ЛУЖАС ИСТФИЛДА. ПЕРВОЕ ИЗГНАНИЕ (GODLESS: THE EASTFIELD EXORCISM)
2023, Австралия, 91 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Ник Козакис
В ролях: Джорджия Эйерс, Дэниэл Юинг, Тим Пакок, Рози Трэйнор, Джон Вуд, Элиза Матенгу, Элла Борн
Фильмы ужасов об экзорцизме сделаны по одной и той же формуле. Вот персонаж (как правило, ребёнок или женщина) начинает плеваться, ругаться и поминать дьявола всуе. Вскоре появляется какой-нибудь гротескный монстр, а храбрый священник (возможно, что и с неортодоксальными подходами) спасает положение на радость неверующих обывателей. В реальной жизни всё намного проще – до сих пор многие спорят, чем же является та самая «одержимость бесами» и помогает ли экзорцизм на самом деле. Якобы основанный на реальных событиях «Ужас Истфилда. Первое изгнание» пытается затронуть как тему существования экзорцизма в принципе, так и представить публике обыкновенный хоррор на эту тему – и если бы не довольно интересный месседж, то из-за своей схематичности это был бы кинематографический провал.
Молодая пара обращается за помощью к специалисту – на этот раз вполне адекватному в виде психиатра. Дело в том, что Лара ведёт себя странно – богохульствует, плюётся, называет себя Легионом. Маркер одержимости бесами налицо, вот только Лара когда-то лежала в психиатрической клинике. Её муж Рон сперва расценивает это как обыкновенную шизу, однако, вскоре меняет своё мнение и обращается к харизматичному Дэниэлу, позиционирующему себя экзорцистом. Дэниэл подозревает демоническую одержимость и готов провести обряд изгнания: проблема лишь в том, что у самопровозглашенного изгнанника дьявола нет достаточной квалификации и лицензии.
Неожиданно, но всё начинается как драма об отношениях. Лара и Рон пытаются наладить брак, при этом мужчина отчаянно хочет защитить свою супругу. Психиатр, к которому обратилась за помощью семья, понимает, какой экстремальной может стать ситуация с больным на голову человеком, поэтому даёт адекватные советы. Драматические аспекты нацелены на демонстрацию отношений Лары и Рона, и в принципе сюжет первое время демонстрирует вред, который может возникнуть из-за недопонимания в семье. Тем не менее, стоит в сценарии появиться сверхъестественным ноткам (куда же без них?), как «Ужас Истфилда» окунается в бездну традиционного хоррора. Театральный характер налицо, а некоторые моменты, вроде жутких демонических видений, и вовсе реализованы довольно грубо. К финалу вновь начинается мудрая критика дремучих верований, особенно в кульминации и в вызывающем неоднозначные чувства постскриптуме, но всё-таки это всё явно не тема фильма, подобному «Ужасу Истфилда» – куда интереснее было бы посмотреть документалку про «реальных» экзорцистов.
Некоторые ожидания от классических хоррор-приёмчиков об изгнании злой сущности обыгрываются в лучшую сторону, но «Ужас Истфилда» был и остаётся типичным ужастиком на тему изгнания дьявола, как бы создатели ни пытались сделать сильное заявление. Во многом сюжет повторяет знакомые тропы, и, наверное, самой интригующей частью оказывается вовсе не драма, а формат true crime. Несмотря на несколько скримеров или жутких моментов, в которых Лара танцует обнажённой под полной луной, «Ужас Истфилда» оказывается скорее документальной хроникой отдельно взятого криминального инцидента, произошедшего в австралийской глубинке. Если вплести сюда темы сексизма, слепой веры и умеренную критику архаичных верований, получится несколько размытый хоррор – в формате сериала или обзора true crime блогера с YouTube он вышел бы даже интереснее!
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 25 мая