КРАЙ СВЕТА (RIM OF THE WORLD)
2019, США, 98 мин.
Жанр: фантастика, семейный
Режиссёр: МакДжи
В ролях: Джек Гор, Мия Чех, Бенжамин Флорес мл., Алессио Скальцотто, Эндрю Бэчелор, Аннабет Гиш
Летний лагерь «Край света» на первый взгляд идеальное место, чтобы на пару недель оторваться от компьютера и попытаться завести новых друзей. Так, очевидно, рассуждала мама Алекса (Джек Гор), когда против воли сына отправила того в сей чудный край. И не важно, что все вожатые как один некомпетентные расисты, а летний досуг напоминает курс молодого бойца в армии. Главное, что вокруг горы, леса и свежий воздух! О том, что возможно вторжение пришельцев, впрочем, в рекламном проспекте не говорилось ни слова, но не пропадать же новым товарищам и навыкам, которые приобрёл в летнем лагере?
Называть режиссёра Джозефа Макгинти Никола, более известного, как МакДжи, хорошим – опрометчивое и крайне спорное решение. Получивший благосклонность Голливуда после успешной дилогии «Ангелы Чарли», МакДжи пустился во все тяжкие и кроме продюссирования разного толка сериалов снял пару картин, заметно уступающих по качеству даже «Ангелам», которые и так звёзд с неба не хватали и заслужили свой статус исключительно благодаря троице главных героинь и безбашенному действию. Ни «Терминатор: Да придет спаситель», ни «Значит, война» не убедили голливудских боссов и зрителей в исключительности таланта МакДжи, что, тем не менее, никак не сказалось на его творческих амбициях.
Новая картина постановщика, рассчитанная на подростковую аудиторию и выпущенная прямиком для релиза потоковым сервисом Netflix, может по праву считаться ещ` одним бездарным проходняком, на который стоит обратить внимание, только если вы смотрите все детские фильмы подряд и неравнодушны к историям об инопланетных вторженцах (но, пардон, зачет тогда вы читаете «25-й кадр»?).
Кинематограф помнит немало случаев, когда истории, где мир были вынуждены спасать дети, преподносились оригинально и с фантазией. Пожалуй, главным по части подростковой фантастики всегда был Стивен Спилберг, как никто умеющий создавать достоверные образы и особую атмосферу беззаботного детства. Именно Спилбергом вдохновляются многие современные режиссёры, когда снимают кино о детях. К примеру, братья Даффер, ответственные за небезызвестные «Очень странные дела», кажется, отлично усвоили беспроигрышную формулу успеха, а вот МакДжи при всём своём стремлении «закосить под Спилберга» проваливается по всем фронтам просто потому, что потребность угодить всем и каждому у него сильнее, чем желание сделать хорошее кино.
Вопросы начинаются уже на представлении команды героев, вроде бы обычных ребят, но показанных через некую призму гротеска. Всезнайка Алекс живёт затворником и знает всё на свете от устройства космических кораблей до внутренней работы правительственной космической программы. Он, подобно Википедии, своевременно выдаёт зрителю необходимые пояснения к сюжету, забывая о том, что в первую очередь должен быть обыкновенным напуганным ребенком. Зрителя пытаются убедить, что мальчик страдает от потери отца, но об этой психологической травме вспоминают за весь фильм лишь пару раз и только затем, чтобы в нужный момент показать, как герой переступает через свои страхи. «Золотой мальчик» Дариуш (Бенжамин Флореш мл.) и вовсе выглядит пародийной версией богатенького белого паренька, при том, что является чернокожим, слушает рэп и имеет все замашки выходца из трущоб. Странное поведение для того, у кого всё есть, кто вырос в богатой семье и не должен, в общем-то, знать о замашках чёрных из гетто. Фильм пытается пошутить на эту тему устами других чернокожих актёров, но выглядит это ужасно неуместно и больше напоминает скрытый расизм сценариста.
Обязательным представителем азиатов в компании становится девочка ЖенЖен (Миа Чех), которая лишь подкрепляет расистский скрипт абсолютно шаблонной для азиатов в кино ролью боевой и изобретательной сорвиголовы, изъясняющейся по-английски исключительно цитатами из боевиков. Ну а процентную долю латиносов в этот интернациональный капустник по-голливудски вносит юный уголовник Габриэль (Алессио Скальцотто), мальчик модельной внешности с добрым сердцем, который со слезой в глазах рассказывает зрителю драматическую историю о том, как загремел в колонию для малолетних лишь за то, что дал в глаз покупателю в магазине родителей. О да, очень натуралистично. Особенно загадочная болезнь Габриэля, которая не позволяет ему разбираться в цифрах, если они не написаны перед ним на бумаге. Очевидно, болезнь настолько тяжёлая, что даже на наборной панели введения кода для спасения мира цифры умудряются не поддаваться восприятию бедного мальчика, пока товарищ не перепишет их специально для него собственной кровью. И стоит ли говорить о том, что расположение цифр элементарно можно было выучить исходя из их расположения на клавиатуре мобильного телефона?
И возвращаясь к чудо-лагерю, куда родители отправили своих ненаглядных чад, стоит отметить, что даже на Хрустальном озере, где утонул и воскрес Джейсон Вурхиз (да-да, тот самый любитель хоккея чужими отрубленными головами в пятницу 13-го), с организацией было куда лучше, чем в «Крае света», где в вожатые берут абы кого, а при эвакуации детей не ведут их учёта. Забыть троих своих подопечных и пьяного вожатого, который – к слову! – лежит прямо на столе возле жилых домиков – ну это надо любить детей примерно так же, как их любит мистер Крюгер с улицы Вязов.
Впрочем, верх наивности ждать от картины с бюджетом всего $16 миллионов эпического размаха и высококлассного сценария. Бюджетность сего творения прослеживается буквально с первых кадров, где космический корабль неких иноземных агрессоров атакует орбитальную космическую станцию, и после, когда лагерь и близлежащую территорию накрывает непонятный жёлтый купол, словно для пущего драматизма оператор решил снимать через цветной фильтр. Но печальнее всего выглядят спецэффекты, на которые элементарно не хватило средств. Инопланетный хищник, с которым сталкиваются главные герои, словно прибыл к нам из 1993 года, прямиком из игры DOOM, судя по дизайну и аналогичному уровню графики, а космические баталии в небе, которые мы видим глазами детей, так и остаются весь фильм чем-то далёким и едва заметным. Фильм изо всех сил пытается казаться дорогим семейным киноаттракционом, но обрушивается под весом собственных амбиций, бюджетности и нашпигованного штампами сценария. Не спасают положение даже тонны отсылок на поп-культуру, вложенные в уста Дариуша – так бездарно и скучно они реализованы.
Трудно сказать, чем руководствовался Зак Стенц, сценарист «Края света», при работе над скриптом, и что побудило МакДжи браться за проект, который изначально был обречён на тихий онлайн-прокат. Но с уверенностью можно сказать, что при соответствующем старании и знании своей аудитории из истории о четырёх детях, спасающих мир от пришельцев могла получиться как минимум добротная подростковая фантастика. «Край света», увы, лишён всех этих составляющих, а потому заслуженно канет в небытие. И поделом. Пусть лучше подростковой фантастикой занимаются Спилберг и Дафферы, которые на этом собаку съели.
Сергей Прудников
На Netflix с 24 мая