МАЛЕФИСЕНТА: ВЛАДЫЧИЦА ТЬМЫ (MALEFICENT: MISTRESS OF EVIL)
2019, США-Великобритания, 118 мин.
Жанр: фэнтези, приключения, семейный
Режиссёр: Хоаким Роннинг
В ролях: Анджелина Джоли, Эль Фаннинг, Харрис Дикинсон, Мишель Пфайффер, Сэм Райли, Чиветель Эджиофор, Эд Скрейн
МНЕНИЕ «ПРОТИВ»:
После событий первой «Малефисенты» прошло пять лет. Принцесса Аврора с сомнительным успехом правит волшебным королевством, рогатая фея опять отсиживается где-то на Топких болотах, а принц Филипп наконец решает сделать своей возлюбленной предложение. Этот смелый шаг имеет далеко идущие последствия и вызывает у причастных противоречивые эмоции. Боевая королева-мать Филиппа и его мягкотелый отец довольны, Малефисента – не очень, самим влюблённым на чужое мнение всё равно, но в итоге всем им предстоит собраться на званый ужин в замке родителей жениха. Напряжённая атмосфера за столом не сулит ничего хорошего, и череда недвусмысленных намёков и панчлайнов выливается в подставу подстав и интригу интриг. Кажется, что ружья наконец развешаны и пружина остросюжетного действия вот-вот разожмётся, но потом происходят повороты куда-то не туда и начинается испытание зрительского терпения.
Всё это ещё более чем прежде похоже на плохой фанфик. «Малефисента: Владычица тьмы» полна новых деталей и смелых сюжетных ходов, но они напрочь отказываются работать вместе, толкают и пихают соседей, чтобы в концовке и вовсе превратить действие в хаотичное нагромождение событий, которые мешают друг другу доползти до столь ожидаемого финала. Конечно, это по-прежнему тот уникальный случай, когда роль и актриса буквально созданы друг для друга и сложно представить, чтобы в их пейринг вмешался кто-то другой. Анджелина Джоли всё так же хороша в роли экс-злодейки, но уже более холодна и отрешена эмоционально. Её органика теперь становится более декоративной, чем прежде, а сама Малефисента всё чаще оказывается в ситуации, когда нужно просто красиво стоять или лежать – в конце концов, фанатам другого и не нужно.
Обиднее другое – главная антагонистка всего происходящего в исполнении Мишель Пфайффер благодаря пассивности Джоли легко её переигрывает, однако, в итоге падает жертвой неряшливости самого фильма в целом. Имея более жёсткую сюжетную обоснованность и замашки типичной evil queen из какой-нибудь «Белоснежки», она вынуждена отступать под натиском многочисленных глупых сцен, которые нивелируют всю возможную остроту и обещают шаблонную унылую развязку. Расширение мифологии выдуманного мира тоже работает через раз – если сначала идея с расой тёмных эльфов и экскурсией по их Обители кажется занятной, то потом, по мере развития конфликта, становится понятно, что всё было сделано исключительно ради масштаба. Предательство рода как первопричина всех проблем озвучивается, но практически не используется в качестве мотивации поступков – кто-то скажет «у нас война», и сюжет окончательно скатиться в бессистемность.
«Малефисента: Владычица тьмы» в итоге обманывает любые ожидания. Задыхаясь от вторичности эксплуатируемых идей, фильм не доводит до нужной кондиции ни один из имеющихся в наличии крутых сюжетных поворотов. Любые находки здесь оборачиваются в итоге против самой истории, и норвежский режиссёр Хоаким Роннинг просто не в состоянии со всем этим справиться. Сняв ранее в тандеме с другим норвежцем Эспеном Сандбергом пятую часть «Пиратов Карибского моря», постановщик так и не научился работать с проблемным материалом. Он по-прежнему насыщает действие визуальными эффектами, красиво расставляет актёров в мизансценах, но абсолютно не понимает, как можно хоть что-то исправить. Собственно, его усилий во благо проекта практически не видно – заметны усилия оператора, художников, костюмеров и гримеров, благодаря которым даже розовощёкая Эль Фаннинг смотрится принцессой из принцесс. Поцелуи любви по-прежнему целуются без особого успеха, слёзы капают, волшебство пульсирует яркими красками, а материнские чувства решают. Но как же за всем этим невыносимо скучно наблюдать.
Кирилл Банницин
МНЕНИЕ «ЗА»:
Можно по-разному оценивать подход студии Disney к своему наследию, однако, бесспорным остаётся факт, что Мышиный дом определённо знает толк в том, как делать прибыль на сказках. Новые-старые версии «Красавицы и чудовища», «Аладдина» и «Книги джунглей» собрали неплохую кассу, а переосмысление знакомой с детства истории о Спящей красавице с центральной антагонисткой в главной роли и вовсе стало неожиданным хитом.
Казалось бы, что нового может дать миру история о злой ведьме и проклятии вечного сна? Оказывается, если посмотреть на конфликт с позиции злодея, то всё может оказаться не так однозначно. А если к тому же позвать на титульную роль мрачной колдуньи Малефисенты Анджелину Джоли, которая будто бы рождена для подобного образа, то успех современной адаптации Спящей красавицы не вызывает никаких сомнений.
Да, кто-то, быть может, отметит, что менять героев и злодеев местами – сюжетный ход уже порядком заезженный, но когда речь заходит о персонаж, чьей истории изначально уделялось преступно мало внимания и кого априори обвиняли во всех смертных грехах без права на помилование, то хочется быть снисходительным – в эпоху повсеместного ущемления чьих-то прав не дать высказаться сказочной злой ведьме чревато, знаете ли, обвинениями в расизме, шовинизме и других совсем не сказочных преступлениях.
«Малефисента» 2014 года не стала каким-то выдающимся откровением. Обещанный ремейк диснеевской сказки на деле оказался постмодернистским пересказом от лица другой стороны, чем, вероятно, и подкупил зрителя, принявшего новую версию событий благосклонно. Как это ныне водится, за хорошими отзывами и финансовым успехом последовало обещание продолжения, которое уже не нуждалось бы в сюжетных костылях в виде сказочного первоисточника и могло расширять границы имеющегося мира в любую сторону.
Собственно, именно этим Хоаким Роннинг, сменивший Роберта Стромберга на посту режиссёра, и занялся – начал расширять волшебный мир, полный сказочных фей, живых деревьев и гордых королей. В этом чарующем и нарочито нереальном мире после событий первой картины минуло пять лет. Всё вроде бы хорошо – принцесса Аврора правит Болотами и населяющими их волшебными созданиями, а Малефисента снова уединилась ото всех, наслаждаясь покоем и защищая время от времени Болота от вторженцев из королевства людей. Да только люди повадились на Болота уж слишком рьяно, стремясь заполучить секреты местной магии, и такое неуважение к добрососедству крайне не по душе тёмной фее. А тут ещё принц Филипп сподобился спустя пять лет конфетно-букетного периода перейти к следующей стадии и позвал Аврору замуж, на что та, конечно же, ответила согласием. Разумеется, самое кошмарное во всей этой ситуации – необходимость знакомиться с родителями Филиппа: добродушным королем Джоном и предприимчивой королевой Ингрид. И, как и следовало ожидать, ничего хорошего из подобного знакомства не выходит – две сильные женщины сталкиваются лбами так, что искры летят, и вот уже волшебный мир идёт войной на людей.
Некоторые ругали «Малефисенту» Стромберга за нарочитую сказочность, граничащую с инфантилизмом, но, будем честны, подобное настроение – это скорее наследие анимационного оригинала и сюжетная необходимость. Роннинг так же не стал добавлять в сиквел реализма – волшебное королевство всё ещё живет по каким-то невероятным сказочным законам, Аврора отдаёт собственную недвижимость народу, переселяется жить на Болота, умудряясь сохранять вполне цивилизованный вид и не ходить с немытой головой, что уже чудо-чудное и диво-дивное в условиях тотальной антисанитарии вокруг. Но при всех этих условностях, сиквел «Малефисенты» ощущается стройнее и продуманнее своего предшественника. За счёт чего достигается такой эффект? Как ни странно, за счёт маленьких деталей и мелочей, которыми Роннинг приправил свою историю.
К примеру, насколько же тонкой и напряжённой получилась ссора за королевским обедом, когда своенравная королева Ингрид, не прибегая к открытым нападкам, умудряется вывести из равновесия старающуюся быть любезной гостьей Малефисенту. Подколка здесь, замечание там – и вот уже атмосфера за обедом царит не дружественная. При этом любопытно наблюдать не только за участницами конфликта, но и за свидетелями – королём, тщетно пытающимся свести спор к светской беседе и молодыми влюбленными, которым очень неловко наблюдать, как ссорятся их матери. Но центральными фигурами здесь, как и во всей картине, несомненно, являются героини Пфайффер и Джоли – две настолько разные по своей сути правительницы, пропагандирующие разные взгляды на власть.
Пфайффер уже не впервой играть сказочных злодеек, но пытливый зритель едва ли отыщет общие черты между Ингрид и Ламией из «Звёздной пыли». Ингрид – персона более расчётливая и не столь однозначная, действующая тонко, исподволь. Недаром сама актриса не считает Ингрид злодейкой, лишь женщиной, отстаивающей свои принципы. И это довольно точное описание персонажа. Малефисента же в сиквеле претерпевает довольно странные метаморфозы – она вновь нелюдима и социально дезадаптирована, ей заново приходится учиться манерам в общении с людьми и выражать эмоции, как будто за пять лет она начисто потеряла связь с большим миром, буквально витая в облаках на новообретённых крыльях. Однако, помимо поиска своего места в мире людей, героиня в истории Роннинга ведёт и куда более личный поиск – собственного пути. Который в свою очередь осложняется появлением в жизни Малефисенты других представителей её вида – тёмных эльфов. И если прежде ей было необходимо защищать лишь свою названную дочь, то теперь защита требуется целому народу, для которых героиня Джоли – избранная.
И вот тут появляются новые детали, которые выделяют картину Роннинга из прочей череды проходных сиквелов. Вся часть с народом Малефисенты отдает кэмероновским «Аватаром», но в лучшем своём проявлении. Видно, что сценаристы не пытались тупо скопировать сюжетные ходы, а подошли к истории с умом – зрителю предлагают поверить в существование целой расы крылытых рогатых эльфов, отличающихся многообразием видов и расцветок. Вот эльфы тундры и их крылья бесцветны, вот эльфы тропических лесов – они яркие и подвижные. Подобное разнообразие, да ещё оправданное с точки зрения природных ландшафтов, подкупает; в этот мир хочется поверить и его хочется исследовать. В скромный, по меркам голливудского блокбастера, двухчасовой хронометраж зрителя почуют основами культурных традиций эльфов, но дозировано и ровно столько, сколько требуется для понимания финального твиста. Двумя проводниками в новом для Малефисенты мире становятся мудрый Коналл (Чиветель Эджиофор) и воинственный Борра (Эд Скрейн), и на первый взгляд сути этих персонажей довольно прозрачны, но и тут сценаристы приятно удивляют, предпочтя не ударяться в банальности и предлагая для героев иную трактовку их поведения.
Что же касается финальной битвы объединённых сил эльфов и магических существ против людей, то тут, пожалуй, Роннинг выдал одно из лучших фэнтези-сражений за всю историю фильмов Disney. До уровня первых «Хроник Нарнии» по эпичности, может быть, режиссёр и не дотянул, но то, что он добавил бойне осмысленности – неоспоримый плюс. Много ли фантастических баталий вы знаете, когда армии действительно знают, что делают? Битва во «Владычице тьмы» удивляет логикой и осмысленностью в действиях сторон. Вот армия Ингрид расставляет хитроумные ловушки для «авиации», а здесь западня для «пехоты». Вторая же сторона, неся потери в своих рядах, отнюдь не пытается продолжать идти напролом в лучших традициях голливудского пушечного мяса, а перестраивается и пробует новые тактики. За таким ходом битвы интересно наблюдать, он выглядит достовернее масштабного месива из CGI-тел, вроде тех, что мы наблюдали, к примеру, в «Игре престолов». При этом для сказочного «рубилова» ставки у Роннинга, на удивление, высоки, и иммунитета от внезапной смерти нет даже у ключевых персонажей.
«Малефисента: Владычица тьмы» – спорный сиквел, имеющий ряд очевидных недостатков, но при этом удивляющий и неожиданными достоинствами, которые в общей перспективе делают сиквел на голову лучше и стройнее оригинального фильма. Анджелина Джоли в качестве крылатой защитницы сирых и убогих феечек и прочих смурфов так же гармонична и естественна, как Джонни Депп в образе вечно пьяного пирата
(капитана! – прим. ред.), и с подачи Роннинга сиквел открывает для потенциальной франшизы новые перспективы.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 17 октября