ГОРОД ТАЙН (THE DRY)
2020, Австралия-США, 117 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал, детектив
Режиссёр: Роберт Коннолли
В ролях: Эрик Бана, Женевьев О’Рейли, Кейр О’Доннелл, Джон Полсон, Джулия Блейк, Брюс Спенс, Уильям Заппа
В «Городе тайн» (имеющем более звучное оригинальное название – «Засуха») мужчина возвращается в свой родной городок, затерянный где-то в австралийской глуши. Здесь давно не идёт дождь, из-за чего поселение находится на грани упадка, а новая трагедия, произошедшая в нём, пробуждает отголоски старой беды. Знакомьтесь: Аарон Фалк, офицер австралийской федеральной полиции, который когда-то покинул фермерский посёлок Киварра. Упорный и серьёзный человек посещает похороны друга детства Люка, умершего при загадочных обстоятельствах: сперва Люк убил жену и сына, а после застрелился сам. Ситуация осложняется тем, что местные жители считают Аарона и Люка причастными к смерти школьницы. Это произошло больше двадцати лет, когда те сами были подростками. Хотя доказательств преступления не было, горожане по сей день негативно относятся к Аарону.
«Город тайн» представляет собой типичный детектив, в котором главный герой намерен раскрыть правду. Смерти как в прошлом, так и в настоящем, не раз пересекаются в рамках сюжета: сценарий часто обращается к событиям давно минувших дней. Обе части, т.е. расследование в современности и флэшбеки, то и дело затрагивают судьбы ключевых фигур Киварры: старой подруги Аарона, разгневанных брата и отца мёртвой девушки из прошлого протагониста, местного полицейского, директора школы и т.п. Тем не менее, даже с учетом такого большого состава персонажей и в целом их удачных образов, путешествие главного героя к точке его детективного назначения выглядит несфокусированным. «Город тайн» словно составлен из знакомых любому фанату детектива клише. Элементы австралийского нуара, присутствующие здесь в минимальном объёме, выглядят добавленными по наитию: повествование довольно одномерное, а история горя, вины, секретов маленького городка и поисков правды не даёт эмоционального отклика из-за её чрезмерной театрализованности.
Временами сценарий «Города тайн» идёт на компромисс со зрелищем: вероятно, в этом и была задумка автора. Сюжет сочетает в себе и угрюмую психодраму, и даже поэзию о загнивающей австралийской глубинке, но ни элементы первого, ни детали второго не представлены в полной мере. Процедурное развитие событий, в котором Аарон следует по перечню улик, заполняет весь сюжет. В какой-то момент сценарий вообще резко начинает спешить: похоже, в формате мини-сериала у персонажей и их предысторий было бы больше пространства для раскрытия. Харизматичные герои должны иметь подробное раскрытие в обоих временных линиях «Города тайн», но сценарий отдаёт предпочтение событиям наших дней, из-за чего обильное использование реминисценций, добавленное ради возможности проведения соответствующих параллелей с неудачами Ааарона, выглядит не совсем уместным. Разве что актёров подобрали удачных: в них действительно можно разглядеть австралийских провинциалов, а в присутствии Эрика Баны на экране есть нечто умное, хотя до образа печального копа (каким его здесь выставляют) ему всё же далеко: ну не располагает австралийская засуха к мутным историям и подобного рода персонажам. Жара – не есть экзотический ответ снегу нордического нуара.
Сила фильма лежит в его почти экзистенциальной пустоте: австралийский кинематограф давно испытывает страсть к подобной теме «заблудшего человека». «Город тайн», как по части истории, так и визуала, заставляет вспомнить «Опасное пробуждение» Теда Котчеффа. Увы, по большей части фильм отмечен отсутствием свежести, а что ещё хуже – медленный темп часто сбивает с происходящего на экране.
На первый взгляд кажется, что «Город тайн» находится в совершенно иной сфере жанра (этакого «сельского» детектива) из-за повествования, пропитанного трауром одного человека и общей атмосферы захолустья. Образы удачные, привязанность к определённому типу истории очевидна, однако, тяжело погрузиться в печальный мир «Города тайн», чьи сюжетные откровения не в состоянии удивить. Компетентная склейка из ранее существующего материала не выделяется во что-то ясное: тематически загруженные образы рождают мрачное повествование с привлекательным визуалом, но почти нулевым детективным потенциалом.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 15 июля