Зачем так жить, когда «Оскар» вручают не твоему любимому фильму? Конечно, у многих людей сейчас проблемы куда серьёзнее и касаются они политических и экономических поверхностей. Ах, приз в мифических США, зачем ты нам, когда нас окружает один тлен?
Вопрос, безусловно, риторический, однако, сам факт того, что эту статью хоть кто-то решил прочесть, показывает, насколько сильно важно кино как таковое: если вам не наплевать и вы уже отвлеклись от печальных будней и кризиса ради спора о качестве кинолент, то значит, это действительно интересно и важно.
В прошлый раз мы угадали 14 из 24 победителей, продолжим...
С каждой новой церемонией награждения хочется почесать затылок и даже задуматься: почему россияне болеют за «Оскар» больше, чем кто-либо в мире; возможно, даже сильнее, чем Киноакадемия и рядовые американские зрители вместе взятые? Каждый раз, из года в год, мы превращаемся в этих самых «пикейных жилетов» от мира кино и спорим, кто же получит заветного золотого рыцаря и негодуем по любой из причин. Ну а редакция «25-го кадра» представляет предсказание, сделанное на анализе картин – это не так просто, особенно если фильм вызывает отторжение после первых минут. Но чего не сделаешь ради читателей, которые, правда, даже не просили такой прогноз. Победа или смерть! И «Оскара» получает…
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
Ни для кого не секрет, что Netflix уже несколько лет отчаянно пытается получить «Оскар». Да, каждый раз пионер стриминг-контента был на грани и почти ухватывал награду: фильм «Рома» в 2018-м впервые заставил Netflix громко заявить о себе. Далее последовали номинации у «Ирландца», «Манка» и «Брачной истории». Кажется, время Netflix настало с «Властью пса»: тем паче, что старомодный стиль вестерна с сюжетной линией, содержащей в себе элементы гомоэротизма, обязывает. У Netflix действительно хорошие шансы, но есть главный конкурент – «Белфаст» Кеннета Браны. А как же «Король Ричард»? А «Вестсайдская история»? Так или иначе, эти четыре фильма имеют определённую комбинацию режиссуры / актёрской игры / сценария, причём в одном фильме чего-то больше, а в другом – чего-то меньше. Но ясно следующее: «Дюна» промахнётся; «CODA: Ребёнок глухих родителей» и «Лакричная пицца» также под вопросом; «Не смотри наверх», «Сядь за руль моей машины» и «Аллея кошмаров» являются хорошими фильмами, но всё же кандидатами-спойлерами, если рассматривать их в рамках оскаровской гонки. Наконец-то нас ждёт жесткое соперничество между целыми четырьмя претендентами, но, скорее всего, Киноакадемия выберет «Власть пса».
Итог: Не угадал (победил «CODA: Ребёнок глухих родителей»).
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Уилл Смит или Дензел Вашингтон? Матч-реванш: 20 лет назад, в 2001-м, Дензел Вашингтон отобрал у Смита заветную статуэтку (тогда Вашингтон получил «Оскар» за «Тренировочный день», а Смит номинировался за «Али»). В этот раз победит, наверное, Смит: у «Короля Ричарда» аж шесть номинаций на «Оскар», хорошие критические отклики, зрительские симпатии, так что удобно зафиксировать успех и признать заслуги Смита. Сильную конкуренцию ему составляет Бенедикт, наш, Камбербэтч: всё же самый английский из актёров снялся в фильме, который является одним из лидеров гонки. Но, думается, вожди отдадут предпочтение Смиту.
Итог: Угадал.
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
В этом году вновь одна из самых интересных категорий. Итак, версия первая: Николь Кидман за «В роли Рикардо» может заполучить свой второй «Оскар» в карьере – её неожиданная победа на «Золотом глобусе» окончательно ознаменовала возвращение актёрского успеха. Тем не менее, на «Оскар» «В роли Рикардо» представлен в скромном формате: только в актёрских номинациях. Версия вторая: Оливия Колман за «Незнакомую дочь» – ещё одна номинация для знаменитой британской артистки. Версия третья в лице Джессики Честейн, которая действительно проделала огромную работу в «Глаза Тэмми Фэй», в том числе и за пределами актёрской площадки, активно вживаясь в образ для продвижения фильма в соцсетях и т.п. Версия четыре: Кристен Стюарт за «Спенсер» – это всё же фильм, основанный на жизни реальной исторической личности, а Киноакадемия в принципе любит отдавать призы за главные актёрские работы артистам, которые завязаны в том или ином байопике. И это ещё не всё, потому что последняя, пятая номинантка Пенелопа Крус в «Параллельных матерях» получила приз на солидном Венецианском кинофестивале за лучшую женскую роль, а также номинацию на лучшую женскую роль на премию «Гойя». Очень сложное предсказание, но, думаем, награду получит Кидман, хотя это редкий случай, когда шансы есть абсолютно у всех талантливых номинанток. На втором месте будет Честейн.
Итог: Не угадал (победила Джессика Честейн).
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР
Здравствуйте, Джейн Кэмпион – первая женщина, которая дважды была номинирована на лучшего режиссёра (режиссёрку/режиссёршу? Постановщицу!) в истории премии. При этом во время своей первой номинации в далеком 1993-м она была лишь второй женщиной вообще когда-либо засветившейся в этой номинации: тогда её конкурентом был Спилберг со «Списком Шиндлера», сами понимаете. Настало время камбэка! С победой Хлои Чжао в прошлом году в категории «Лучший фильм» за «Страну кочевников» соблазнительно вновь отдать приз женщине (за «Власть пса»). Дело не только в гендерной повестке, хотя, кажется, она вообще здесь отсутствует: все остальные работы откровенно слабы (и по каким-то причинам проигнорирован Вильнёв), так что единственным соперником может оказаться Кеннет Брана за «Белфаст» и то сомнительно.
Итог: Угадал.
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Так как «Власть пса» оказалась неожиданным фаворитом в сезоне хочется упомянуть Коди Смит-Макфи – если он получит награду, то в свои 25 лет он станет одним из самых молодых номинантов премии (после двадцатилетнего Тимоти Хаттона, одиннадцатилетнего Хейли Джоэла Осмента и семилетнего Джастина Генри) и самым молодым лауреатом после Хаттона. Такое пропускать нельзя, хотя Киноакадемия испытывает по отношению к выскочкам скепсис, поэтому ставку надо сделать на Троя Коцура из «CODA: Ребёнок глухих родителей». А ещё лучше сделать ставку «наоборот»: Дж.К Симмонс за участие в «В роли Рикардо» и Джесси Племонс за «Власть пса» уйдут, скорее всего, с пустыми руками.
Итог: Угадал.
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Сложное предсказание, но почему-то выбор кажется конъюнктурным: Ариана ДеБос из «Вестсайдской истории». Во-первых, она уже получила «Золотой глобус» за эту роль, а во-вторых, в случае вручения ей награды актрису можно будет гордо назвать первой женщиной с открытой нетрадиционной сексуальной ориентацией, заполучившей «Оскар». Достижение, кхм, сомнительное, но посудите сами: Кирстен Данст, как единственная достойная конкурентка, провалилась на BAFTA, а у неё объективно более сильный фильм.
Итог: Угадал.
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ
Ах, все надежды на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм» зависят от этой категории. Возьмём «Белфаст»: в нём нет ни вычурной операторской работы, ни креативного монтажа, ни особо знаменитых актёров. Зато есть сценарий – базовый элемент любого фильма, что уже на старте выделяет «Белфаст» в этой номинации. С другой стороны, сценарий может быть смелым и прогрессивным (что нам продемонстрировало вручение «Оскара» фильму «Прочь»), но в этом году претендент такой один – «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона. Самая захватывающая схватка сезона, которая окончится либо серией побед Кеннета Браны (именно победа в этой номинации увеличивает шансы на лучший фильм у «Белфаста»), либо Пол Томас Андерсон наконец-то получит долгожданную награду. Скорее всего случится второе и «Оскар» отойдет «Лакричной пицце».
Итог: Не угадал (победил «Белфаст»).
ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ
Тут всё просто и почему-то даже спорить не хочется – «Власть пса», хотя бы за принадлежность к выбору большинства критиков. В этой категории обычно побеждает фильм с ворохом острых диалогов или острой драмой: ни один из конкурентов не отвечает, разве что «Сядь за руль моей машины».
Итог: Не угадал (победил «CODA: Ребенок глухих родителей»).
ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА
«Дюна» или «Власть пса»? Для Грега Фрейзера, оператора «Дюны», это уже вторая номинация (первая была в 2017-м за «Льва»), да и для научно-фантастической эпопеи демонстрация красот имеет смысл. С другой стороны, за «Власть пса» номинировали Эри Вегнер – второй раз, когда женщина-кинооператорша может побороться за награду аж с 1994-го года. Конечно, не будем спекулировать на тему того, что награду ей могут дать за принадлежность к женскому полу (мы категорически против этого и операторское искусство – как раз категория, подпадающая под определение честной борьбы), но всё же впечатляющие планы тоскливого вестерна – сильная сторона «Власти пса». Поэтому «Оскар», скорее всего, получит медиативная историческая драма.
Итог: Не угадал (победила «Дюна»).
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ
Красочный «Энканто» так и просится на эту номинацию, особенно учитывая то, что у него уже есть «Золотой глобус» в кармане. Конкуренцию ему составляют другие проекты Walt Disney (в оскаровской гонке 3 из 5 номинантов – проекты «мышиного дома»), т.е. «Лука» и «Райя и последний дракон», но, думаем, жюри пойдёт по проторенной дорожке кинокритиков.
Итог: Угадал.
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Несмотря на признание «Золотым Четвертаком» «Руки бога», оскаровское жюри не столь прогрессивное, так что выбор будет, судя по всему, в пользу «Сядь за руль моей машины», тем более, что проект номинировали и на лучший фильм, и на лучшего режиссёра, и на лучший адаптированный сценарий. Неплохие шансы у «Худшего человека на свете», но если составлять хит-парад вероятностей, то он следующий: «Сядь за руль моей машины», далее «Рука бога» и замыкает «Худший человек на свете».
Итог: Угадал.
ЛУЧШИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Сразу можно отбросить «Главного героя» и «Не время умирать»: всё же по части визуала это стандартные боевики. Дальше куда интереснее: борьба будет между «Человек-паук: Нет пути домой», «Шан-Чи и легенда Десяти колец» и «Дюной». Скорее всего выбор будет в пользу последней, исходя из её направления «высокой фантастики»: такое надо уважать, да и на роль фильма «о котором все говорят» «Дюна» подходит лучше всего.
Итог: Угадал.
ЛУЧШИЕ КОСТЮМЫ
Ах, «Круэлла», как только ты попала на экраны, тут же тебе дали предсказание хотя бы на номинацию в этой категории. За «Круэллой» следует «Дюна»… а как насчет «Аллеи кошмаров», которая неожиданно для всех заполучила номинацию за лучший фильм? Фильм-нуар с вычурными костюмами является сильным конкурентом. Но «Круэлле» не возразить: ещё бы, ведь фильм посвящен битве модельеров, а за костюмы при создании фильма отвечала Дженни Беван – обладательница «Оскаров» за «Безумного Макса: Дороги ярости» и в общей сложности одиннадцатикратная (!) номинантка.
Итог: Угадал.
ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА
Битва будет между «Дюной» и «Аллеей кошмаров», но для всех очевидно, что «Дюна» является скорее техническим номинантом, а здесь же исключительно креативная номинация. Делаем ставку на выбор в пользу «Аллеи кошмаров»: ар-деко куда симпатичнее и привлекательнее, чем холодный, безжизненный Арракис.
Итог: Не угадал (победила «Дюна»).
ЛУЧШИЙ МОНТАЖ
Масштабы «Дюны» не поддаются сомнению, да и технически кинолента превосходна, однако, киноманы помнят, что «Властелин колец», например, не был отмечен за монтаж заветной премией аж до третьего фильма в трилогии. «Дюны» это скорее всего не коснётся, но если по каким-то причинам она не получит «Оскар» за монтаж, то следует ожидать другую картину из скромного пула: «Тик-так… БУМ!» и «Не смотрите наверх» в этом плане являются фильмами, которые Киноакадемия может предпочесть.
Итог: Угадал.
ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ
Одна из самых интересных номинаций в этом году. По порядку: «No time to Die» от Билли Айлиш – «бондовская» песня, а значит номинант «по умолчанию»; «Dos Oruguitas» из «Энканто» неожиданно стала хитом радиостанций в США; нельзя исключить и «Be Alive» из «Короля Ричарда» – это всё же песня из фильма, номинированного на лучшую картину. Выбор, вероятно, будет в пользу «No Time to Die», но это «Бонд» обязывает, хотя и не удивимся, если награду получит кто-то другой.
Итог: Угадал.
ЛУЧШИЙ САУНДТРЕК
Интересно, что борьба в этой категории ожидается жёсткой: соревноваться будут Ханс Циммер с «Дюной» и Джонни Гринвуд с «Властью пса». У Циммера, прости Господи, в целом аж 10 номинаций и первый настоящий шанс со времён «Короля льва» в 1994-м не упустить награду: он стал уже живым классиком среди композиторов. Гринвуд же получил только вторую номинацию (первой была «Призрачная нить»), но выскочка готов показать великому и ужасному Циммеру чего он стоит. Думаем, Киноакадемия будет на стороне Циммера – всё же его уже отметили за «Дюну» «Золотым глобусом».
Итог: Угадал.
ЛУЧШИЙ ГРИМ И ПРИЧЁСКИ
Довольно сложная номинация в этот раз: «Дюна», «Глаза Тэмми Фэй» и «Круэлла» имеют одинаковые шансы. Скорее всего выбор будет в пользу «Глаз Тэмми Фэй» – за неё говорит вычурность и уже полученные награды. «Круэлла» же сильна именно костюмами, а не гримом и причёсками.
Итог: Угадал.
ЛУЧШИЙ ЗВУК
Монгольское горловое пение, «ушедшее в народ» после премьеры «Дюны», должно быть оценено по достоинству: у «Дюны» в этом году, кажется, нет конкурентов.
Итог: Угадал.
Наконец, те категории, которые мало кому интересны, поэтому сделаем прогноз «пальцем в небо»:
ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
«Лето соула»
Итог: Угадал.
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
«Audible» (фильм, даже не заполучил локализации Netflix в России)
Итог: Не угадал (победила «Королева баскетбола»).
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ
«Долгое прощание»
Итог: Угадал.
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ
«Робин»
Итог: Не угадал (победил «Стеклоочиститель»).
Егор Рябцев