Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Сериал: След оборотня, 2001
Автор: Александр КолесниковДата: 17.11.2018 07:12
Разместил: Александр Колесников
Комментарии: (0)
Роковая фотография с непонятной надписью, гибнущие один за другим крепкие мужики, последняя загадка в карьере старого следователя – вспоминаем потерянное сокровище детективного жанра.


СЛЕД ОБОРОТНЯ
2001, Россия, 52 мин.
Жанр: детектив, криминальная драма
Количество сезонов: 1
Режиссёр: Владимир Попков
В ролях: Валерий Баринов, Алексей Горбунов, Георгий Дрозд, Владимир Долинский, Ольга Волкова, Олег Примогенов, Александр Гетманский, Наталья Доля, Валерий Легин.

«Не убий» – так гласит шестая заповедь. Евангелие и уголовный кодекс сходятся в определении убийства как наиболее тяжелого и страшного человеческого поступка. В библейской притче Господь простил раскаявшегося разбойника и взял на небеса, но оперативным службам такого права не дано. И желания не возникает, поскольку ни боязнь суда земного, ни страх Божьей кары не останавливает решившихся переступить последнюю черту. На протяжении истории люди убивали: на войне и в мирной жизни, из чувства мести и долга, ослепленные наживой и злобой, ведомые ревностью и возмездием, по найму заказчика, из религиозных соображений, да просто по пьяни, в конце концов. Цивилизация породила особый штамм среди доминирующего вида – маньяков, охотников на людей, превратившихся в жуткий кошмар наяву для поселений, городов, целых стран. Их имена, фамилии и прозвища порой становились частью национального фольклора, как это произошло с Джеком-Потрошителем, но есть важный нюанс: все маньяки – трусы. Нападают на детей, женщин, стариков, бродяг – на тех, кто в любом случае слабее их. Но когда в рядах нелюдей вызревает «серийщик», расправляющийся с благополучными представителями сильного пола, это становится событием чрезвычайным. Уникальный убийца оказывается способным задать трепки всем городским властям, подкинуть невиданной сложности ребус многоопытному следователю, а еще стать теневой, но определяющей фигурой отличного сериала.

Российско-украинской картине не повезло выйти на экраны в одно время с раскрученным «Бандитским Петербургом», и не только ей. Столь же крутая «Ликвидация», к примеру, не обрела и половину заслуженной популярности, а «След оборотня» тем более – вопреки замечательному подбору актеров – никогда не был на слуху. Заслуженный Валерий Баринов в роли убеленного сединами прокурора Акинфиева и харизматичный Алексей Горбунов, отыгравший лихого капитана милиции Рыбакова, задали серьезную планку, и лента на протяжении всех своих десяти серий ее ни разу не роняет. На экране нечто большее, чем захватывающий детектив, затрагивающий злободневные социальные проблемы. Сериал поднимает вечный конфликт отцов и детей, вопросы коррупции органов и тему человеческого одиночества, подчас не менее страшного, чем автоматная очередь или рубящий взмах ножа. Раскрытие смысловых пластов, подобно отрепетированному представлению, происходит постепенно, по мере того как матерый сыщик Акинфиева понимает неслучайный характер серии убийств в южном городке. Несколько незнакомых мужчин погибают друг за другом, но по-разному: один выпадает из окна, второй задыхается от газа, третий получает удар ножом в сердце. Но связь находится – это фотография симпатичной особы с надписью на обороте: «Мы скоро встретимся с тобой».

Получить на старости лет «бонус» в виде запутанного дела о маньяке – удовольствие сомнительное, так что драму меланхоличного вдовца Акинфиева понять нетрудно. Особенно когда вокруг него благоухает дорогими парфюмами совсем другая жизнь: «крестных отцов» города, запустивших свои щупальца во все сферы. Расследование убийств тесно соприкасается с выведением указанных граждан на чистую воду. Поначалу выглядит странным, что фильм дает крен в сторону теневого бизнеса, когда по улицам снует убийца, но каждая серия добавляет по фрагменту в общую картину криминальных будней, и разгадка не обманет ожиданий. Взаимодействие двух силовиков, ярких представителей своих поколений придает перчинку сериалу, выделяя ключевую среди картин схожего типа направленность на исследование человеческого начала. Оно является чем-то безусловно важным для старого мудреца Акинфиева, который только изображает из себя простачка, и в то же время оно постоянно попирается резким и грубым по натуре Рыбаковым. Парадоксально, но два таких разных с большим трудом находящих общий язык человека действительно занимаются одним благородным делом – просто каждый по-своему. И симпатий достается поровну, поскольку в цельности образам не откажешь. Собственно, всё по классике: добрый и злой следователи, перед которыми пасует любой преступник, от мелкого наркоторговца до крупного воротилы.

Способ совершения убийств, их впечатляющая изобретательность, чёткость алгоритма и упорство таинственного «серийщика» заставляют задуматься о присутствии рока, долго выжидавшего своего часа лишь затем, чтобы однажды обрушиться со всей мощью. Сбитый с толку Акинфиев готов поверить в деятельность сектантов, сатанинских организаций. Даже со своей выдержкой он психует, идет наперекор начальству и начинает бояться собственных снов. Такова участь маленького человека, столкнувшегося со злом, чья природа кажется противоестественной. В этом смысле сериал напоминает исходную беззащитность общества перед жуткими охотниками, которые своими преступлениями бросают ему вызов. И цена сопротивления превосходящему в силе и коварстве оппоненту всегда велика: не случайно оба героя в первую голову несчастные люди, в чьей жизни помимо работы ничего значимого и нет. Мысль о выплате огромной дани перед закрытием сложнейшего дела неизбежно возникает на финальных титрах каждой серии, тем более сопровождаются они пронзительно пугающей музыкой. Название картины намекает на чью-то двуличность, но главное зло – сама человеческая природа и те обстоятельства, которые подталкивают к превращению в голодного зверя с аналитическим умом.

От более раскрученных, но гораздо теснее связанных с иллюстрацией нравов ушедшей в тень истории эпохи сериалов вроде «Бригады», «След оборотня» отличает его вневременная сущность. Пятнадцать лет назад, десять, сейчас и в будущем люди убивать не перестанут – в этом мнении едины и правоохранительные структуры, и простые граждане, продолжающие надеяться, что самые опасные маньяки обитают всё же на экране. Наивность этой веры не отменяет таланта исполнения картины, в основе которой страшные события, совершаемые чьей-то твердой рукой. За десять эпизодов зритель получит исчерпывающее представление о том, какими неординарными бывают маньяки, и очередное напоминание о простоте мотивов. Как бы страшно и неожиданно это ни прозвучало, а обратная сторона есть даже у светлых и прекрасных чувств. Любовь, вера, преданность – эти же самые вещи способны лишить лица и разрушить множество жизней. Расстановка запятых в императиве «казнить нельзя миловать» – дело особенно интересное, когда открывается полная картина, и эту возможность ей стоит предоставить. Не хочется выглядеть категоричным, но ни в России, ни на Украине так действительно больше не снимают.

Александр Колесников
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 296 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio