Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Чемпион мира
Автор: Игорь ТалалаевДата: 07.04.2022 09:29
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЧЕМПИОН МИРА
2021, Россия, 145 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Алексей Сидоров
В ролях: Иван Янковский, Константин Хабенский, Владимир Вдовиченков, Виктор Добронравов, Виктор Сухоруков, Диана Пожарская, Фёдор Добронравов


На дворе 1974 год. Молодой (так и хочется добавить «и перспективный», но по факту уже признанный игрок экстра-класса) шахматист из Челябинской области Анатолий Карпов встречается с опытным Виктором Корчным на турнире претендентов и побеждает его со счётом 3:2. Впереди маячит партия за звание чемпиона мира с одиозным Робертом Фишером. Карпов мечтает о шахматной короне, но получает её без боя – Фишер выставляет просто невыполнимые условия своего участия и ФИДЕ закономерно лишает его звания чемпиона мира. Карпов не слишком рад такой подачке, но ещё меньше он рад тому, что в его силу до сих пор не верят – в коридорах шепчутся, что «царь не настоящий». А тут ещё Корчной сбегает из СССР, просит политического убежища в Швейцарии и в 78-м претендует на звание чемпиона мира. В итоге за звание сильнейшего шахматиста планеты должны бороться два представителя советской школы, вот только один – наш, а другой уже находится в статусе предателя. Противостояние фигур на доске и шахматных мыслей как никогда переплетается с идеологией и политикой. Теперь, как это любит преподносить кинематограф, это уже не игра, это война.

Российское кино, играющее по голливудским правилам, вынуждено, выражаясь шахматными терминами, «играть чёрными». Оно лишено права первого хода и лишь подстраивается под ходы оппонента, всё время запаздывает и жертвует атакой ради защиты. По идее ничто не мешало уже давно снять в России фильм про шахматы – игру, уважаемую миллионами людей во всём мире и ставшую визитной карточкой СССР/России. Всё-таки 9 чемпионов мира были нашими: недостижимый результат для любой страны, для которой и пара чемпионов – уже мечта. Но нет, нужно было пропустить вперёд посредственных в плане шахмат американцев – сначала «Жертвуя пешкой» (2014) по мотивам победы Бобби Фишера над Борисом Спасским, а затем и суперхит Netflix «Ход королевы» (2020) показали всем, что в реальной жизни русские могут быть чемпионами, а в мире кино триумфаторы только США. Именно минисериал с Аней Тейлор-Джой и побудил российских кинематографистов наконец действовать. Оказалось, что шахматы по-прежнему интересны многим (и даже тем, кто в принципе не умеет играть), а для успешного кинопродукта реальных событий в основе вовсе не нужно – достаточно слезливой истории про девочку-сироту, которая запросто обыгрывает и мужчин, и даже советских чемпионов. Причём, прямо в Москве. Под гром советских аплодисментов. Такого неуважения Россия стерпеть уже не могла и сделала ответный ход. Не меняющий, увы, в корне всю ситуацию на доске, но доказывающий, что гроссмейстер-то наш не умер, а просто уснул. «Разбудите, когда станет интересно».

В основу ленты Алексея Сидорова, создателя культового сериала «Бригада», лёг знаменитый турнир за звание чемпиона мира, прошедший в Филиппинах. Схватка между Карповым и Корчным оказалась просто идеальным выбором для драматического фильма сразу по нескольким параметрам. Во-первых, конец 70-х – пожалуй, лучшее время в истории СССР, которое легко вызывает и чувство гордости, и чувство ностальгии. И оно было сравнительно недавно, чтобы быть почти современным, но иметь сладкий оттенок «ретро», без горечи «застоя», «перестройки» или «лихих 90-х». Во-вторых, это принципиальная встреча «наш – не наш», где «не наш» имел серьёзнейшие шансы на победу, но при этом в итоге всё же проиграл. Ранее такое произошло лишь однажды, когда экс-чемпион Александр Алехин обыграл Макса Эйве в 1937 году и положил начало 35-летней советской гегемонии в мировых шахматах. Но и чемпионство Эйве было скорее исключением, о чём говорит тот факт, что Алехин доминировал 8 лет до голландца и ещё 9 лет после. Карпов же, находясь в титуле чемпиона мира, свою корону получил не в результате выигранной партии, а лишь из-за технического поражения Фишера (который до самой смерти считал себя непобеждённым и чуть ли не действующим чемпионом). В-третьих, между Карповым и Корчным существовала 20-летняя разница в возрасте, что позволяло встроить в фильм популярное противостояние молодости и опытности. А вот дерзость vs. спокойствие оказались разыграны совсем не так, как ожидалось, ведь Корчной затаил серьёзную обиду на Советский Союз и турнир для него был очень личным. Ну а в-четвёртых, в пользу экранизации говорил и «качельный» ход турнира, и минимальный отрыв победителя, находящегося на краю пропасти.

Сидоров добавил в шахматное противостояние необязательные, но уже кажущиеся неизбежными атрибуты «плохой министр против амбициозной молодёжи» и «проделки западных спецслужб». В роли министра спорта выступил Владимир Вдовиченков, предпочитающий не столько помогать молодому чемпиону, сколько запугивать, ну а происками «уважаемых западных партнёров» выступили и залезшая в номер Карпова змея, и мешающие ему спать шум то газонокосилки, то вертолёта. Насколько эти элементы правдивы, пусть судят историки, но особой остроты они не добавили. А вот экстрасенсы и прочие телепаты в составе команды Корчного определённо зашли на ура, добавив происходящему лёгкий комедийный оттенок. Сюда же можно отнести и эксцентричное поведение самого Корчного, играющего не только в шахматы, но и на нервах оппонента. В этой роли уверенно себя чувствовал Константин Хабенский, хладнокровно переигрывающий вообще всех, включая Ивана Янковского, вынужденного разрываться в сложном образе вроде бы и действующего чемпиона, но в то же время единственного в истории, который не получил свою корону в матче с предыдущим чемпионом. Как будто этого было мало, сценарий подбросил Карпову и болезнь отца, и крики с девушкой по телефону, но сделал это как-то лениво, как будто для галочки. Особых эмоций у зрителя эти моменты не вызвали, зато позволили к концу турнира превратить Карпова в какого-то сходящего с ума параноика. До психоза Бобби Фишера, конечно, ему ещё далеко, зато в целом последствия перенапряжения от схватки умов переданы успешно. Но лучше было бы не доводить до такого трагизма, когда «ещё одна партия и – всё»; смотрится это как приевшийся шаблон остановившегося за секунду до взрыва таймера обезвреженной бомбы.

Главное, что тут есть и что должно быть, это шахматные партии. И они переданы в меру увлекательно, динамично и напряжённо. Двое мужчин, сидящие перед доской и двигающие маленькие фигуры, не вызывают скуки, а для оживления видеоряда, Смирнов использует самые разнообразные операторские приёмы, не гнушаясь даже компьютерной графикой. Её тут неожиданно для такого фильма много, и особенно в начальных титрах, внезапно отсылающих куда-то в область фирменных бондовских. Местами это эффектно, но в основном выглядит в стиле «смотрите, мы так тоже можем», что несколько выпадает из общей картинки и уж точно не работает на создание правильной атмосферы. То же самое можно сказать и о фильме в целом. Вроде бы всё сделано правильно, но местами не обошлось без перегибов, да и вообще это партия уверенного профессионала, но не гроссмейстера мирового уровня – компетентное кино, которое будет интересно посмотреть и любителям шахмат, и обычному зрителю. Но в отличие от нетфликсовского «Хода королевы» он не побуждает доставать с антресоли пыльную доску и расставлять на ней фигуры. А вот с «Жертвуя пешкой» фильм вполне можно сравнить – и не найти причин, по которым американская лента должна получить оценку выше. Для нашего кинематографа это та самая ничья в партии, которая позволяет праздновать победу в турнире. Вот только турнир этот был явно не за чемпионский титул.


Игорь Талалаев
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 670 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio