Элегантная, уверенная в себе криминальная драма «Подпольная империя» – одно из самых недооценённых шоу в истории «золотого века телевидения».
ПОДПОЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ (BOARDWALK EMPIRE)
2010, США, 60 мин.
Жанр: драма, криминал
Количество сезонов: 5
Режиссёры: Тимоти Ван Паттен, Аллен Култер, Джереми Подесва, Мартин Скорсезе
В ролях: Стив Бушеми, Майкл Питт, Келли Макдоналд, Майкл Шеннон, Шей Уигэм, Майкл Стулбарг, Стивен Грэм, Винсент Пьяцца, Майкл Кеннет Уильямс, Пол Спаркс
На первый взгляд это криминальная драма не самого высокого пошиба, где многое уделяется не тому, чему следовало бы в гангстерском произведении: разговорам в постели вместо лихих погонь и налётов, экзистенциальным размышлениям о природе преступления вместо хроник жизни бандитов и т.п. Но вместе с тем, несмотря на театральность, «Подпольная империя» безжалостна, беспощадна и гениальна. Это сериал без сентиментальности и ностальгии. Он отказывается щадить жизнь любимых персонажей (тренд, заданный вместе с «Игрой престолов») или делать какие-либо художественные уступки.
«Подпольная империя» не получила признание популярных «Во все тяжкие» или «Клана Сопрано», но при этом произведение остаётся почти уникальным – по крайней мере одной из самых многослойных телевизионных драм современности. Шоу всегда было чем-то большим, чем просто еженедельная сводка убийств и хроника бутлегерства: «Подпольная империя» внимательно разглядывала американское общество. Создатели не уклонялись от восприятия Ку-клукс-клана или социальных и финансовых ограничений женщин в 1920-е.
Также сериал является одним из самых дорогих телевизионных проектов в истории. Декорации стоили почти 2 миллиона долларов, не считая стоимости реквизита и костюмов. Пилотный эпизод был снят за колоссальные 18 миллионов, а остальные серии где-то в среднем по 5 миллионов каждая.
«Подпольная империя» посвящена Еноху «Наки» Томпсону – политическому деятелю, контролирующему Атлантик-Сити. Тот, кто контролирует Атлантик-Сити, контролирует целый штат Нью-Джерси и даже может влиять на судьбу Америки, ведь Атлантик-Сити – крупный порт. В период «Сухого закона» в США именно через порт Атлантик-Сити контрабандой возили алкоголь. Наки как весьма незаурядная личность, обладающая обаянием и статусом в обществе, становится одним из самых влиятельных бутлегеров в США, встречаясь с историческими персонажами той эпохи: бандитами, политиками, правительственными агентами. Последние, кстати, подозревают Наки в связях с бутлегерами и направляют в Атлантик-Сити дотошных следователей.
1 СЕЗОН
Шоураннером был назначен Теренс Винтер, в своё время бывший исполнительным продюсером «Клана Сопрано». Винтер всегда интересовался тематикой 20-х годов, чувствуя, что ранее на телевидение эта эпоха не была показана должным образом. Боссы HBO оказались настолько заинтересованы в проекте, что режиссировать «пилот» позвали аж самого Мартина Скорсезе. Тот же Винтер полагал, что это рисковый шаг – слишком амбициозно для телевидения. Но Скорсезе успокаивал коллегу.
В январе 1920-го в США происходит страшное: принимается «Сухой закон». Пока для одних это трагедия, другие видят в этом возможности. Енох «Наки» Томпсон – коррумпированный городской казначей Атлантик-Сити держит в кармане весь город: местные чиновники платят ему за возможность занимать свои места, мэр у него почти на побегушках, а брат – начальник полиции. Наки, фактически управляя городом, решает сделать из него столицу бутлегерства, переправляя алкоголь из Канады и продавая гангстерам: нью-йоркцам Арнольду Ротшейну и Чарли «Счастливчику» Лучиано и чикагцу Джонни Торрио. Джимми Дармоди, протеже Наки, возвращается с полей Первой мировой и пытается найти своё место в этом мире, что приводит к ошибкам молодого человека. Тем временем, в Чикаго набирает силы банда Торрио, в которой рвётся к власти новый амбициозный криминальный элемент – «шестёрка» по имени Аль Капоне.
Жизнь в городе течёт своим чередом: ку-клукс-клановцы линчуют негров, гангстеры из Нью-Йорка желают прибрать Атлантик-Сити в свои руки, а федеральные агенты хотят прикрыть торговлю спиртным и, естественно, стараются прищучить Наки.
Первый сезон «Подпольной империи» получил исключительно благоприятные критические отзывы: Rotten Tomatoes сразу дали 88% «свежести» со средней оценкой критиков в 8/10. Американский институт кино тут же поместил «Империю» в список «10 лучших сериалов в истории телевидения».
Зрительские рейтинги не отставали. Первый эпизод собрал 4,81 миллиона зрителей в США и серию пришлось транслировать повторно. Скорее всего первую серию посмотрело около 7 миллионов американцев, что сделало её самой рейтинговой серией шоу HBO со времён пилота «Дэдвуда» в марте 2004-го.
В довершении – сезон наград: 18 (!) номинаций на «Эмми», включая «лучший сериал», «лучший актёр в драматическом сериале» (Стив Бушеми) и «лучшая актриса» (Келли Макдональд). Далее – награда Гильдии сценаристов Америки, «Золотой глобус» у сериала, Бушеми и номинация у Макдональд; награда Гильдии киноактеров у актёрского состава и того же Бушеми.
2 СЕЗОН
Премьера второго сезона состоялась 25 сентября 2011 года; в нём показаны события с февраля по август 1921-го.
Тяжела жизнь криминального босса: недруги ставят казначею палки в колёса в нелёгком деле торговли спиртным, то уводя клиентов, то мешая поставщикам. Несколько ключевых компаньонов Наки предают его, но тот, едва избежав тюрьмы, почти в открытую вступает в мафиозную войну, найдя себе новых союзников.
Политическая ситуация также накаляется. Наки получает вежливый отказ от своих не менее коррумпированных политических покровителей с верхушки власти США, а тем временем новая прокурорша, движимая честолюбивыми мотивами, хочет засадить казначея Атлантик-Сити за решётку.
Критические оценки сезона вновь были высоки. Metacritic сразу же вывел оценку 81/100, а Rotten Tomatoes – 85% свежести, причём критики отмечали, что сериал углубляется в психологизм и моральную двусмысленность. Награды не заставили себя ждать: 12 номинаций на премию «Эмми» и 4 в копилку наград. Стив Бушеми вновь унёс награду с собой.
3 СЕЗОН
Третий сезон стартовал 16 сентября и завершился 2 декабря 2012 года. В продолжение «Подпольная империя» шагала с оптимизмом и ворохом наград, но без некоторых актёров. Зато Чарли Кокса (он же Оуэн Слейтер, но массовому зрителю известен за более популярную и позднюю роль нетфликсовского Сорвиголовы) повысили до постоянного появления в актёрском составе, а также на сезон заглянул харизматичный Бобби Каннавале в своём любимом образе злого итальянца.
В канун Нового 1922-го Года Наки Томпсон устраивает вечеринку, куда приглашает своих основных партнёров и клиентов: Арнольда Ротшейна и его команду – нью-йоркских ганстеров; несуразного и грузного бутлегера из Огайо Джорджа Римуса; чикагского мафиози Фрэнки Йеля и других героев сериала. Среди приглашённых Джип Розетти – жестокий и агрессивный итальянский гангстер. Наки, чтобы сохранить свои политические связи, решает максимально обезопасить себя и продавать товар только одному клиенту – Арнольду Ротштейну. Розетти, естественно, оскорблён подобным жестом. Джип захватывает стратегически расположенный городок Тейбор-Хайтс и блокирует поставки алкоголя между Атлантик-Сити и Нью-Йорком. Начинается затяжная гангстерская война. Группировке Атлантик-Сити приходится разбираться без своих влиятельных бандитских друзей: Розетти принадлежит к банде Джо Массерии, видного итальянского авторитета из Нью-Йорка, к войне против которого никто не хочет присоединяться.
Третий сезон «Подпольной империи» также встретил положительные отзывы критиков, которые отмечали, что сериал стал более энергичным и прибавил в жестокости. Снова последовал успешный сезон наград: 10 номинаций на «Эмми», 5 из которых сериал забрал с собой. Бобби Каннавале отметили наградой за лучшую мужскую роль второго плана.
4 СЕЗОН
Февраль 1924-го. Наки окончательно смирился со своей ролью гангстера и заключает соглашение с самыми главными боссами Нью-Йорка. При этом Наки ищет новые способы ведения бизнеса. А тут ещё и новый партнер откуда не ждали – Меер Лански решил провернуть с Наки определённую «схему» во Флориде. В это время в Атлантик-Сити объявляется новый «авторитет» и тут же начинает оказывать давление на местных чернокожих. Им является антагонист сезона и заезжий «вор в законе» из Гарлема – доктор Валентин Нарцисс. У него свои планы и на Атлантик-Сити, и на бизнес местного казначея, и даже на Альберта Ротштейна. Дж. Эдгар Гувер, новое имя среди всех законников США, полон намерений прищучить гангстеров, а федеральные законы берут Наки в кольцо.
Четвёртый сезон «Подпольной империи» критики хвалили за реализм и одновременно за романтизм. Стив Бушеми был традиционно номинирован на премию Гильдии Киноактёров, Джеффри Райт получил номинацию на лучшую мужскую роль второго плана «Выбор телевизионных критиков», а сам сериал вновь был номинирован на «Эмми».
ФИНАЛЬНЫЙ СЕЗОН
После четвёртого сезона, действие которого происходит в 1924-м, сюжетные линии «Подпольной империи» приняли довольно трудный поворот и воспринимать их стало тяжело. Пятый сезон буквально пропускает семь лет и начинается в 1931-м. С точки зрения повествования это имеет смысл: для финала надо показать время, когда в США решили на законодательном уровне вернуть право на алкоголь. Также сказалось решение HBO закрыть шоу: в отличие от обычных 12 серий, пятый сезон содержит лишь 8. Однако самое интересное, т.е. те самые разнузданные гангстерские войны, остались за кадром.
Итак, действие пятого сезона происходит с апреля по октябрь 1931-го, а также углубляется в воспоминания казначея Атлантик-Сити – 1884-й и 1897-й, демонстрируя детство Наки и его молодость (чему отведено около половины сезона). В 1931-м Наки уезжает на Кубу и налаживает связи с производителями рома «Бакарди». А уже в США Наки после нескольких неудачных встреч с гангстерами встречает молодого и честолюбивого человека – Джозефа Кеннеди. Наки пытается провернуть с ним ещё несколько «схем».
Заканчивается сериал как-то скомкано и, если честно, неожиданно, но скорее в плохом смысле этого слова: такое чувство, что создатели не знали, как закончить эту историю.
Нетрудно понять, почему «Подпольная империя» проиграла войну с другими сериалами: шоу продержалось на экранах всего пять сезонов, падение качества после третьего – налицо, а пятый и вовсе оказался высосанным из пальца. Будучи преемником первого (ладно, второго – после «Тюрьмы ОЗ») революционного сериала HBO «Клан Сопрано», «Подпольная империя» была обречена на сравнение с той гангстерской драмой. И если «Сопрано» показывал, что быть бандитом – тоже работа, то «Подпольная империя» показывала гангстеров гангстерами, т.е. такими, какими их обычно рисуют в поп-культуре. И если многие сюжетные решения шоу смотрелись в своей тарелке в фэнтезийном и ревизионистском сериале «Игра престолов» от того же HBO, зритель, несмотря на высокий уровень производства «Подпольной империи», чувствовал, что его дурят и предпочитал, например, «Безумцев» от AMC. Сценаристам приходилось реагировать и бороться за внимание аудитории, что и привело к несуразице в поздних сезонах. Замах на рубль, удар на копейку: создатели не смогли определиться, что же они делают, так что и статус гангстерской саги оказался сомнительным, а высокие авансы, выдаваемые тем же Американским институтом кино – преждевременными и неоправданными.
Первоначальная привлекательность шоу заключалась в его театральном подходе. Скорсезе, например, снял пилотный эпизод, а сценаристы ловко использовали сплав реальности и выдумки: так в сериале задействованы всем известные имена вроде Аль Капоне, Лаки Лучиано и др. Сериал стал настоящей энциклопедией для любителей американской мафии, но и случайного зрителя мог зацепить: всё же «Подпольная империя» была чем-то большим, чем просто сумма её жанровых частей.
Несмотря на внешнее сходство шоу с другими произведениями о гангстерах, акцент в «Империи» делался на общих тематических проблемах или структурных элементах, многие из которых носили даже чувственный характер. Всё это в совокупности приводило к медлительности шоу, но стало сильной стороной, так как оторванные друг от друга сюжетные линии всегда динамично соединялись в кульминации сезона. Конечно, воротилы из HBO довели подобное в той же «Игре престолов» до совершенства, однако, в «Подпольной империи» шоураннеры ещё и, похоже, сами наслаждались декорациями, вниманием к деталям, безупречными костюмами, томными сексуальными сценами, алыми брызгами крови и притягивающим актёрским составом.
Концовка же сериала показывает, что любое преступление приводит к наказанию. Сюжетная линия последнего сезона заставляет Наки покаяться в своих грехах. В конце (в отличие от, скажем, «Во все тяжкие») Наки встречается с непоколебимым ужасом, отчего и финал «Подпольной империи» самый морально бескомпромиссный: разве что «чёрный экран» «Клана Сопрано» может превосходить концовку этой гангстерской саги, хотя, конечно, и в «Империи» не все сюжетные решения финала уместны.
ПЕРСОНАЖИ
Естественно, сильной стороной «Империи» являются персонажи. Каждый из них прописан, даже «залётные» герои на сезон или два. А актёрская игра стала одной из главной вещей, за которые любят этот сериал. Стив Бушеми был первым, кого утвердил кастинг. Наки Томпсон в первоначальном варианте сценария больше походил на Тони Сопрано. Пришлось импровизировать и выбрать максимально непохожий образ, чтобы удивить зрителей. Самого же Бушеми порекомендовал Мартин Скорсезе, приметивший актёра за широкий эмоциональный диапазон и чувство юмора. А Майкл Стулбарг, например, провёл так много исследований своего персонажа, что шоураннеры приобщили его к обучению сценаристов. В комментариях к DVD те признавались, что «не знали столько о Ротштейне, сколько Майкл».
Енох «Наки» Томпсон (Стив Бушеми)
«Первое правило политики: никогда не позволяй правде мешать хорошей истории».
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Протагонист сериала. Основан на реальном криминальном авторитете Атлантик-Сити – Енохе Л. Джонсоне. Коррумпированный чиновник медленно превращается в гангстера, контролируя каждый бизнес в своем городе: от ассенизации до захудалых кафешек. Тем не менее, проницательный и обаятельный Наки любим народом Атлантик-Сити; его популярность особенно высока среди ирландцев и афроамериканцев. Политическое влияние героя же выходит далеко за пределы округа Атлантик – среди его друзей есть сенаторы и губернаторы. Проблемная личная жизнь Наки – одна из центральных тем сериала. Его сестра Сьюзан умерла от туберкулеза, когда он был ребёнком; отец Итан Томпсон всячески унижал молодого Наки; а отношения с братом Илаем – одна из главных сюжетных линий. Первая жена Наки Мейбл покончила с собой в 1905-м, а остальные отношения строились в основном со всякими танцовщицами, пока Енох не повстречал Маргарет в первом сезоне. Также нелегки отношения с протеже Джимми.
Маргарет Шредер (Келли Макдональд)
«Что там говорят на Бродвее? Шоу должно продолжаться».
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Жительница Атлантик-Сити – бедная ирландская иммигрантка. Она вдова брутального Ганса Шредера и у неё двое детей – Тедди и Эмили. Маргарет всегда была умна и интересовалась политикой, что привело её к «Женской лиге трезвости», выступающей за введение «Сухого закона». Её состояние, финансовое и душевное, значительное улучшается, когда Маргарет становится женой, а вскоре и партнёром криминального босса Атлантик-Сити Наки Томпсона, но чувство вины за это становится также лейтмотивом всей её сюжетной линии.
Шериф Илаес «Илай» Томпсон (Шэй Уигэм)
«Я есмь закон, Джорджи! Или ты так надрался, что принял меня за Лиллиан Гиш?»
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Как брат Наки Илай часто находится в тени. Но быть братом самого влиятельного человека в Атлантик-Сити – неплохо, по крайней мере Илай легко стал шерифом, т.е. начальником полиции. Он и его брат – эффективный дуэт, особенно когда дело доходит до удержания власти преступного мира. Однако между братьями есть напряжённость и соперничество. Илай до конца сериала идеализировал брата, хотя их отношения всегда были непростыми. Также Илаю удалось построить семью, в отличие от Наки: у него есть жена Джун и девять (!) детей.
Джеймс «Джимми» Дармоди (Майкл Питт)
«Ты не можешь быть наполовину гангстером, Наки…»
Сезоны: 1, 2
Джимми был на воспитании Наки. Томпсон надеялся, что Джимми однажды станет высокопоставленным членом его преступной организации. Джеймс же, ввиду личных обстоятельств, предпочёл присоединиться к армии США и отслужить пехотинцем на фронте Первой мировой. Отношения Наки и Джимми занимают важное место в сюжете первых двух сезонов, а сюжет будет отсылать к Джеймсу Дармоди вплоть до конца сериала.
Джиллиан Дармоди (Гретхен Мол)
«У меня сложилось впечатление, что ты можешь сделать всё что угодно, Наки».
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Танцовщица, проститутка и владелица борделя. Мать Джимми Дармоди, который был зачат, когда Джиллиан было всего 13. Джиллиан оказалась одной из самых трагичных героинь сериала. Её присутствие вносит необходимый драматический эффект, однако, по мнению многих, с «обратным Эдиповым комплексом» сценаристы переборщили.
Анжела Дармоди (Алекса Палладино)
«Джимми никогда не отпустит меня».
Сезоны: 1, 2
Жена Джимми Дармоди и мать его сына Томми. Молодая итало-американка познакомилась с Джимми в 1916-м. Когда она забеременела, Джимми отбыл на Первую мировую. Несмотря на то, что он не писал ей три года, ей удалось получить признание гражданской жены Джимми, получить дом и финансовую помощь от Наки Томпсона.
Командор Луи Кестнер (Дабни Коулман)
«Этим городом управляет не тот человек».
Сезоны 1, 2, 5
Командор был влиятельным игроком в политическом и преступном мире Атлантик-Сити. Именно он создал систему, в которой переплетается коррупция, рэкет и политика, а также создал персону Наки Томпсона, наделив того связями и влиянием. Командор при этом – одна из самых неприятностей личностей сериала, особенно когда раскрывается вся его подноготная.
Эдвард Ансельм «Эдди» Кесслер (Энтони Лакиура)
«Нуки! Нуки... есть новости!»
Сезоны: 1, 2, 3, 4
Верный помощник Наки и его камердинер. Немецкий подданный, говорит по-английски с очень сильным акцентом. Как и у многих персонажей, у Эдди есть прототип – водитель Еноха Л. Джонсона по имени Луки Кессел. До иммиграции в США Эдди был помощником управляющего универмага в Ганновере. Он был женат, у него было двое детей, но из-за романа Эдди на стороне брак распался. Как помощник Наки, Эдди планировал встречи своего босса, был водителем, массажистом, ходил за покупками и решал прочие вопросы секретаря. Из-за своих лучших пожеланий, благих намерений, а также моральной слепоты часто попадал в комические ситуации. При этом он очень храбрый человек и несколько раз спасал Наки жизнь.
Люси Данцигер (Пас де ла Уэрта)
Сезоны: 1, 2
Люси когда-то была танцовщицей, но незадолго до событий сериала стала любовницей казначея Атлантик-Сити Наки Томспона. Она прозябает в кругу роскоши. Вспыльчивая, но страстная – подходящая пассия для такого сильного человека как Наки.
Ричард Хэрроу (Джек Хьюстон)
«Иногда я забываю, как я выгляжу. Потом я беру зеркало и долго смотрю в него. Иногда я смотрю на свое лицо… и не могу вспомнить, кем я был раньше».
Сезоны: 1, 2, 3, 4
Хэрроу был снайпером армии США во время Первой мировой. Военная травма нанесла значительный ущерб как левой стороне его лица (он потерял глаз, левую половину верхней челюсти и большую часть щеки), так и психике. Маска, за которой Хэрроу прячет изуродованную часть физиономии, стала и символом его отрешенности от мира. Найдя себе друга в лице Джимми Дармоди, Ричард становится частью бутлегерской бригады: в его обязанность входит охрана Джимми, доставка алкоголя и убийства по указке боссов. На протяжении сериала Ричард прикончил, наверное, самое большое количество персонажей, как сюжетно заметных, так и не особо.
Оуэн Слейтер (Чарли Кокс)
«Эти ублюдки должны научиться уважению».
Сезоны: 2, 3
Ирландский-иммигрант и преступник. Слейтер, выросший в маленьком городке Колрейн в Ирландии, рано понял, что он слишком смышлёный и талантливый. Оуэн быстро примкнул к ирландским экстремистам во главе с политиком Джоном МакГарриглом. Националистические инстинкты молодого человека и таланты вроде меткой стрельбы и опыта во взрывчатом деле привели его к высокому посту в Ирландской республиканской армии. В итоге Оуэн стал отвечать за безопасность МакГарригла и решал некоторые вопросы (читай: наёмные убийства) в Америке. Позже переметнулся к Наки. Слейтер показал себя верным, честным и бескомпромиссным членом группировки Атлантик-Сити.
Альберт «Мелок» Уайт (Майкл Кеннет Уильямс)
«За каждую каплю, пролитую из этих бутылок, я возьму каплю вашей крови».
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Мелок – рэкетир и неофициальный лидер афроамериканского сообщества Атлантик-Сити. По большей части Мелок является верным союзником Наки, несмотря на редкие разногласия. Возможно, это потому, что стараниями Томпсона у Мелка «дом больше, чем у мэра». Мелок родился в Элгине, штат Техас, в семье плотника-самоучки. Его отца убили расисты. К концу 1890-х Мелок плотно обосновался в Атлантик-Сити, где в 1898-м познакомился с молодым шерифом Наки Томпсоном и стал платить ему за «крышку». К 1921-му Мелок – главный авторитет среди чернокожих. Уайт – один из самых запоминающихся и харизматичных персонажей сериала, который, к тому же, имеет с четвёртого сезона собственную сюжетную линию.
Микки Дойл (Пол Спаркс)
«Хааааа!»
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Гангстер из Филадельфии, который основался в Атлантик-Сити. Видный бандит – союзник Наки и конкурент Мелка. Мечислав Кузик, иммигрант из Польши, незадолго до событий сериала сменил себе имя на более меткое и американское – Микки Дойл, о чём иронизируют уже в первой серии. Сам же персонаж имеет большое сходство с Микки Даффи – реальным польским бутлегером 1920-х. Неуместное чувство юмора, честолюбие, алчность и отсутствие верности кому-либо часто вызывали у Дойла проблемы на протяжении всего сериала.
Нельсон Ван Алден (Майкл Шеннон)
«Но ты преисполнен суждениями нечестивых».
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Также известный как Джордж Мюллер. Пуританский и психически нестабильный агент из бюро по соблюдению Сухого закона. Сюжетная линия Ван Алдена начинается как противостояние Наки Томпсона, но затем обрастает своей собственной историей, а ближе к финалу сериала перекликается с линией Капоне.
Альфонсо «Аль» Капоне (Стивен Грэм)
«Я был в дороге 18 часов. Мне нужно принять ванну, немного поесть… а потом мы с тобой сядем и поговорим кто умрет, да?»
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Жестокий, безжалостный и вспыльчивый гангстер из Чикаго начинает свой путь в роли «солдата» группировки Торрио и становится одним из самых могущественных и печально известных криминальных авторитетов мировой истории. Аль появляется уже в первой серии: ему 21, он работает водителем, барменом и «мускулами» для Торрио. Капоне – молодой и не самый сообразительный человек завидует Лучиано, который также молод, но уже владеет казино и держит несколько кварталов в Нью-Йорке. Капоне является одной из центральных фигур сериала, хотя произведение, вроде как, не о нём. Тем не менее, среди персонажей «Подпольной империи» именно Аль Капоне заслужил больше всего внимания фанатов и простых зрителей.
Джон «Джонни» Торрио (Грег Антоначи)
«В прошлый раз, когда мы встречались все вместе, с нами был ещё один человек – Большой Джим Колосимо. Он был хорошим человеком, но, не поймите меня неправильно, не смотрел в будущее».
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Авторитет из Чикаго и наставник Капоне. Основан на одноимённой исторической фигуре, хотя в сериале представлен как пожилой человек; настоящий Торрио был всё же относительно молодым в 1920-х. Торрио – видная фигура с первого сезона: именно он познакомил Ротштейна с Наки, положив начало их непростым отношениям.
Джеймс «Большой Джим» Колосимо (Фрэнк Круделе)
Сезоны: 1
Бывший глава чикагского преступного синдиката. Колосимо появляется лишь в пилотной серии, но своей харизмой сразу привлекает внимание. Его убийство в первой же серии запускает стремление к власти одного невыразительного «солдата» из его группировки – Аль Капоне.
Арнольд Ротштейн (Майкл Стулбарг)
«Я предпочитаю зарабатывать на жизнь честно».
Сезоны: 1, 2, 3, 4
Также известный как Арнольд Ротстин. Самый могущественный гангстер в стране на момент начала сериала. Несмотря на свой статус, он известен своим спокойным и вежливым поведением, а также любовью к азартным играм и экзотической еде. Арнольд, основанный на одноимённой исторической фигуре, ведёт себя как бизнес-гений и дальновидный политик, но внешность обманчива: «АР», как его любовно называют подчинённые, на самом деле жестокий бандит. Сложные отношения и интриги Ротштейна с его протеже, Наки Томпсоном, партнёрами по преступлениям и конкурентами – одна из центральных тем сериала.
Чарли «Лаки» Лучиано (Винсент Пьяцца)
«Будущее за нами».
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Амбициозный и перспективный молодой итальянский гангстер, чей прототип – одноимённая историческая фигура. Лучиано полагается главным образом на хитрость, нежели на пушку, но из-за своего желания лёгкой наживы Лаки часто увязает в проблемах. Впервые зрители знакомятся с Лаки, когда тот прибывает со своим наставником Ротштейном в Атлантик-Сити на встречу, организованную Джонни Торрио, чтобы обсудить алкогольный бизнес. Уже на ней Лаки показывает себя дерзким и нетерпеливым. Со временем его вспыльчивость только растёт, что сделало его одним из самых запоминающихся персонажей сериала.
Меер Лански (Анатоль Юсеф)
«Зачем убивать друг друга из-за несколько ящиков спиртного?»
Сезоны: 1, 2, 3, 4, 5
Он же Мейер Лански, он же Майер Суховлинский – амбициозный еврейско-американский гангстер, родившийся в России, и промышляющий в Нью-Йорке. Меер, также являющийся художественным образом реальной исторической персоны, становится, наверное, главным партнёром и другом Лаки Лучано и Бенджамина Сигеля. Умный и целеустремленный гангстер знает, что деньги могут быть сильнее пули – это сделало из него хорошего манипулятора.
Бенджамин «Багси» Сигель (Майкл Зеген)
«Мы празднуем или нет?»
Сезоны: 2, 3, 5
Профессиональный киллер из Нью-Йорка и партнёр Меера и Лаки. Его странное поведение быстро приклеивает к нему кличку Багси, что на сленге означает «безумный». Также основан на реальной исторической личности. В сериале легендарный гангстер только начинает свой путь, поэтому большая часть его деяний и бандитского пути не получила должного раскрытия.
Моня «Мэнни Мясник» Хорвиц (Уильям Форсайт)
«Бойчик».
Сезоны: 2, 3
Добродушный и остроумный владелец кошерной мясной лавки в Филадельфии, любящий муж и отец, не так прост, как кажется на первый взгляд – он еврейский криминальный босс, «держащий» несколько бистро и ресторанов. При этом Мэнни ещё и безжалостный и циничный убийца.
Вакси Гордон (Ник Сандоу)
Сезоны: 2, 3
Криминальный босс всей Филадельфии. Основанный на одноимённой исторической фигуре, Гордон имеет долгие деловые отношения с Ротштейном и презирает бывшего партнёра – Мэнни Хорвица. Этот влиятельный гангстер временами ставил Наки палки в колёса, но на деле прозябал больше на вторых ролях, чаще просто упоминаемый другими персонажами.
Франческо «Фрэнки Йель» Йоайли (Джозеф Риккобене)
Сезоны: 1, 3, 4
Профессиональный преступник и убийца Йель работает на Джонни Торрио. Всплывает то тут, то там на протяжении всего сюжета сериала: то на вечеринке у Наки, то при сборе гангстеров на войну с Джо Массерией, то при убийстве разных криминальных авторитетов.
Джузеппе «Джип» Розетти (Бобби Каннавале)
«Что это? У тебя пистолет? У меня тоже есть пистолет. И у него пистолет. И у него пистолет. Да у всех у нас есть оружие!»
Сезоны: 3
Главный антагонист третьего сезона «Подпольной империи». Джип – жестокий и непредсказуемый сицилийский гангстер «старой закалки» из Нью-Йорка. У Розетти сильный комплекс неполноценности, из-за чего он бурно реагирует на комментарии, которые зачастую воспринимает как неуважительные. Часто Джип оставляет за собой кровавый след. Единственный человек, в компании которого гангстер ведёт себя скромно и даже подобострастно – его босс Джо Массерия. Буйный нрав не мешает Розетти мыслить стратегически и строить долгосрочные планы. При этом всё же у него есть задатки чести: Джип не наносит вреда женщинам, детям и животным. И да, Джип испытывает удовольствие от эротического удушения.
Джузеппе «Джо» Массерия (Иво Нанди)
Сезоны: 2, 3, 4, 5
Итальянский гангстер и один из самых влиятельных криминальных боссов Нью-Йорка. Не зря Массерию называют «Джо Босс». Также имеет реальный прототип. Массерия – очень грозный и сложный в общении бандит, который, наверное, смог насолить почти всем основным «криминальным» героям сериала. Тем не менее, у него есть своё понятие чести.
Джордж Римус (Гленн Флэшлер)
«Так пусть Римус идёт на …!»
Сезоны: 2, 3, 4
Грузный и неповоротливый мужчина из Цинциннати имеет друзей «на самом верху». Поэтому Римус, также, кстати, основанный на реальной личности, стал одним из «официальных» торговцев спиртным в «сухой» Америке. Острый ум, а также связи в криминальных кругах сделали его одним из самых успешных бутлегеров в США. Римус, любящий обращаться к самому в себе в третьем лице, часто становится объектом для шуток, однако не стоит обольщаться: таланты делают его мощным союзником и опасным противником.
Билли Кент (Мег Стидл)
Сезоны: 3
Молодая бродвейская актриса – немного взбалмошная, но миловидная. Быстро находит общий язык с угрюмым Наки и становится его любовницей. Билли, при этом, не глупа и вполне может позаботиться о себе самостоятельно, хотя отношения с Томпсоном её портят.
Валентин Нарцисс (Джеффри Райт)
«Только короли понимают друг друга».
Сезоны: 4, 5
Видная фигура среди афроамериканцев и главный криминальный авторитет Гарлема, Нью-Йорк. Националистический оратор, призывающей к войне негров и белых – один из самых опасных противников Наки, хотя враждовал он больше, конечно, с Мелком.
Данн Пёрнсли (Эрик Лэрэй Харви)
Сезоны: 2, 3, 4
Профессиональный преступник из Балтимора, который внезапно для себя стал вторым лицом в группировке Мелка. Их отношения начались с взаимной неприязни, но потом переросли в странную форму сотрудничества.
Гастон Минс (Стивен Рут)
«Лучший предсказатель будущего – прошлое».
Сезоны: 3, 4
Третьестепенный персонаж – специальный следователь министерства юстиции США. Это, однако, не единственная его профессия: Гастон также является посредником для теневых сделок генерального прокурора Гарри Догерти. Основан на реальной личности – Гастоне Минсе, мошеннике и негодяе. Несмотря на то, что Гастона в сериале мало, он очень запоминается: во всём виновата его витиеватая речь, безупречные манеры и специфическое чувство юмора.
Дин О’Бэнион (Аррон Шивер)
Сезоны: 3, 4
Ирландский гангстер из Чикаго и главный конкурент группировки Торио-Капоне. Основан на одноимённой исторической персоне. Когда Торрио и другие банды поделили город, О’Бэнион получил контроль над северной частью Чикаго. На эту территорию имеет претензии теряющий хладнокровие Капоне.
Гарри Догерти (Кристофер Макдональд)
«Время от времени мы все сходим с ума».
Сезоны: 1, 2, 3
Коррумпированный политик, а позже – генеральный прокурор США. В основе персонажа лежит одноимённая реальная личность. В первом сезоне Догерти руководит избирательной кампанией сенатора и кандидата в президенты Уоррена Хардинга. Гарри – человек «себе на уме», который на приёме республиканцев встречает другого честолюбивого человека – Наки Томспона (который помог с голосами как Гарри, так и Хардингу). Позже их отношения варьировались от дружеских до почти что враждебных.
Эдди Кантор (Стивен ДеРоза)
«О, нет!»
Сезоны: 1, 2, 3, 4
Возможно, ему и не место в этом списке, но этот персонаж, имеющий реальную основу, часто всплывает в эпизодах сериала. Исполнитель «иллюстрированных песенок», комик, танцор, певец, актёр является «самым везучим жидом в мире» по меткому выражению Меера Лански – пусть особой роли Эдди не играет, он всё равно крепко прописался в реестре героев.
Братья Д’Алессио (Эдоардо Баллерини и др.)
«Наш папа очень любит нашу маму».
Сезоны: 1
Преступники из Филадельфии – родные братья. Лео, Игнаций, Сикст, Маттео, Люсьен и Пий – все названы в честь римских Пап и пытаются наложить лапы на бизнес Наки в Атлантик-Сити.
Дж. Эдгар Гувер (Эрик Ладен)
Сезоны: 4
Его в сериале мало, но игнорировать столь выдающуюся личность, простите за каламбур, преступно. Новоназначенный глава Бюро Расследований Америки – молодой (всего 29 лет!) честолюбивец намерен искоренить мафию.
Сальваторе Маранцано (Джампьеро Юдика)
Сезоны: 5
Влиятельный босс мафии из Нью-Йорка, воюющий с Джо Массерией за контроль над городом. Несмотря на то, что его в сериале мало, он успел проявить себя как опасный противник.
Джозеф П. Кеннеди (Мэтт Летчер)
Сезоны: 5
Второстепенный персонаж пятого сезона – бизнесмен со связями в мире бутлегеров. Нетрудно догадаться, на ком основан этот образ.
Салли Уит (Патриция Аркетт)
Сезоны: 4, 5
Повторяющийся персонаж в 4-м и 5-м сезонах. Она – «тёртый калач» и владелец кабачка в Тампе, Флорида, чей необычный подход к клиентам подкупает Наки. Она становится его деловым партнером и любовницей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аль Капоне, Меер Лански, Лаки Лучиано, Багси Сигел и другие… эти имена всегда привлекали зрителей: храбрые бандиты, ловко обставляющие представителей закона, живут недолго, но ярко. От «Багси» Барри Левинсона с Уорреном Битти до «Ганстеров» Карбельникоффа с Кристианом Слэйтером; от «Потерянного города» с Дастином Хоффманом до «Неприкасаемых» с Робертом Де Ниро – все из вышеперечисленных гангстеров всегда получали достойное воплощение на экране. Возможно, одним из лучших и стала «Подпольная империя». Пока излишне серьёзные произведения, вроде «Клана Сопрано» или классики бандитского кино типа «Ангелов с грязными лицами» утверждают, что быть гангстером – отнюдь не легко, герои из «Подпольной империи» живут, как мы все хотим жить: проводят лихие налёты, обводят законников вокруг пальца, попадают в беды и вылезают из них с помощью смекалки, плетут интриги и, конечно, жируют как фараоны за народные деньги. Сериал, конечно, не об этом и принадлежит больше к разговорному жанру, но кто сказал, что к преступлению нельзя подходить творчески? Одно из самых качественных шоу про бандитов, к сожалению, оказалось более постановочным, нежели реалистичным, но, может быть, в этом и есть его главная изюминка. Buona fortuna!
Егор Рябцев