Продолжение хит-парада самых непристойных, шокирующих, отталкивающих, спорных и обсуждаемых фильмов в истории. Что расшатывало духовные скрепы в период с 1972-го по 1988 год? Секс, кощунство и… некрофилия!
Ниже предлагаем ознакомиться с наиболее скандальными и противоречивыми кинолентами в мировой истории. По всем этим фильмам можно проследить эволюцию и мировой культуры: то, что считалось шокирующим контентом в тот момент, в наши дни воспринимается кардинально иначе. Для этой цели все ленты расположены в прямом хронологическом порядке их выхода на экраны.
РОЗОВЫЕ ФЛАМИНГО (PINK FLAMINGOS)
1972, США
Режиссёр: Джон Уотерс
Жанр: сюрреализм
Что пошатнуло духовные скрепы: гротескные изображения, непристойность
«Папа трэша» Джон Уотерс снял уникально плохой фильм, полный грубых, гротескных и дрянных образов – от нецензурной лексики до поедания дерьма. Уотерс даже не скрывал, что ставил себе цель снять самый мерзкий фильм на свете. Вызов культурным нормам поверг людей в шок и привёл к очевидной цензуре: его запретили в Швейцарии, Австралии, Канаде и Норвегии, а также в некоторых штатах в Америке. Распространялись «Розовые фламинго» только нелегально на VHS. Несмотря на то, что в момент своего выхода картина была запрещена к прокату, в 1997-м её таки разбанили с рейтингом NC-17 и официально издали на VHS – в неделю выпуска на видеокассетах, между прочим, это был бестселлер.
ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА (THE EXORCIST)
1973, США
Режиссёр: Уильям Фридкин
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: оскорбление религии, пугающие образы
То, что сейчас является признанной классикой хоррора, в своё время было названо наглым, циничным и эксплуатационным зрелищем. Первому крупному блокбастеру жанра ужасы небольшие скандалы были к лицу: аудитория обратила внимание на зловещие события, сопровождающие выход ленты (смерти актёра Джека МакГоурэна и брата Макса фон Сюдова), а также особо впечатлительные люди стали полагать, что они-то уж точно одержимы бесами. Сообщалось также, что у некоторых зрителей во время сеансов «Изгоняющего дьявола» началась тошнота, конвульсии или обмороки от увиденного на экране. Один из посетителей кинотеатра в Сан-Франциско даже устроил какой-то дебош из-за увиденного на экране. Массовая истерия привела к тому, что люди стали требовать то, что обычно и требуют в любой непонятной ситуации – запрета. Великобритания пошла у разгневанной публики на поводу и запретила фильм аж на 15 лет. В США поступили помягче: в Бостоне и Миссисипи власти хотели ограничить прокат, ссылаясь на непристойность, но суд справедливо постановил, что понятие «непристойность» – слишком расплывчатое.
ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ (THE TEXAS CHAIN SAW MASSACRE)
1974, США
Режиссёр: Тоуб Хупер
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: реалистичная демонстрация насилия
Малобюджетный фильм был снят за копейки, но стал очень прибыльным. Удивительно, насколько наивно и даже глупо смотрится этот проект сейчас. Но тогда он разделил критиков: одни хвалили «Техасскую резню бензопилой» за изображение обездоленной Америки, а другие жаловались на бессмысленное насилие. Как будто, кто-то мог ожидать чего-то существенного от фильма со столь кровожадным названием! «Резню» запретили во Франции, Бразилии, Чили, Финляндии, Исландии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Австралии, а также на 25 лет забанили в Великобритании. А вот в США народ, видимо, к тому моменту к подобному зрелищу уже попривык: кинолента Тоуба Хупера заполучила кучу сиквелов, в которых приняли участие такие люди как Деннис Хоппер, Вигго Мортенсен, Мэттью МакКонахи и Рене Зельвегер, а Майкл Бэй спродюсировал одноименный ремейк в 2003-м.
ИЛЬЗА – ВОЛЧИЦА СС (ILSA: SHE WOLF OF THE SS)
1975, Канада
Режиссёр: Дон Эдмондс
Жанр: эротический триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: обнажёнка, нацистская символика
Первый в линейке печально известных фильмов категории В – да, у «Ильзы» вышла куча сиквелов – был посвящён жертвам Холокоста (иронично!) и, естественно, оказался запрещён в Германии. Полупорнографическая кинолента с беспричинным натуралистичным насилием была продуктом своего времени: этаким бесхитростным способом заманить людей в порнокинотеатры. Создатели понимали всю провокационность «Ильзы», поэтому в титрах можно увидеть сплошь псевдонимы. В 1975-м «Ильзу – Волчицу СС» запретили в Великобритании (и запрет не снят по сей день), а в США фильм крутили нелегально в кинотеатрах-грайндхаусах. Уже в наши дни Роб Зомби снял тематический фейковый трейлер про женщин-оборотней из СС для проекта Роберта Родригеса: нетрудно догадаться, что послужило источником вдохновения.
САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА (SALO O LE 120 GIORNATE DI SODOMA)
1975, Италия
Режиссёр: Пьер Паоло Пазолини
Жанр: ужасы, драма, сюрреализм
Что пошатнуло духовные скрепы: отвратительное содержание
Фильм, о котором слышал каждый киноман, регулярно всплывает в хит-парадах самого мерзкого кино. «Городские легенды» гласят, что за обладание его копией в Советском Союзе можно было попасть в места не столь отдаленные. Итальянский поэт/писатель/художник/кинорежиссёр радикального толка Пьер Паоло Пазолини был, по мрачному совпадению, убит незадолго до премьеры. Конечно, то были несвязанные события, но как ещё можно прокомментировать злой рок вокруг вольной экранизации произведения маркиза де Сада? Большая часть хронометража посвящена пыткам и убийствам молодых людей. Очевидно, что такому зрелищу даже рейтинг нельзя присвоить: «Сало» сразу запретили к прокату и кинолента по-прежнему запрещена во многих странах. В США и Италии фильм вызвал массовые обсуждения о допущении в вопросах свободы слова, а в Австралии даже отказались издавать «Сало» на DVD. О смерти Пазолини и о влиянии данного фильма на постановщика сняли отдельную картину – «Пазолини» Абеля Феррары. Воистину, хочется обратиться к Библии после этой абсурдной оргии; От Матфея, 27:46: «Или, Или! Лама Савахфани?»
КРОВОСОСУЩИЕ УРОДЫ (THE INCREDIBLE TORTURE SHOW)
1976, США
Режиссёр: Джоэль М. Рид
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: женоненавистничество, демонстрация насилия
Сомнительный фильм ужасов был творением студии Troma – легендарных трэшоделов прошлого. Сперва его запретили, но затем пустили в «кастрированный» прокат, вырезав наиболее откровенные сцены. В некотором смысле «Кровососущие уроды» дали путёвку в жизнь современным хоррорам, но это скорее лестная похвала: зачастую кинолента Рида отмечается во всяких топах худших фильмов в истории. Феминистки оказались главными врагами «Кровососущих уродов»: они раскритиковали хоррор за насилие над женщинами и сцены БДСМ. Движение «Женщины против порнографии» (Women Against Pornography) даже смогло пополнить свой штат: популярной та организация стала именно благодаря борьбе с этим фильмом.
ИМПЕРИЯ ЧУВСТВ (AI NO KORIDA)
1976, Япония, Франция
Режиссёр: Нагиса Осима
Жанр: эротическая драма
Что пошатнуло духовные скрепы: откровенные сексуальные сцены
Эротический фильм рассказывает жестокую истории любви. Конечно, проект больше авангардный и наполненный «японщиной», что справедливо не оценила массовая аудитория. Оргии, сексуальное насилие, пошлые игры, демонстрация половых органов – это нарушило табу и японского кино, в котором по сей день стесняются откровенных кадров. Граничащий с порнографией контент был запрещён к ввозу в США, а его выпуск запретили, хотя отдельные личности рисковали демонстрировать его в частных киноклубах. В Европе же фильм запретили только в Бельгии (а в 1994-м запрет сняли), а Британский совет цензоров настаивал только на исключении из фильма наиболее откровенных сцен.
ПОСЛАНИЕ (THE MESSAGE)
1976, Ливан, Ливия, Кувейт и др.
Режиссёр: Мустафа Аккад
Жанр: эпос
Что пошатнуло духовные скрепы: оскорбление мусульман
Эпический фильм рассказывал о жизни пророка Мухаммеда и изначально назывался «История ислама». Скандалы начались ещё во время съемок – после необоснованных слухов о том, что Пророка сыграет Питер О’Тул или Чарлтон Хэстон, начались беспорядки в Пакистане. Строго говоря, любое изображение Аллаха и Пророка запрещено и, несмотря на всю политкорректность «Послания», это ожидаемо привело к протестам. Сторонники самой мирной религии угрожали продюсерам смертью и запретили снимать фильм в Саудовской Аравии. Рекламировать проект было также тяжело: различные религиозные группы сочли его кощунственным и компрометирующим. В США какие-то экстремисты даже взяли в заложники 150 человек и требовали отменить прокат. Заложников спасли, дело кончились миром, но кинотеатры отозвали ленту из-за опасений беспорядков.
ОХОТНИК НА ОЛЕНЕЙ (THE DEER HUNTER)
1978, США
Режиссёр: Майкл Чимино
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: обвинения в исторической неточности
Эпопея о дружбе и войне была мощным взглядом на войну во Вьетнаме. «Охотник на оленей» получил премию «Оскар» за лучший фильм, но как только к нему усилилось общественное внимание, последовали обвинения в искажении истории. Азиатская община в США, например, отметила, что вьетнамцев показывают однобоко – как садистов и убийц. Журналисты, особенно те, кто были настоящими очевидцами войны во Вьетнаме, обвиняли Чимино в откровенной лжи насчет тех событий. На Берлинском кинофестивале делегация СССР покинула сеанс, а к ним присоединились делегации стран Варшавского договора: соцстраны лента Чимино оскорбила больше всех.
ЛИКИ СМЕРТИ (FACES OF DEATH)
1979, США
Режиссёр: Джон Алан Шварц
Жанр: документальный
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация реальных и постановочных смертей
Сие мрачное произведение стало культовым в определённых кругах – хитроумный полуфальшивый сборник, в котором реальные смерти чередуются с постановочными кадрами. Понятное дело, что слово «документальный» в жанровой графе – не более чем способ присвоить хоть какую-то категорию столь отвратительному явлению. Цензоры своего времени, кстати, «просекли» циничные задумки авторов: «Лики смерти» тошнотворны, но по большей части всё в них фейк. Картина положила начало бесконечному количеству сиквелов, дурным явлениям вроде «псевдносаффа» и по сей день будоражат кровожадные фантазии отдельных личностей.
ПРЕЛЕСТНОЕ ДИТЯ (PRETTY BABY)
1977, США
Режиссёр: Луи Маль
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: обнажённая двенадцатилетняя Брук Шилдс
Дебютный американский фильм Луи Маля был зрелищем скандальным, ведь в нём беззастенчиво показывали обнажённых детей. Несмотря на то, что фильм не содержал в себе явно пошлых сцен, его обозвали пропагандой педофилии и жёстко прошлись цензурой. Были предприняты разные ухищрения: затемнения, вырезание отдельных моментов, хитроумный монтаж. Интересно, что в тех странах, где «Прелестное дитя» не запретили, были разные версии: по сей день оцифрованные варианты отличаются друг от друга сценами и эпизодами. Зрителей предупреждали о наличии обнажёнки даже на постерах. Это, однако, не помешало «Прелестному дитя» получить технический гран-при Каннского кинофестиваля и попасть в список 1000 лучших фильмов всех времён.
Я ПЛЮЮ НА ВАШИ МОГИЛЫ (I SPIT ON YOUR GRAVE)
1978, США
Режиссёр: Мейр Зарки
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: женоненавистничество, сцена изнасилования
Малобюджетный фильм был полностью запрещен во многих странах и подвергнут справедливой критике. Вроде как феминистический подтекст о мести женщины своим обидчикам был лишь поводом для эксплуатационных сцен. Это привело к тому, что дистрибьютеры не хотели браться за такой материал и показывали «Я плюю на ваши могилы» в основном в мелких кинотеатрах. Тем менее, ему удалось получить определённую антирекламу, когда видные кинокритики Сискел и Эберт даже начали кампанию по запрету фильма в США. В 2007-м ленту переоценили в более позитивном ключе – как странный способ самовыражения. Возможно, это и привело к новой франшизе: в 2010-м картина получила не менее сомнительный ремейк.
КАЛИГУЛА (CALIGULA)
1979, Италия, США
Режиссёр: Тинто Брасс
Жанр: исторический фильм
Что пошатнуло духовные скрепы: обнажёнка
Роскошный эпос был последней попыткой для своего времени включить софт-порнушку в мейнстримный фильм. Хотя сценарий (за авторством самого Гора Видала, между прочим) неоднократно переписывали, проект получился на удивление цельным и даже признан самым дорогостоящим порнофильмом XX века. Изначально, правда, он задумывался как высокохудожественный проект с крупными кинозвёздами. Затем что-то пошло не так, потому что повествование регулярно чередовали с разнообразным сексом. В итоге откровенные сцены привели к тому, что «Калигула» заполучил очень ограниченный театральный показ. Последний издох либеральщины вышел как раз перед началом эпохи Рейгана, поэтому в открытую «Калигулу» особо не запрещали. Оно и к лучшему: голливудские античные драмы вроде «Гладиатора», «Трои», «Александра», «300 спартанцев», «Спартака» и «Рима» во многом обязаны своим существованием этой ленте.
ЖИТИЕ БРАЙАНА ПО МОНТИ ПАЙТОН (LIFE OF BRIAN)
1979, Великобритания
Режиссёр: Терри Джонс
Жанр: комедия
Что пошатнуло духовные скрепы: сатира на религию
Высмеивание библейских клише и крупная пародия на этакие религиозные блокбастеры была названа святотатством. Распространённым было также заблуждение, что «Житие Брайана» высмеивает саму персону Иисуса Христа. Защитники морали добились того, что прокат фильма даже запретили в нескольких городах Великобритании, и в целом регулярно подавали прошения на повышение рейтинга. Ирландские католики смогли обеспечить запрет «Жития Брайана» у себя в стране на 8 лет якобы из-за богохульного содержания, а в Италию творение «Монти Пайтон» попало только в 1990-м.
ВОИНЫ (THE WARRIORS)
1979, США
Режиссёр: Уолтер Хилл
Жанр: криминальный фильм
Что пошатнуло духовные скрепы: гламуризация бандитского образа жизни
Культовый фильм, являющийся пересказом эпоса «Абанасис Кира» на современный лад, оказался неожиданным успехом как для постановщика Уолтера Хилла, так и для всех, кто работал над проектом. Разборки бандитов «на кулачках» и нереалистичное представление Нью-Йорка чем-то привлекли публику… и спровоцировали волны подражателей среди молодых людей. В городах по всей Америке подростки стали сколачивать банды и пугать народ. Вряд ли дело было в «Воинах» – проблема уличной преступности в те годы и без того остро стояла в США, так что скорее фильм был снят на волне реальных социальных потрясений, а не вызвал их. Однако студия Paramount, которая спонсировала съёмки, заметно нервничала: ещё бы, ведь ряд кинотеатров даже нанял охранников, чтобы пресечь возможные беспорядки во время сеансов «Воинов». Позже фильм вообще сняли с проката, но через какое-то время лента стала хитом видеокассет.
АД КАННИБАЛОВ (CANNIBAL HOLOCAUST)
1979, Италия
Режиссёр: Руджеро Деодато
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: стиль «найденной пленки» заставил зрителей принять происходящее за чистую монету
Горячо обсуждаемый по сей день фильм – ещё бы, это именно он, а не «Ведьма из Блэр», задал моду на «найденную пленку». По сюжету группа документалистов отправляется к туземцам, а те оказываются любителями человеченки. Зрителям демонстрируют якобы монтаж кадров из отснятого материала пропавшей съёмочной группы. За свою работу Деодато даже арестовали после премьеры фильма в Милане! Всё закончилось благополучно – во время суда власти установили, что актёров не скушали, они живы-здоровы, а сам «Ад каннибалов» является не более чем мистификацией. Отголоски проблем Деодато с законом, тем не менее, сказались на прокате: в Италии долгое время не решались давать ленте прокатное удостоверение, а в Великобритании фильм по обыкновению вообще запретили.
РАЗЫСКИВАЮЩИЙ (CRUISING)
1980, США
Режиссёр: Уильям Фридкин
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: оскорбление гомосексуалистов
Детективный триллер Фридкина повествовал о сыщике в исполнении Аль Пачино, который открывает для себя чудесный мир подпольных гей-клубов (всё ради поиска серийного убийцы, разумеется!). Скандал был связан не столько с тем, что «Разыскивающий» продвигал идею, что геи сами виноваты, что их убивают, сколько с очень неприятным инцидентом: спустя два месяца после выхода фильма в прокат какой-то мужчина убил двух посетителей и ранил почти дюжину людей в гей-клубе. В итоге рейтинг «Разыскивающего» пересмотрели в более жёсткую сторону (хотя затем вернули рейтинг R после значительного редактирования) и добавили дисклеймер. Тем не менее, маховик нельзя было остановить – первые в своем роде выступления активистов за права гомосексуалистов против того или иного контента начались именно с кампании против «Разыскивающего».
КАННИБАЛЫ (CANNIBAL FEROX)
1981, Италия
Режиссёр: Умберто Ленци
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: каннибализм, пытки, жестокость по отношению к животным
Созданный на волне фильмов про каннибалов, ужастик Умберто Ленци получил ещё больше критики, чем «Ад каннибалов». Ужасающие сцены смерти, куча крови, откровенное графическое насилие, садизм и прочее… естественно, фильм незамедлительно запретили в большинстве стран. В Великобритании, правда, опять сделали исключение и разрешили «Лихорадку каннибалов» к продажам на видео, а позже – на DVD, но в каких-то отцензуренных версиях. На видеорынок США «Лихорадка каннибалов» вообще попала к концу 1990-х. Сейчас такой чернухой уже никого не удивишь: у скандальной ленты в 2015-м есть релиз режиссёрской версии аж на Blu-Ray с дополнительными материалами в виде целого документального фильма о жанре итальянских ужастиков про людоедов.
ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ (THE EVIL DEAD)
1981, США
Режиссёр: Сэм Рэйми
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация насилия
Горячо любимый сейчас первый сегмент трилогии про «Зловещих мертвецов» был отнюдь не юмористическим. Это уже потом франшиза разрослась до забавных фразочек, а сперва это был полноценный и серьёзный хоррор. Однако из-за обилия сцен насилия его запретили в некоторых странах, а в Великобритании на прокатчика едва не подали в суд. Несмотря на это, «Зловещие мертвецы» всё же заполучили видео-релиз и обогнали высокобюджетные ужастики вроде «Сияния», ну а сам Рэйми впоследствии смог построить вполне успешную карьеру, дойдя до голливудских блокбастеров.
СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА (TWILIGHT ZONE: THE MOVIE)
1983, США
Режиссёры: Джон Лэндис и др.
Жанр: ужасы, фантастика
Что пошатнуло духовные скрепы: грубое нарушение техники безопасности
История, известная, кажется, любому киноману: во время съёмок фильма по мотивам популярного телесериала из-за несчастного случая погиб актер Вик Морроу (отец актрисы Дженнифер Джейсон Ли) и двое детей-артистов. При натурных ночных съёмках вертолёт потерял управление из-за ошибки при использовании пиротехники. Результатом стал пересмотр Голливудом техники безопасности при съёмках фильмов в ночное время суток и изменение законов, касающихся присутствия детей на съёмочной площадке. В совокупности это сказалось на тоне критических отзывов: наиболее хлёсткими оказались кинокритики журнала Time, которые призывали к запрету фильма из уважения к памяти погибших. Warner Bros. выплатили какие-то там компенсации, а Лэндиса, Спилберга и прочих продюсеров оправдали.
СИНИЙ БАРХАТ (BLUE VELVET)
1986, США
Режиссёр: Дэвид Линч
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: откровенные сексуальные сцены
Кошмарный сон Дэвида Линча обрёл форму истории о тёмной стороне Америки. Картина содержала в себе секс и насилие, из-за чего публика посчитала её сомнительной, шокирующей и даже зловещей. Фильм также критиковали за вульгарность и мрачность. Обычные зрители же были смущены – у кинотеатров Нью-Йорка и Лос-Анджелеса собирались толпы, которые, внимание, всего-то просили вернуть им деньги за билеты. На показе в Чикаго какой-то зритель даже потерял сознание, а в Лос-Анджелесе произошла драка между двумя мужчинами. Должно быть, не сошлись в интерпретации творения Дэвида Линча.
ГЕНРИ: ПОРТРЕТ СЕРИЙНОГО УБИЙЦЫ (HENRY: PORTRAIT OF A SERIAL KILLER)
1986, США
Режиссёр: Джон МакНотон
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация насилия
Противоречивый и малобюджетный триллер спекулировал на деле серийного убийцы Генри Ли Лукаса. Фильм получил максимальный возрастной рейтинг ещё даже до того, как закончились съёмки, что накладывало запрет на прокат в большинстве кинотеатров США. Даже более мягкую версию попридержали до 1990-го. В Великобритании же фильм «заморозили» до 1993-го и даже тогда пустили в кино отцензуренный вариант. В совокупности все эти поползновения с желанием несомненно разрешить столь сомнительной киноленте прокат и неоднократный монтаж привели к тому, что «Генри: Портрет серийного убийцы» стал одним из тех фильмов, что попадали в какую-то маргинальную категорию и испытывали сложности с присвоением человеческого рейтинга. Наряду с выпуском таких проектов как «Повар, вор, его жена и её любовник» Питера Гринуэя и «Свяжи меня» Педро Альмодовара, существование «Генри» послужило причиной дальнейшей значительной реформы рейтинговой системы контента в США.
ИНОПЛАНЕТНОЕ РАГУ (BAD TASTE)
1987, Новая Зеландия
Режиссёр: Питер Джексон
Жанр: ужасы, фантастика
Что пошатнуло духовные скрепы: кровь, насилие, расчленёнка – всё, как мы любим
Ещё до того, как Питер Джексон засел за «Властелина колец» у него в резюме значилось «Инопланетное рагу» – малобюджетный фантастический фильм с обилием кровавых спецэффектов и жёстких (до смешного) сцен. По крайней мере будущий друг хоббитов сделал себе имя на «Дурном вкусе»: пока режиссёра обвиняли в чрезмерной жестокости и беспричинном насилии, Джексон приобретал бесценный опыт. В кинотеатрах в момент выхода пускали порезанную версию и лишь в 2004-м выпустили полный вариант на DVD.
НЕКРОМАНТИК (NEKROMANTIK)
1987, Германия
Режиссёр: Йорг Бутгерайт
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: одно слово – некрофилия
Малобюджетный, но культовый (в узких кругах, разумеется) фильм ужасов Йорга Бутгерайта – порочного немца «на своей волне». Если резюмировать и не растекаться мыслями по древу (впрочем, мы всё-таки растеклись и
посвятили ему целую статью, то «Некромантик» повествует о таких «радостях» жизни как некрофилия, мочеиспускание, купание в крови, убийства животных, глумление над трупами, секс на кладбище и обезглавливание. К счастью, это всё была постановка, а сам фильм просто провокация – вызов цензурной политике Западной Германии того времени, в которой были запрещены более «безобидные» фильмы («Техасская резня бензопилой», например). Леворадикалы из Германии справедливо «Некромантика» забанили, но хитрый Бутгерайт, жадно потирая лапки, через четыре года подготовил сиквел. А что делать, когда твой magnum opus запретили ещё и в Исландии, Малайзии, Сингапуре, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии и Великобритании? Очевидно, что ты на верном пути и нужно ковать железо, пока горячо (ну или насиловать трупы, пока не сгнили).
ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА (THE LAST TEMPTATION OF CHRIST)
1988, США
Режиссёр: Мартин Скорсезе
Жанр: философская драма
Что пошатнуло духовные скрепы: кощунственное изображение Иисуса Христа
Глубокая и сложная драма является признанным шедевром Скорсезе, но на момент выхода всё было не так ясно. Скорсезе чуть не отлучили от церкви и угрожали ему смертью, из-за чего режиссёру пришлось нанять несколько телохранителей. Во время одного из первых показов в Париже французские католики-экстремисты даже кинули бутылку с зажигательной смесью в экран кинотеатра Сен-Мишель, что привело к травмам у нескольких случайных зрителей. Итальянские фундаменталисты бойкотировали фильм с транспарантами «Остановите атаку на Писание!». В США разгневанные христиане обратились в Universal с просьбой отозвать фильм из проката. Получив отказ, активисты собрали митинг из 600 человек. Сеть Blockbuster Video отказались от распространения «Последнего искушения» на видеокассетах. Греция, Мексика, Чили и Аргентина фильм запретили. Даже в наши дни в 2020-м власти Сингапура локально удалили этот фильм из сингапурской версии Netflix.
Егор Рябцев