Новый год уже дышит мандариновым перегаром, а мы раз и навсегда закрываем вопрос «Что посмотреть на новогодние праздники?»
Предпочитаете смотреть фильмы в скромном одиночестве, либо в близком кругу у себя дома, а не в кинотеатре? Не знаете что бы эдакого посмотреть? Мы подскажем.
Если честно, на этом месте должна была быть типичная новогодняя подборка «На небольших экранах». Александр Колесников, Константин Большаков и Игорь Талалаев решили по-быстрому «сообразить на троих», вот только первые двое свои тексты прислали вовремя, а последний устроил себе сеанс «Гремлинов» и понял, что высказаться-то ему и не о чем. Ну весело. Ну прикольные куклы. Ну постмодернизм (ещё в мохнатом 1984-м!). Ну мама главного героя, кроваво умертвляющая гремлинов с таким цинизмом, садизмом и хладнокровием (в рождественской комедии!), что после этого «Техасская резня бензопилой» нервно курит в сторонке. В общем, тезисы есть, но полноценное мнение главвреду, лежащему под ёлкой уже третий день, писать слишком неудобно
(ленивая жопа, – прим. Большаков).
Поэтому принято волевое решение. Вот вам 2 честно написанные рекомендации от Саши и Кости. А за ними следует сурпрыз aka бонус.
Константин Большаков:
Как-то так получилось, что история превращения «Щелкунчика» в легенду намного интереснее самой сказки Гофмана. Поначалу она была принята с восторгом, но очень быстро осела на полках книжных магазинов ввиду не самого простого языка, которым излагал свои фантазии Гофман. Собственно вторым рождением истории стало её превращение в классический балет за авторством Петра Ильича Чайковского. И именно в таком виде «Щелкунчик» приобрёл славу. А детские воспоминания о сказке, которые живут в нас, связаны в первую очередь с советским мультфильмом, отрывки из которого крутили во всех мульт-концертах. Собственно этот мультфильм был в большей степени анимационной вариацией балета Чайковского, нежели той самой истории Гофмана. Настоящая же экранизация была и принадлежала она Полу Шилби, который кроме «Принца Щелкунчика», может похвастаться только сериалом «Еноты».
Чем же так хорош «Принц Щелкунчик»? Ну хотя бы тем, что несмотря на простоту истории, её до сих пор так никто и не смог повторить (отечественная поделка 2004 года ужасна, и не может ничем похвастаться кроме статичный пейзажей Петербурга). Приятная анимация переплетена с нарочито-примитивной, которая аккуратно разбавляет сказку дополнительной историей, наделяя её забавным абсурдизмом. Да и сама история лишена какой-то занудной нравоучительности, которую так старательно впихивают в эту сказку. Жила девочка, мечтала о принце. Мечта исполнилась не совсем так, как представлялось. Останется ли она в волшебном кукольном королевстве или выберет скучную реальность? Одним словом, если когда-то пропустили, Новый год самое подходящее время, чтобы исправить это недоразумение.
Александр Колесников:
История российского кино богата на праздничные картины, и рядом с шедеврами национального масштаба, заметно поднадоевшими значительной части обитателей праздничных стульев и диванов, скромненько держатся менее раскрученные постановки. Замечательная, душевная и чуточку грустная
«Бедная Саша» – из таких работ. Снятая ещё молодым и
не оскандалившимся крымскими мостами Тиграном Кеосаяном лента вышла на излете «новорусской» эпохи малиновых пиджаков, и видимо эта особенность придала ей сатирические нотки. В самом деле, если халат Деда Мороза поочередно примеряют взломщик сейфов и пожилой бомж, то козырять обыденностью фильм никак не может. А рекламой теплых отношений малознакомых, но стремительно сближающихся людей – очень даже. Сложные биографии интеллигентного зэка в исполнении Александра Збруева и ухоженной бизнес-леди, сыгранной Верой Глаголевой, сами запросились под новогодний антураж.
А начиналось всё не так весело. Обделённая родительским вниманием девочка Саша ловит домушника, но вместо того, чтобы обеспечить ему Новый год в клетку и соседей по столу в полоску, предлагает деловое соглашение: обчистить мамин банк, вынудив хозяйку обратить внимание на собственную дочь. Авантюра набирает обороты, и совсем скоро грабитель-недотёпа опознает в объекте детской критики женщину своей мечты. Ситуация запутывается, в дело вовлекаются посторонние, и отчетливого криминального окраса картина не лишится до титров. В этой злободневной самобытности ключевое отличие ленты от новогодних предшественниц советской поры. Кеосян провожал очень спорный, но без сомнения ярчайший период жизни страны, а параллельно отдавал дань уважения «Неуловимым мстителям» – самой известной постановки отца Эдмонда. Связь времен в лице Бориса Сичкина, незабываемого Бубы Косторского, отыгравшего в «Бедной Саше» помятого Деда Мороза, звучит с грохотом салюта. Но вспоминая прошлое, режиссер не забывает о настоящем, в котором цена закона переменчивей торгов на московской бирже. Настоящее благополучие за кейсы с зелеными банкнотами не покупается – утверждается в картине, а многие ошибки не поздно осмыслить и исправить. Не все, конечно, но если итогом рискованной операции становится женское обещание дождаться любимого из заключения, то чудеса в праздники действительно случаются.
Дочитали до этого места? Тогда обещанный сурпрыз.
Во-первых, вот вам
топ-10 новогодних фильмов по версии «25-го кадра».
Впрочем, фильмы там сплошь известные и вы наверняка видели большинство из них, если не все. Но что ещё может посоветовать редакция своим читателям?
Руководствуясь принципом «Всё новое – это хорошо забытое старое», вспомним, что советовали в прошлые годы.
3 ФИЛЬМА И ФРАНШИЗА ОТ КОНСТАНТИНА БОЛЬШАКОВА:
Декабрь как-то по умолчанию предполагает наличие предпраздничного настроения. Каким бы тяжелым ни выдался конец года, ожидание волшебства, что происходит при смене календарей, всегда берет верх над скептицизмом и скукой. Но волшебство это не только брызги шампанского, светящиеся фейерверки и длинногие ассистентки серьезных мужчин в черных фраках. Волшебство это работа, и работа тяжелая, изнурительная, часто связанная с риском. Именно такую грань волшебства нам и демонстрирует Кристофер Нолан в своем
«Престиже». Нехитрая завязка – соперничество коллег по фокусническому цеху, приобретает мистический ореол, несмотря на то, что всю механику фокуса нам обязательно продемонстрируют. Причуда судьбы, один гениальный иллюзионист был разделен пополам, и вот перед нами талантливый изобретатель и никудышный актер и первоклассный лицедей без малейшей оригинальной задумки. Впрочем, совсем скоро в сюжете появятся машины Теслы и с десяток скелетов в шкафу, так что счет фокусникам вы потеряете довольно быстро. Фильм-шарада, где основное решение загадки покажут уже в середине ленты, отталкивающие главные персонажи, за которыми интересно следить, но никак не сочувствовать, иллюзия перемещения и настоящая смерть. Это все «Престиж» Нолана.
Как-то получилось, что
«Властелин колец» потихоньку стал неизменным атрибутом новогодних праздников. Нет, конечно же, «Иронию судьбы» и «Чародеев» никто не отменял, но пройдясь однажды по телеэкранам с лозунгом «великая премьера» толкиновская экранизация показала высокую зрительскую заинтересованность в подобных зрелищах. Впрочем, «Возвращение короля» кино более чем достойное, даром что собрало кучу «Оскаров». А расширенная режиссерская версия запросто скрасит ваш зимний вечер.
Пушистая елка, теплый свитер, камин и глинтвейн добавляются по настроению, но именно «Властелин колец» задает это настроение. Великая угроза с востока, призрачная надежда, стойкость маленького народца перед лицом опасности, вера в дружбу и честь и обязательное волшебство, которое кроется не в размахиваниях посохом и изрыганиях огненных шаров, но в самой сути мироздания Средиземья. Больше, чем сказка, настоящий живой мир, такой похожий и такой далекий. Но в этот мир здорово провалиться на тройку другую часов.
«Для кого старается Бекмамбетов? Думаете, ему самому нужны эти «Ёлки – сколько-то там»? А «Мельница» с богатырями (ну да, не про Новый год, но всегда под праздники)? И чтоб я этих ваших Бёртонов не видел здесь». Приближенно так выглядел клич главного редактора известного вам журнала в преддверии рекомендаций чего посмотреть в период новогодних каникул. А ведь действительно, несмотря на обильный рост увеселительных одноразовых кинооткрыток, хороших праздничных лент с годами больше не становится. Смотрим назад?
Вот, например,
«Квартира» Билли Уайлдера. И вроде бы действие происходит под Рождество, плавно перетекающее в Новый год, а атрибутики зимних праздников в ней нет и в помине. Корпаратив и коробки с подарками не в счет, это блеклая мишура за которой скрывается лиричная история о любви рядового бухгалтера Бакстера к лифтерше Фрэн. О его квартире, которой пользуются все кому не лень, превратив ее в надежный плацдарм для тайных свиданий. О замысловатых любовных многогранниках, которые пестрят трагическими и комическими нотками. Ведь, в самом деле, эта история могла произойти в любое время года. Тогда почему же эта лента стоит в рядах обязательной к просмотру в новогодние праздники? Все просто. Есть какое-то ожидание чуда. Желание чтобы все сложилось вопреки здравому смыслу. Что-то едва уловимое, сказочное, что делает нашу жизнь значительно ярче. Случись эта история летом или осенью, она обязательно обернулась бы драмой, а так – теплая приятная комедия, отвоевавшая три заслуженных «Оскара».
Сегодня модно жаловаться на отсутствие новогоднего настроения. И мандарины уже так не пахнут, и снег не приносит былой радости, ёлка – в лучшем случае искусственная, а то и вообще сооружённая из кучи хлама, что пылился без дела. Новый год – это праздник, искусственно созданный индустрией ненужных подарков. Остальное – обряд, давно утративший свою сакральность. На самом же деле всё объясняется достаточно просто. Мы выросли и родители больше не создают для нас сказочную атмосферу волшебства, а без неё Новый год всего лишь точка смены календарей. Поэтому бегом за шампанским, варёной колбасой для «зимнего салата» и искать, искать, искать хорошее кино, которое добавит чуточку волшебства в сегодняшний день. И
«Старая, старая сказка» подойдёт для этого как нельзя лучше.
Лента Надежды Кошеверовой (подарившей нам «Золушку» между прочим) всегда занимала особое место в новогоднем сказочном кинофейерверке. Почему-то на телевидении решили, что экранизация андерсеновского «Огнива» – развлечение исключительно для детей. Но только юмора этой ленты хватило бы на десяток «взрослых» фильмов. А Король в исполнении Этуша может посоревноваться в обаянии и мемичности с Леоновым из «Обыкновенного чуда». Впрочем, и Вицин, и Даль за шпилькой в карман не лезут и всегда готовы сопроводить действие колким комментарием. И как водится в таких случаях за потоком шуток кроется очень грустная история, проводящая непреодолимую границу между сказкой и жизнью. Но сказка должна кончиться хорошо. А жизнь на то и жизнь, чтобы быть сложнее.
3 ФИЛЬМА И СЕРИАЛ ОТ ЯРИКА ЛЕНЦИУСА:
Главный сигнал к действию дан, красненькие грузовички с Coca-Cola уже замелькали на экранах телевизоров, а значит, времени до Нового года действительно осталось катастрофически мало. А тут еще и начальство со своими годовыми отчетами, клиенты со своими подарками, сотрудники со своими проблемами, университеты со своими экзаменами и дипломами. Словом, создать праздничное настроение при таких раскладах, когда не всегда замечаешь что у тебя под ногами, та еще задача. Помочь в этом может короткометражная экранизация сказки Ганса Христиана Андерсена
«Девочка со спичками», снятая близкой детству студией имени Уолта Диснея. Итак, канун Рождества, серая страна (само собой, Россия), маленькая девочка безуспешно пытается продавать спички, чтобы обзавестись хоть какой-то мелочью в морозную зимнюю ночь. Природный холод дополняется холодом безразличия прохожих, озабоченных лишь своими узкими рамками комфорта. В такой ситуации от номинальной сказки последнее, что хочется видеть - заурядные, оттого не менее печальные жизненные реалии. И за пятиминутное отступление от реальности трагической судьбой маленькой девочки, грезящей о тепле семейного очага, проникаешься буквально до слез. И если мысли прошлого имеют неприятное свойство устаревать, то «Девочка со спичками» явное исключение. Она заставляет задуматься над справедливостью жизни, напоминает, что мир не ограничивается дорогой под ногами, на которую мы то и дело смотрим, деловито мечась по делам. И чтобы совершить чудо вовсе не надо верить в сказки, достаточно просто сердцем не черстветь.
Новый год – это время, когда сердце согревается верой в чудеса. В такие моменты душа просит нечто близкое к реалиям и в то же время преисполненное романтикой и непреклонным оптимизмом. И раз уж итог «С легким паром» из года в год неизменен, самая пора разбавить новогодний коктейль красками оригинального отечественного сериала
»Восьмидесятые» с «этим пацаном из Букиных» в главной роли. Кинокомпания «Леан-М» в кои-то веки не налажала, а выпустила четыре сезона хорошей, по-настоящему душевной истории о молодости в последние годы существования четырехбуквенной державы. Авторам удалось воссоздать исключительно в светлых тонах атмосферу «той жизни», по которой по сей день ностальгически грезит кое-кто из старших соотечественников. Вдобавок, через потрясающе стильные титры под минусовку «Белых роз» закадровый голос приоткрывает особенности быта тогдашнего строя, не без иронии поясняя, что плохие воспоминания с возрастом тают, а то и вовсе обходят стороной под натиском подзабытых в нынче «свободной» стране сил доброты, верности и чести. Чем не чудеса?
Если тоску по снегу не под силу разогнать мандаринами, елкой и «новогодними» салатами, то самое время обратить внимание на оскароносный анимационный фильм
«Холодное сердце». Усилиями Криса Бака и Дженнифер Ли общеизвестная сказка Андерсена «Снежная королева» изменилась во всем, за исключением, пожалуй, ключевого персонажа – снега. История поведает о жизни сестер Эльзы и Анны – наследниц королевства. Старшая сестра Эльза обладает даром замораживать все, что попадется под руку. Из-за несчастного случая в детстве, едва не лишившего Анну жизни, Эльза вознамерилась откреститься от суперспособностей. Но скрытое всегда становится явью. И когда сущность, наконец, вырывается из-под контроля, ей не остается ничего, кроме как предаться забвению вдали от цивилизации в собственноручно выстроенном ледяном дворце. А заодно погрузить ненароком все королевство в вечную зиму.
На её поиски отправляется Анна. Традиционно на пути ей уготованы сказочные причуды и новые встречи: с ледорубом Кристоффом, его оленем Свеном, а также наивным снеговичком по имени Олаф. Хотя номинально большая часть времени отводится Анне, главная в этой сказке Эльза. Непредсказуемость и страх перед собственным могуществом делает её запоминающимся, сложным персонажем. А после яркой песни Let it go, за которую певица Идина Мензел впоследствии удостоилась «Оскара», трагедией героини, ставшей жертвой обстоятельств, проникаешься не на шутку. Разумеется, такой колоритный персонаж не может претендовать на банальную роль «плохиша». Кто же тогда? Самое время включить «Холодное сердце», придвинуться к елке, мандаринам и салатам, чтобы
узнать самому.
Когда подобравшийся незаметно год столь же незаметно превращается в уходящий, кажется, будто это результат какого-то гипноза. Особенно, если вспомнить каким в целом выдался 2016-й. И в канун Нового года хочется, чтобы в повседневную жизнь пришел уют и волшебство из забытого детства. Настроить на благоприятный лад помогут неугомонные «Том и Джерри» – друзья всех, кто провел «лихие 90-е» перед «пузатыми» телевизорами в ожидании вечерних мультиков.
«Ночь перед Рождеством» появился в преддверии зимних праздников в далеком 1941 году, когда легендарные герои только прогрызали свой путь к вершинам чартов. Структурно мультфильм не отходит от привычной схемы. Мышонок Джерри в который раз исследует дом на предмет вкусностей и интересностей. Кот Том в который раз пытается этому помешать. Но именно эта серия обладает особой магией, раскрывающейся только раз в году.
Всё действо происходит в рождественскую ночь. А значит, в кадре мелькает украшенная елка с подарками, которые используются в качестве подручных средств для комичных ситуаций. В камине уютно потрескивают раскаленные угольки. На улице всё укрыто снежным одеялом. А музыкальным фоном играет рождественский гимн. Для тех, кто как я, коротал вечера за бесконечно повторяющимися сериями в надежде увидеть победителем Тома, это прекрасный шанс пересмотреть знакомый конфликт кота и мыши с взрослой точки зрения. Остальные же проникнутся зимним волшебством и сказочным сочувствием. Именно сказочным, так как в реальной жизни его, сочувствия, зачастую не хватает.
Да, католическое Рождество не совсем Новый год, но ведь это не мешает отечественным каналам заряжать зрителей праздничным настроением показами «Одного дома». Точно также и с «Ночью перед Рождеством». Инъекция атмосферы праздника продолжительностью в девять минут вселяет уверенность, что каким бы сумбурным ни был год, а все невзгоды надо оставлять в прошлом. Впереди целых 365 шансов на успех. Не стоит их упускать. С Новым годом!
3 ФИЛЬМА ОТ ИГОРЯ ТАЛАЛАЕВА:
В 2013 году Ричард Линклейтер снял образцовую разговорную мелодраму «Перед полуночью», в которой уставшие от непростой семейной жизни Итан Хоук и Жюли Дельпи пытаются разобраться в своих накопившихся проблемах и, возможно, вернуть вкус к жизни. В связи с этим интересно вернуться в год 1995 и ленту
«Перед рассветом», когда тот же Линклейтер впервые свел этих персонажей в поезде и позволил им провести один день, прогуливаясь по Вене. Они молоды, беззаботны, влюблены и обязательно должны расстаться, чтобы встретиться вновь уже в других лентах. Возможно, в 90-е годы открытый финал позволял надеяться на хэппи-энд, в то время, как современный-то зритель знает, что от финальных титров первой части и до следующей встречи американца Джесси и француженки Селин пройдет еще 9 лет, которые разведут их друг от друга куда дальше, чем просто за Атлантический океан. Но это знание нисколько не мешает следить за простыми разговорами, неловким молчанием и, конечно же, драматическим прощанием молодых влюбленных. Наверное, трилогию «Перед рассветом»-«Перед закатом»-«Перед полуночью» мог бы снять Тарантино, если бы избавился от цинизма и жестокости: это сплошные диалоги, которые Линклейтер наполнил своими размышлениями о жизни на трех уровнях восприятия: 20-летнем, 30-летнем и 40-летнем. Для новогодних каникул - самое то; не безудержное веселье, но неглупое и трогательное зрелище.
В последние дни декабря народ сходит с ума – все бегают, бегают, бегают и пытаются успеть доделать все свои дела до Нового года. Времени не хватает катастрофически. Доходит до страшного: некоторые просто не успевают прочувствовать ту самую новогоднюю атмосферу, насладиться праздником и поймать нужное настроение. В этом плане выручает не только традиционная елка с гирляндами и игрушками, но и старое доброе кино. Которое, естественно, должно быть про Новый год. Если вас не интересуют разновсяческие «Ёлки», выпускаемые в совершенно неприличных количествах, то, во-первых, позвольте пожать вам руку, а во-вторых, посоветовать другую отечественную комедию.
«О чем еще говорят мужчины» – вовсе не идеальное кино, сиквел знаменитой истории Квартета И не дотягивает до оригинала, да и вообще это не лучший новогодний фильм на свете.
Зато он относительно свежий и его шутки еще не знакомы неизусть, а главное – он снова собирает знакомых и уже любимых героев вместе, да еще и заставляет их вместе пережить 31 декабря. А разве нужно что-то еще? Веселая подготовка к застолью, радостные забеги с работы, очереди в магазинах, пробки, поздравления и ругань, смех и угрозы, сорванные планы и звучные тосты, новые знакомства и старые приятели – все смешивается в один яркий калейдоскоп. И когда все шутки отзвучат вы останетесь один на один с вопросом: «Это они так в кино точно нашу действительность отметили или же мы сами давно живем, как в кино?» Но не стоит заморачиваться – лучше поднимем бокалы и попробуем еще вооон тот чудесный салатик.
Постепенно главной новогодней традицией становится даже не наряжение елки и торжественная церемония обмена подарками, а просмотр
«Плохого Санты». Желательно – с кем-то, кто ничего не знает об этом душевном фильме (а ведь есть и такие несчастные люди!). Вот тогда-то разрыв шаблонов и ворох позитива обеспечены! История пьянствующего «медвежатника», пускающегося во все тяжкие, оскорбляющего окружающих, включая, несовершеннолетних, и без зазрения совести пользующегося детской добротой в исключительно корыстных целях, обязательно покорит ваше сердце. А если не покорит, то у вас его просто нет.
На фоне стандартных романтических историй про волшебство, снег и дружбу, этот фильм выделяется ударной дозой мата, секса, крови и предательств, чем хорошенько взбодрит даже вашего дядю, регулярно засыпающего в салате еще до знаменательного боя курантов. Так что вариантов для новогоднего сеанса у вас ровно два: посмотреть «Плохого Санту» в компании, знающей все его шутки наизусть или же посмотреть «Плохого Санту» в компании неподготовленных зрителей. Весело будет в любом случае. Ну а как же иначе, ведь этот фильм – лидер нашего
новогоднего топа.
СЕРИАЛ ОТ ЕГОРА ПИЧУГОВА:
Кому Новый год, а кому сессия и трудовые будни. И если у вас банально нет времени в очередной раз пересмотреть «Крепкого орешка», то
«Бруклин 9-9» спешит на зов. Искрометная и уморительная комедия канала Fox про среднестатистический полицейский участок Бруклина с далеко не среднестатистическими сотрудниками. Во главе угла молодой детектив Джейк Перальта, которому пора бы повзрослеть и познать бремя ответственности, но во многом именно благодаря своему несерьезному взгляду на серьезные вещи он виртуозно раскрывает дела, успевая при этом изрядно веселить себя и зрителей. Не зря Энди Сэмберга, исполняющего эту роль, по праву называют новым Адамом Сэндлером, имея ввиду, разумеется, лучшие годы последнего. И, конечно, помимо титульного персонажа, сериал располагает целым цветником колоритнейших героев, незатхлым юмором и крепким первым сезоном. Идеальное средство для краткосрочных отрывов от серых будней.
ФИЛЬМ ОТ ЛЮБОВИ ЛИТОВЧЕНКО:
Строго говоря,
«Дневник Бриджет Джонс» – не такой уж и новогодний фильм, но автор этого текста любит пересматривать комедию с Рене Зеллвегер, Хью Грантом и Колином Фёртом каждый год 31 декабря. Одна из причин – ключевые события фильма происходят на Рождество, а в Новый год Бриджет Джонс решает кардинально изменить свою жизнь – похудеть, бросить пить, курить и перестать жалеть себя. И в этом ей должен помочь дневник, куда она записывает не только количество выкуренных сигарет и сколько стопок водки она выпила за сегодня, но и свои мечты и мысли об отношениях с родителями, мужчинами и друзьями. Еще одна причина, почему этот фильм хочется пересматривать снова и снова – хоть Бриджет постоянно попадает в различные глупые (но смешные) ситуации, зрителя на протяжении всего просмотра остается в полной уверенности, что это лишь черная полоса в жизни главной героини, и она вот-вот обретет свое счастье.
«Дневник Бриджет Джонс» – очень жизненный британский фильм об одинокой женщине слегка за тридцать, мечтающей о любви. Шикарный саундтрек и английский юмор, множество знаковых сцен (чего только стоит появление Бриджет на вечеринке ее родителей в откровенном костюме или драка двух главных героев), обворожительная главная героиня, в которой многие женщины узнают себя, – вот далеко не полный список причин, почему автор любит смотреть этот фильм в Новый год. Да и нельзя его просто смотреть – только лишь переживая за Бриджет, радуясь ее победам и расстраиваясь из-за ее неудач. И никак иначе.