Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Полночь с дьяволом
Автор: Сергей ПрудниковДата: 03.05.2024 16:11
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

ПОЛНОЧЬ С ДЬЯВОЛОМ (LATE IGHT WITH THE DEVIL)
2023, США-Австралия-ОАЭ, 93 мин.
Жанр: хоррор
Режиссёры: Колин и Кэмерон Кэрнс
В ролях: Давид Дастмалчян, Лора Гордон, Йен Блисс, Файссал Баззи, Ингрид Торелли, Рис Отери, Джош Квон Тарт, Джорджина Хэйг


Так называемый жанр «мокьюментари» или «найденная плёнка» довольно быстро изжил себя ещё лет десять назад после повального увлечения кинематографистов дешёвыми хоррорами вроде «Паранормального явления» и его аналогов. Хотя, если вспомнить, всё началось с «Ведьмы из Блэр», а под документальный фильм пытались подогнать не только ужастики, но и фантастику («Хроника» и «Монстро» тому доказательства). Однако, сегодня подобные картины снимаются всё реже, зрителю снова подавай крепкий сюжет и интригу, а трясущаяся камера и имитация подлинности происходящего не вызывают такого ажиотажа, как прежде. Тем поразительнее выходит, когда в жанре, в котором было вроде бы уже всё сказано, появляется нечто новое, захватывающее внимание и заставляющее после просмотра гадать, свидетелем чему мы всё-таки стали – поразительной мистификации или реального ужаса?..

Ну, хорошо, с последним мы перегнули. «Полночь с дьяволом» Колина и Кэмерона Кэрнс не претендует на загадочность уже упомянутой «Ведьмы из Блэр», а главную роль тут исполняет не какой-то ноунейм, а вполне себе известный Дэвид Дастмалчян. И всё-таки хоррор, стилизованный под старую киноплёнку с телешоу прямиком из 1970-х, ощущается глотком свежего воздуха на фоне современных прилизанных и слишком уж шаблонных хорроров, предсказуемых в своей вторичности.

В центре сюжета Джек Делрой. успешный радиоведущий, который стремительно поднялся по карьерной лестнице, став лицом популярного шоу «Полночные совы». На дворе Америка 70-х, телевидение расцветает, и рейтинги решают всё. И когда рейтинг «Полночных сов» начинает проседать, Делрой решается на необычный шаг – пригласить в студию якобы одержимую демоном девочку Лилли и её опекуна-парапсихолога Джун, чтобы в прямом эфире провести обряд экзорцизма. Закадровый голос в начале фильма предупреждает, что перед нами архивная запись, дополненная закулисными кадрами и то, что мы увидим, может нас шокировать. И за то, как «Полночь с дьяволом» с начала и до финальных титров выдерживает саспенс и стиль, создателей хочется искренне похвалить.

Лента поделена на две части – архивную, где закадровый голос рассказывает нам о прошлом Джека Делроя и его пути к славе шоумена, и, собственно, основную, где мы видим тот самый последний выпуск «Полночных сов». Режиссёры, они же сценаристы, создают целую историю вокруг выдуманного шоу, впрочем, вдохновляясь типичными вечерними передачами того времени, а сам Дастмалчян великолепно вжился в образ ведущего, изо всех сил цепляющегося за угасающую популярность. Играй Делроя кто-то менее известный и характерный, можно было бы даже предположить, что перед нами реальная личность, а кадры из шоу – подлинная архивная запись. Тут есть и зрители в студии, и технический персонал, и рекламные вставки. Картина ни на минуту не выдаёт свою художественность, до конца играя роль телеперадачи.

Собственно, и напряжение, которое задаёт «Полночь с дьяволом», возникает постепенно. Приуроченная к Хэллоуину, программа Делроя приглашает в гости выдающихся спиритуалистов и медиумов Америки 70-х (разумеется, вымышленных, существующих лишь в рамках истории): говорящего с мертвецами экстрасенса Кристу, бывшего фокусника и скептика Кармайкла Хейга и главных звёзд вечера – парапсихолога Джун и одержимую демоном Абраксасом Лилли. Первый щекочет нервы зрителю внезапными разговорами с душами умерших, второй пытается найти рациональное объяснение всему происходящему и проводит жуткий сеанс гипноза с помощником Делроя (этот сеанс станет достаточно важным эпизодом для понимания происходящего в третьем акте), но интереснее всего личности девочки и женщины. Лилли с первого появления производит жутковатое впечатление – нарочито дружелюбная, она всё время норовит смотреть прямо в камеру, пугая тем самым зрителя до чёртиков. Это молчаливое разрушение четвёртой стены производит куда более сильное впечатление, чем сам феномен одержимости, который снят по всем законам жанра. Тут стоит похвалить юную Ингрид Торелли, которая блестяще справилась с задачей и бесподобно отыграла как невинную, но неуловимо зловещую Лилли, так и пугающего Абраксаса в теле маленькой девочки.

Оглушающая и артхаусная концовка, пожалуй, будет вызывать вокруг себя множество споров среди зрителей. Свидетелями чего мы стали: телевизионной мистификации, массового гипноза или происков демона?.. Кэрнсы талантливо напустили тумана, избежав однозначных ответов, и за это им хочется поставить жирный «плюс». В век тотального упрощения и разжёвывания информации массам, братья-режиссёры не побоялись оставить своё детище в коконе загадок, представив зрителю самостоятельно делать выводы.


Сергей Прудников
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 388 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio