Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Общие / Люди говорят / Взгляд со стороны: Музыка в кино
Автор: Роман ИвановДата: 04.06.2009 01:28
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (9)

Наблюдать за перипетиями взаимоотношений Музыки и Кино, а также их представителей и адептов - довольно интересное занятие. Если музыка сформировалась как отдельный, самодостаточный вид искусства едва ли не на заре человечества, то беспрецедентная молодость свежеизобретенного аттракциона «движущихся картинок» изначально ставила его в некое подчиненное положение. Довольно скоро стало очевидно, что для художественных, а тем более развлекательных целей одной только чистой визуалистики кинематографу совершенно недостаточно. То есть, без привлечения в качестве опоры очаровательного плечика музы Полигимнии новомодное искусство/аттракцион, а в дальнейшем еще и мощное средство пропаганды, существовать попросту не может. Разумеется, осознание подобной зависимости проходило не безболезненно, особенно в эпоху немого кино. Тогда собственные оркестры мог позволить себе, мягко говоря, не каждый кинотеатр, в то самое время, как любой неопытный тапер мог запросто убить фильм своими бездарными импровизациями. Ведь, скажем прямо, артистическим рвением композитора Виктора Косенко, который в юношеском возрасте подрабатывал в кинозале и, узнав, что к ним в провинциальный Житомир едет немецкий фильм «Кольцо нибелунгов», самолично перекладывал гигантские партитуры одноименных вагнеровских опер для своего ансамбля из трех человек, обладали отнюдь немногие.

Разумеется, такая, в чем-то унизительная зависимость, не могла не раздражать киношников. С другой стороны, удачные и эффектные примеры взаимодействия изображения с музыкальным материалом формировали самое серьезное и пристальное отношение кинодеятелей к сопровождению фильма, особенно с наступлением звуковой эры в кинематографе. Не нужно быть экспертом, чтобы по собственному опыту знать, что удачная музыка зачастую наделяет картину несуществующими достоинствами, в то самое время как блеклое сопровождение неизбежно накладывает негативный отпечаток на восприятие результатов труда целой съемочной группы. В качестве одного из показательных удачных примеров можно вспомнить работу Алана Сильвестри к фильму Роберта Земекиса «Назад в будущее».

Не располагая блокбастерным бюджетом, режиссер сформировал своему композитору творческую задачу следующим образом: «Люди, услышав твою музыку, должны почувствовать, что смотрят Настоящий Большой Высокобюджетный Фильм от большой голливудской студии». Так что, как мы видим по вполне успешному результату, саунд-трек иногда может «подлатать» даже финансовые проблемы картины.

Единого мнения по поводу существования закадровой мелодии в кино нет до сих пор и, скорее всего, не будет и в дальнейшем. Ведь, как и любой творческий процесс, подбор музыки для фильма, либо отказ от нее - исключительно индивидуален. И если с entertaiment'ом более-менее все ясно (коммерческий фильм без музыкального сопровождения такой же нонсенс, как, скажем, безалкогольная водка), то в арт-кино дело обстоит немного сложнее. Наиболее радикальную позицию в этом отношении занимал маэстро Луис Бунюэль, выразив ее в известной афористичной фразе: «Режиссеры используют музыку в кино для того, чтобы замаскировать свою профессиональную несостоятельность». Сказано, как отрезано. И, кстати сказать, сам великий Бунюэль всецело придерживался подобной «линии поведения», порадовав зрителей звучащей на экране музыкой лишь считанное количество раз за всю свою фильмографию. В частности, в последнем шедевре «Этот смутный объект желания», очаровательное энергичное фламенко под заглавные титры со снайперской точностью задает тон дальнейшему повествованию. Что называется, «редко, но метко».

Безусловно, бунюэлевский афоризм несет в себе зерно истины, однако придерживаться такой позиции в полной мере - автоматически означает обкрадывать возможности кино. Ведь только кинематографисты обладают столь уникальной привилегией - возможностью создания комбинированного художественного образа на стыке изображения и музыки.

Пользуется этой привилегией каждый режиссер по-своему, в меру собственного таланта, понимания всех трех видов искусств и художественной интуиции. Однако, несмотря на уже давно и прочно завоеванное музыкой место под киносолнцем, любому амбициозному режиссеру бунюэлевская фраза обязательно будет являться бесом-искусителем, навевая разного рода роковые вопросы вроде: «Производили бы сцены фильма такое же впечатление на зрителя, будь они лишены музыкального сопровождения?». «Если нет, то чья же на самом деле заслуга в успехе - режиссерская или композиторская?». И, в конце концов, (банальным) прямым текстом: «А не украл ли композитор славу у режиссера?». Как мы знаем, от любви до ревности и ненависти один шаг. Во взаимоотношениях кино и музыки, а соответственно - в отношениях «носителей» этих видов искусств, этот шаг довольно часто имеет место быть сделан, а будучи сделан, толкает режиссера-постановщика на экспериментальные шаги в кино уже без музыкальных костылей. Творческие результаты такого рода поисков, их убедительность и органичность, либо отсутствие того и другого, оценивать, конечно же, нам с вами. И нам же наслаждаться любимыми мелодиями, звучащими в фильмах, чьи режиссеры не столь озабочены игрой «Царь горы» с Ее Величеством музыкой в своих опусах.

Совершенно очевидно, что такого рода нюансами необъятная тема под названием «Музыка и кино» не ограничивается. Потому вслед за этой колонкой в журнале появится одноименная рубрика, которая позволит нам рассмотреть немало интересных вещей и историй. Найдется место и для композиторов, ставшими режиссерами/актерами, и для актеров/режиссеров, ставшими кинокомпозиторами, и для обсуждения творчества самых знаменитых из них, и для обзоров саундтреков, и для рассмотрения фильмов с музыкантами в качестве прототипов, персонажей и исполнителей главных ролей, и для многого другого.

До встречи!

Роман Иванов, человек с широким профилем

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Нравится
2. Анастасия 04.03.2012 12:56
Похоже, что взгляд на киномузыку у автора статьи Романа Иванова был с весьма и весьма далёкой стороны, ограниченной в ракурсе, ограждённой витиеватой изгородью, обходящей все тонкие нюансы, касающиеся непременно важнейшего из всех составляющих кино видов искусств, играющего одну из главных ролей! Вполне очевидно, что от самой музыки автор находится на расстоянии энного количества световых лет. Чтобы разбить эту абсурдную статью в пух и прах для полного удовлетворения можно было бы поглумиться над каждым предложением, ибо они вызывают абсолютное недоумение и множество вопросов, а также ставят под сомнение осведомлённость автора в литературе посвящённой киномузыке, например Вежбицки, Лиссы, Дворниченко, Кац да и многих других...
3. Анастасия 04.03.2012 12:57
Меня бы не так взъела эта псевдокритика на киномузыку, если бы автор следовал своему обезопасывающему манёвру в названии статьи "Взгляд со стороны…" - типа, если что, я тут дилетант, особо строго не судите! - Тогда да, я согласна. Но нет же, вдруг автор всё-таки опирается на источники, на историю, по которой он прокатился как по горбатой ледяной горке - быстро и невзначай, но тем не менее вскакивая и выкрикивая угодные для утешения снобизма форсированные события. Если уж приводится в пример композитор Косенко, то почему так опрометчиво упущено имя Шостаковича? Да и как можно согласиться с таким высказыванием, как "бездарные импровизации"! Извините, батенька, немое кино было не настолько ахти, чтоб его можно было испортить музыкой, и замечу, что за саму импровизацию редко берутся бездари. Может Вы имели в виду не достаточное проникновение музыканта в происходящее на экране, не достаточно передающее музыкальное настроение? А вот здесь отнюдь не вина музыканта, если вспомнить какими терминами для исполнителя режиссёры обозначали эпизоды - здесь - весело, там - грустно, далее - празднично, тут - игриво и т. д. Что попросили, то и звучало!
4. Анастасия 04.03.2012 12:58
Так что и о "унизительной зависимости" речи быть не может. А вот это утверждение меня вывело окончательно из равновесия: "Не нужно быть экспертом, чтобы по собственному опыту знать, что удачная музыка зачастую наделяет картину несуществующими достоинствами, в то самое время как блеклое сопровождение неизбежно накладывает негативный отпечаток на восприятие результатов труда целой съемочной группы."
Попробую в стиле автора рубануть с плеча и возразить (хотя совершенно ясно, что предложение бредово по своей сути), но всё же можно привести тысячи примеров с так называемой "удачной" музыкой, которая гармонично сопровождает фильм и придаёт ему множество достоинств! Вспомните хотя бы фильмы с музыкой Морриконе, Рота, Голдсмита; фильмы Кубрика, Линча, Гринуэйя, так навскидку.
А как же такие понятия как музыкальная драматургия в кино, тут термином "удачная" ограничиться трудно, а как же иллюстрация и драматургический контрапункт, если идут сравнения голливудской и европейской школы!
Да и эти высказвания Бунюэля, неужели они до сих пор вызывают бурный интерес? И где элементарная дифференциация (структурные отличия) - где Бунюэль, а где Земекис, что такое "Ангел-истребитель" и "Назад в будущее"?
5. Анастасия 04.03.2012 12:58
А как же жанры, электронный и шумовые эксперименты и множество других, более актуальных тем, касающихся киномузыки. Последнее заключение автора, напоминающее бессмысленные метаморфозы оставляет на лице трикстеровскую ухмылку. Что ж…
Варварство статьи вполне объясняется уже хотя бы не разработанностью блога журнала, где собрались - не спорю - большие любители кинематографа-как-изображения, но ничего не смыслящие в кино-как-звуке.
6. Игорь Талалаев 22.10.2012 21:14
Анастасия, вам бы впору не тратить силы на посты, а написать ответную разгромную статью - столько накопилось мыслей и критики. В рамках раздела "Люди говорят" это даже приветствуется)
7. Роман Иванов 01.07.2013 18:29
Боже, какая прелесть! Мечта любого автора - вызывать горячий отклик в сердцах. Март 2012 года, столько времени прошло, а тут такое... Столько кирпичей... Чудо.

Ладно, по пунктам.

"Чтобы разбить эту абсурдную статью в пух и прах для полного удовлетворения можно было бы поглумиться над каждым предложением"

Ну и?

"ставят под сомнение осведомлённость автора в литературе посвящённой киномузыке, например Вежбицки, Лиссы, Дворниченко, Кац да и многих других"

Вы диссер по киномузыке защитили? Предложите редакции автореферат, наверняка опубликуют, в этой же рубрике.

"Если уж приводится в пример композитор Косенко, то почему так опрометчиво упущено имя Шостаковича?"

А хто это?

"Да и как можно согласиться с таким высказыванием, как "бездарные импровизации"! Извините, батенька, немое кино было не настолько ахти, чтоб его можно было испортить музыкой, и замечу, что за саму импровизацию редко берутся бездари... ...Что попросили, то и звучало!".

Вы - бездарный тапер, и я вас обидел? Сорри. Если бы вы были талантливым тапером, то, конечно, не приняли бы эти пассажи на свой счет. Еще раз извините.
8. Роман Иванов 01.07.2013 18:30
"А вот это утверждение меня вывело окончательно из равновесия: "Не нужно быть экспертом, чтобы по собственному опыту знать, что удачная музыка зачастую наделяет картину несуществующими достоинствами, в то самое время как блеклое сопровождение неизбежно накладывает негативный отпечаток на восприятие результатов труда целой съемочной группы." Попробую в стиле автора рубануть с плеча и возразить (хотя совершенно ясно, что предложение бредово по своей сути), но всё же можно привести тысячи примеров с так называемой "удачной" музыкой, которая гармонично сопровождает фильм и придаёт ему множество достоинств! Вспомните хотя бы фильмы с музыкой Морриконе, Рота, Голдсмита; фильмы Кубрика, Линча, Гринуэйя, так навскидку"

Слово "зачастую" заметили? Нет? Рога заслонили, понимаю. Вы же ж просто повторили мою мысль, только, условно говоря, КАПСОМ. Нет чтобы статью нормально прочесть...

"А как же такие понятия как музыкальная драматургия в кино, тут термином "удачная" ограничиться трудно, а как же иллюстрация и драматургический контрапункт, если идут сравнения голливудской и европейской школы!"

Ой, а запилите-ка нам популярную статью в развлекательном стиле про драматургический контрапункт, а? Всем будет интересно, и лично я надеюсь узнать много нового.

"Да и эти высказвания Бунюэля, неужели они до сих пор вызывают бурный интерес?"

Да.

"И где элементарная дифференциация (структурные отличия) - где Бунюэль, а где Земекис, что такое "Ангел-истребитель" и "Назад в будущее"?"

Это фильмы.
Где Бунюэль? В разделе "Арт-хаус" на торрентах, а Земекис - в разделе "Зарубежное кино".
9. Роман Иванов 01.07.2013 18:30
"А как же жанры, электронный и шумовые эксперименты и множество других, более актуальных тем, касающихся киномузыки."

Предоставлю слово великому Пелевину:
"Медицина утверждает, что пи***асы бывают трех видов — пассивные, активные и актуальные. Первые два вида ведут себя так потому, что такова их природа, и к ним претензий ни у кого нет. А вот третий вид — это такие пи***асы, которые стали пи***асами, потому что прочли в журнале «Птюч», что это актуально"
К Анастасии эта цитата никоим образом не относится, по понятным причинам.

"Варварство статьи вполне объясняется уже хотя бы не разработанностью блога журнала, где собрались - не спорю - большие любители кинематографа-как-изображения, но ничего не смыслящие в кино-как-звуке"

Вспоминается эпизод из "Амазонок на Луне". Идет телепередача, сидят два критика, один говорит: "А сколько можно критиковать фильмы? Давайте лучше будем критиковать обычных зрителей!" И начинают обсуждать дядьку, который как раз сидит у экрана. Очень смешно было. Он умер потом, кстати, хехе, бедняга... Короче, за неимением вменяемой аргументации в ход идут тезисы типа: "Да вы дураки тут все, скажу я вам". Настя, наша арт-критика в глубокой ...е из-за таких как вы (смайл)

Удачи, было приятно получить отклик на свои буковки.

Р.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 429 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio