ПОВОРОТ НЕ ТУДА: НАСЛЕДИЕ (WRONG TURN)
2020, Германия-США-Великобритания, 110 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссёр: Майк П. Нельсон
В ролях: Шарлотта Вега, Адайн Брэдли, Билл Сейдж, Эмма Дюмон, Дилан Макти, Дэйзи Хэд, Мэтью Модайн
В начале нулевых слэшер полноценно вернулся в кинематограф и снова стал востребованным и модным. После успеха «Крика» Уэса Крэйвена (1996) и нескольких последующих жанровых представителей, снискавших славу у зрителей, выход очередной новинки, рассказывающей о группе безалаберных компаний, угодивших в ловушку к маньякам, воспринимался как нечто само собой разумеющееся. Вновь достал из сарая неизменную бензопилу техасский реднек, открыл двери для посетителей Дом восковых фигур, холмы снова стали зрячими, а обгоревший душегуб с улицы Вязов и его коллега в хоккейной маске и вовсе решили превратить друг друга в мясную запеканку в кровавом кроссовере. И всё это только вершина айсберга.
В далёком 2003 году скромный ужастик «Поворот не туда» Роба Шмидта вовсе не пытался изменить правила игры и выпендриться перед зрителем всякими подтекстами – это было предельно честное и чистое жанровое кино с чувством меры, в котором гармонично сочетались искусно нагнетаемый саспенс и динамика лаконичного повествования. Герои, среди которых была симпатяжка Элиза Душку, вызывали искреннее сопереживание, а не выглядели как безмозглые куски мяса. В итоге фильм оказался очень крепким представителем жанра, слава богу, не претендующим на нечто большее. На протяжении последующего десятилетия разношёрстные обречённые бестолочи сворачивали не туда ещё пять раз, но авторы этих сиквелов-приквелов больше пытались удивить малоизобретательным сплэттером, чем вменяемым развитием событий.
Тенденция развития хоррора как жанра в целом говорит о том, что сейчас мало кого интересуют обычные бу-страшилки или эстетика насилия, лишённая смысла. Авторы ужастиков хотят вложить в свои сюжеты как можно больше актуальных повесточек. Не стал исключением и внезапный перезапуск «Поворота не туда». Пожалуй, стоит сказать сразу, что сценарист Алан МакЭлрой, писавший скрипт и к оригинальной ленте, задал иное направление: здесь нет привычных каннибализирующих ублюдков, зато есть очередной деструктивный культ, не дающий спуску незваным гостям. Именно таковыми и видятся местным молодые люди, непонятно зачем отправившиеся в сельскую глухомань всё той же злополучной Западной Вирджинии. Особенно неловко смотрится пара геев, явно принадлежащих к нацменьшинствам – вот уж угораздило ребят отправиться в места, где повсюду лишь недобрые взгляды пьяного отребья. Оказавшись в лесу, мальчишки и девчонки сначала становятся жертвами расставленных по территории ловушек, а затем – чокнутых сектантов, отрешившихся от благ цивилизации и радующихся дарам природы в ожидании Армагеддона.
Несмотря на очевидную попытку выделиться на фоне предшественников, изменив вектор направления франшизы, создатели нового «Поворота…» сами свернули в сторону банальности и вторичности. Чтобы создать запоминающуюся внятную историю про конфликт современной молодежи, априори являющейся носителями нынешних свободных и широких взглядов, и закрытой общины, где сплошь приверженцы радикальной идеологии, нужно быть как минимум Ари Астером, да и ужастиков-триллеров про сумасшедших сектантов существует великое множество. Так стоило ли заново изобретать велосипед? И следовало ли вообще воскрешать бренд? При этом мы нисколечко не сомневаемся, что здешняя final girl по имени Джен – сильная и самодостаточная девушка с высшим образованием (о последнем она проговаривает лично), и, тем не менее, выручать её отправляется отец, как и герой Десмонда Харрингтона вынужден был спасать красотку в первом фильме...
Выходит, если сценарист и вдохнул новую жизнь во франшизу, то вдох этот совершенно не произвёл освежающего эффекта. «Наследие» не работает ни как хоррор-триллер, ни как кровопускательный аттракцион: картина абсолютно не страшна, предсказуема, тяжеловесна и затянута. Единственным эффектным эпизодом выглядит тот, где на героев с огромной скоростью скатывается огромное бревно, словно перекочевавшее сюда из легендарной сцены второго «Пункта назначения». А вот сцена на финальных титрах, снятая статичной камерой и лишённая монтажных склеек, оказывается на порядок круче всего того, что показывали до этого. Посему и становится глубоко обидно за всех поклонников Трёхпалого, Пилозубого и Одноглазого.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 18 февраля