Вышло так, что журнал «Миллениум» пошёл с молотка, и новым владельцем акций оказался воротила шведских масс-медиа (два миллиона фолловеров в соцсетях – это вам не шутки), который хочет сделать с детищем Блумквиста что-то нехорошее. Непонятным образом Саландер ввязалась в авантюру с похищением и взламыванием одной важной программы, которая может стереть человечество с лица земли, если попадёт не в те руки. Какие-то люди начинают охоту на девушку, а заодно и на журналиста, и на учёного, придумавшего программу, и на его сына. Ах да, а ещё у Лисбет откуда-то взялась сестра.
Что ж, надо признать, перезапуск истории действительно удался: от персонажей Стига Ларрсона, что в книжном, что в киновоплощении, не осталось ровным счётом ничего. Нет, поначалу Федерико Альварес пытается играть в Финчера, но его запал заканчивается где-то между действительно любопытным прологом и более чем посредственными титрами, силящимися повторить фирменный стиль создателя американской версии «Девушки с татуировкой дракона», только под музыку поунылее и с визуалом поплоше. В последующие же два часа режиссёр ограничивается лишь настойчивой демонстрацией той-самой-татуировки крупным планом, и на этом упоминания о личности Лисбет Саландер можно считать исчерпанными. Сложная судьба героини, ставшей любимицей многих читателей и зрителей, уместилась в один эпизод из детства, да и тот был нужен режиссёру только чтобы хоть как-то вписать в сюжет антагониста. Остальных персонажей постигла та же участь. За кадром остаются их взаимоотношения, предыстория, психология, принципы и ценности, а мотивация сводится к банальному перетягиванию ядерного чемоданчика. Где-то на заднем плане Лисбет будет страдать по потерянной в далёком несчастливом детстве сестре, но строго ограниченное время, достаточное для понимания незатейливого конфликта.
Недостаток проработанности сюжета Альварес компенсирует обилием экшена, и, вроде бы, удачно. Но только на первый взгляд. С серьёзным выражением лица режиссёр предъявляет зрителю набор ремейков самых бредовых эпизодов из популярных фильмов, от спешно заштопывающей рану скрепками героини Нуми Рапас в «Прометее» до спасающегося от ядерного взрыва в холодильнике Индианы Джонса. Девушка с татуировкой дракона не тонет, не горит, её нельзя отравить или задушить. После инъекции смертельного препарата для восстановления формы ей достаточно занюхать дорожку из толчёного аспирина. Да что там, она настолько сурова, что даже главный злодей предпочитает лишний раз с ней не связываться. Гонки на мотоцикле, рукопашный бой, перестрелки и погони смотрятся довольно бодро, но их недостаточно, чтобы наполнить весь фильм, испещрённый зияющими сюжетными дырами. Не самые талантливые актёры не понимают, что им играть, и режиссёр, осознавая всё скудоумие сценария, усердно отворачивает их лица от камеры, демонстрируя многозначительные затылки и исполненные скрытого смысла силуэты в красивом свете. Интересная операторская работа могла бы скрасить впечатление от ленты, но обилие фильтров, призванных наглядно показать, как холодно в Швеции и на душе Лисбет, убивает всё живое, превращая происходящее на экране в одно грязно-сине-серое пятно.
Притворяясь шпионским детективным триллером, «Девушка, которая застряла в паутине» на самом деле пытается сыграть на популярной ныне теме феминизма, однако, Альварес перестарался, силясь оседлать эту волну. Да, все персонажи, которые могут принимать хоть какие-то решения, женского пола, мужчины здесь практически бессловесны и чаще выступают в качестве ошалелых оленей, выпрыгивающих на дорогу, по которой мчатся сильные и независимые. Да, дамы тут совсем не прекрасны (чтобы нельзя было обвинить в объективации и манипуляции внешними данными), и самой красивой женщиной оказывается Андрей (Андреа) Пежич. Но в погоне за одобрением женщин, которых обижают мужчины, режиссёр забыл придать своим героиням хоть какую-то привлекательность. Они не умны, не отличаются какими-либо моральными принципами, они жестоки, мстительны и корыстны. Им не хочется подражать. Их поступки нелогичны и направлены в первую очередь на личное обогащение, разумеется, не только материальное. Рисуя мир умеющих постоять за себя женщин, режиссёр слишком увлекается, получая в итоге набор серых, бесполых, похожих друг на друга персонажей, на фоне которых выделяется только красный наряд антагонистки, а не многогранная личность главной героини.
Парадоксально, но имея на руках все козыри, Федерико Альварес умудрился снять удивительно пустое и невнятное кино, способное, пожалуй, только на дискредитацию жанра скандинавского детектива. Необязательное книжное продолжение приключений Лисбет Саландер нашло своё отражение в таком же необязательном фильме. А девушка, которая застряла в паутине, оказалась всего лишь девочкой, живущей в сети. Одной из многих.
Анастасия Ивахнова
В кинотеатрах с 8 ноября