Курение в кино решили с глазу на глаз обсудить Алина Ермолаева и Ренат Гарипов. Ренат поставил на стол пепельницу и затянулся сигаретой. Алина вышла на балкон подышать. Разговор поначалу как-то не задался.
«Ты лучше бросай. Они – убивают»
х/ф «Ворон»
Р: Курение – вредно. Так утверждает, предупреждая МИНЗДРАВ, так говорит каждый некурящий человек. Но, тем не менее, многие миллионы людей курили, курят и будут курить. И почти все хоть раз, но пробовали пристраститься к этой привычке. С различным успехом. Но что же говорит о курении зрителю кинематограф?
Первое, что вспоминается в связи с этой привычкой слова мертвого Джеки-боя закурившему снова, после перерыва Дуайту из «Города грехов» Фрэнка Миллера. «Ну что, приятель? Закурил? Однако это говорит о том, что ты не в порядке. У тебя уже галлюцинации, нервишки шалят. Даже вот закурил. Знаешь, это странно, что никому не удается бросить курить. Ведь курильщик обязательно закурит, если плохи дела». Мысль интересная и верная. Но это уже нулевые годы двадцать первого века в кинематографе. Больший интерес представляет не столько то, что говорят герои фильмов о курении, сколько самому проследить, как развивалась эта пагубная привычка на протяжении десятилетий в представлении самых различных кинодеятелей. Не всегда отношение к курению было одинаковым, как у рядовых персонажей кинолент, так и его создателей. Тяга к табаку не только штришок в дополнение образа, но и скрытый подтекст, который пытаются передать нам, зрителям, с теле- и киноэкранов.
А: Если есть в кармане пачка сигарет,
Значит все не так уж плохо на сегодняшний день…
Эти строки из песни группы, название которой наиболее близко к кинематографу, в какой-то степени отражают то, что сейчас происходит с курением в фильмах. Если хотя бы один из героев в течение ленты ни разу не возьмет в руки сигарету, то кажется, что в картине чего-то не хватает. Быть может, правдоподобности. Мы к этому уже привыкли, нам этого не хватает, словно и у нас появилась непреодолимая зависимость созерцать процесс курения, сидя дома на диване и, быть может, даже не являясь курильщиком вовсе.
Образ человека с сигаретой, смотрящего на вас с киноэкрана, на первый взгляд безобиден. Но, если этот человек узнаваем и любим миллионами, если его персонаж – крут до невозможности, если он курит стильно, медленно затягивается, выпускает причудливые колечки или тонкие струи дыма, при этом томно прикрыв глаза и демонстрируя как ему хорошо, то невольно вы начинаете им любоваться, восхищаться, подражать... Быть может, по жизни он не курит совсем, он же актер, ему надо уметь сыграть все. А вы начнете. Он будет здоров и успешен, а вы – так и не достигнув желаемого, только посадите свое здоровье.
Р: На самом деле все это сильно преувеличено противниками курения и прочими организациями здравоохранения. Зато явно имеет место дискриминация героев-курильщиков. В современном мире, в процентном соотношении курильщиков к некурящим гораздо больше, чем в нынешнем же кино. Это просто нечестный прием, несправедливо отображающий окружающую нас реальность, зеркалом чего, по сути, и является кино.
А: Согласна, что камера действительно должна отображать действительность, но стоит ли намеренно заострять внимание на каких-то конкретных деталях, например на том, как герой едва ли не каждую минуту экранного времени проводит с сигаретой в ругах, словно ему больше нечем заняться. То, что человек курит, можно сказать несколькими сценами, а не доказывать это всем фильмом. Однако нашей целью не является вопрос борьбы с курением, нас больше интересует то, как это отражалось в кино.
Р: Сейчас сложно сказать, с какого фильма в кинематографе появились курильщики. Кто из режиссеров или актеров ввел такую моду. Даже маленький бродяга Чарльза Чаплина любил подымить, только все чаще ему приходилось докуривать за кем-то брошенные сигареты, сигары и сигариллы, может и папиросы попадались. Помнится, в одной из короткометражек у него в пакете был табак, и он пытался скрутить самокрутку, но у него ничего не вышло. У Чаплина этот штрих дополнял образ бродяги. Денег на курево не хватало, а от нелегкой жизни хотелось хоть пару раз затянуться. В изображениях богачей и не только у него фигурировали, конечно же, сигары.
Но в ранних фильмах самому процессу курения особого внимания не уделялось, а может, тогда вообще детали были не так важны, главным было само чудо мелькающих картинок. Расцвет и благодатная пора курильщиков мира кино пришлось на золотой век Голливуда. Курили все, мужчины и женщины, герои и бандиты, бедные и богатые. И курили со вкусом, со смаком. И почти всегда курение что-то означало помимо самого процесса или же что-то символизировало.
Простой пример – «Касабланка» (1942 г.) Майкла Кертиса с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман. Многие персонажи фильма курят. Объясняется это тем, что действие происходит в сложное военное время в Марокко – перевалочным пункте беженцев из Европы в США, героям есть что скрывать, есть от чего переживать. Богарт практически не выпускает сигарету из рук, хотя стоит отметить, что сцен, когда именно затягивается, не много. Но сигареты являются своеобразными важными персонажами фильма. Они подчеркивают задумчивость героев, напряжение, витающее в воздухе.
Более сложный вариант наблюдается в фильме Ирвинга Раппера «Вперед, путешественник» (1942 г.) с Бетт Мидлер. Здесь процесс курения главных героев в какой-то степени символизирует и заменяет акт интимной близости между персонажами. Чувственно и с явным наслаждением Бетт Мидлер и Пол Хенрейд дымят, намекая на то, что остается за кадром.
В «Иметь и не иметь» (1945 г.) Ховарда Хоукса роман между главными героями, которых сыграли Хамфри Богарт и Лоренс Бэколл, начинался с того, что девушка заходила в номер к авантюристу, чтобы одолжить спичек.
В «Мальтийском соколе» (1941 г.) когда герой Хэмфри Богарта сосредоточенно скручивает папиросу, это означает завязку очередного конфликта.
И таких примеров множество. От простого забивания пауз между действием и диалогами, до важных метафорических сцен, бессловесно раскрывающих черточки курящих героев. Вроде особой манеры прикуривать (например, зажигая спичку о сапог) или тушить докуренную сигарету (тщательно раздавливая все тлеющие угольки или же напротив – беспечно выбрасывая подальше). Да и сам табачный дым – важная часть атмосферы этого фильма. Сродни таинственному туману, скрывающему часть общей картинки.
Курение и сигареты важный и незаменимый элемент кинематографа того времени.
А: Достаточно спорно. Странно, что все это (мысли, переживания, характер) не могли изобразить как-то иначе. Быть может, это зритель наделяет процесс курения какими-то скрытыми смыслами. Хорошо известен тот факт, что актерам ретро фильмов хорошо платили за подобную рекламу. Наши любимые Кларк Гэйбл, Кэри Грант, Джоан Кроуфорд, Джон Уэйн, Бетт Дэвис и Бетти Грэйбл с радостью соглашались курить в кадре, разумеется, за весьма неплохой гонорар. Исследователи из журнала Tobacco Control считают, что фильмы, снятые в 30-50-х гг. до сих пор являются отличной рекламой курения.
С переходом на цветное кино в плане курения мало что изменилось. Быть может, в черно-белом варианте сигаретный дым смотрится куда более эффектно, потому даже в современном кино режиссеры нередко прибегают к этому, вполне обосновано полагая, что это придает ленте особый шарм.
Р: Во времена, когда курение на экране не было под запретом, это была прерогатива крутых, сильных и волевых героев. Отчасти потому курение и ассоциировалось у людей со словом – «круто». Характерные примеры – курящие герои Клинта Иствуда в «долларовой» трилогии Серджио Леоне, Чарльз Бронсон в «Жажде смерти», Брюс Уиллис в «Крепком орешке», Аль Пачино в «Лице со шрамом» и так далее. Не сигарета или сигара делала их крутыми, курение лишь подчеркивало их черты характера.
А: Во времена запрета на курение образ курильщика на экране претерпел серьезные изменения. Теперь курить могли только плохие парни, выходцы из Европы и афроамериканцы. Видимо для американских киноделов все вышеперечисленные типажи означают примерно одно и тоже. В январе этого года и Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко настаивал на сокращении курящих (и пьющих) персонажей на отечественном экране. Злодеям, опять же, пить-курить пока разрешается.
Р: Ну, начнем с того, что невозможно сейчас представить некоторых героев без сигареты, сигары или трубки. Тот же Шерлок Холмс. Или Арнольд Шварценнеггер в «Коммандо». Джеймс Бонд и Штирлиц. Это часть их стиля, имиджа, отнять у одного трубку, у второго сигару, у остальных сигареты и будет явно чего-то не хватать. Они же не говорят с экрана о том, что курение это хорошо.
Я не за то, чтобы в кино все герои вдруг начали дымить как паровозы. Я за правду. В мире достаточно людей, простых или своеобразных, заурядных или известных, которые курят. Даже среди тех же актеров или актрис таких предостаточно. Вполне нормально, что и в кино определенная часть героев будет курить. А картина последних лет такова, что курят только европейцы, бандиты и афро-американцы. Последние, правда, предпочитают не табачные изделия. Разве это справедливо?
Хотя нельзя не отметить, что и злодеям сигарета или сигара придает определенный шарм. Ярчайший представитель – Си. Джи. Би. Спендер из «Секретных материалов». Большинство зрителей, даже знает его под именем – «Курильщик». Без сигареты он не может пробыть в кадре и минуты. Тут же медленными и выверенными движениями он достает новую сигарету из помятой пачки «Морли» и прикуривает. Даже если предыдущая была затушена несколькими секундами ранее. Он курит даже там, где висит знак «Не курить» в частности в кабинете заместителя директора ФБР Скиннера. Его манера курить, осторожно держа сигарету у фильтра большим и указательным пальцем, просто завораживает. Плавно и медленно, он опускает руку и бросает своему оппоненту вызов не только словами, но и выдыхаемым на него дымом.
Или взять Стенсфилда Гэри Олдмена из «Леона» Люка Бессонна. Тот закуривает, как правило, в моменты расслабленности. После убийств или приема наркотиков. Подчеркивая то удовольствие, которое он получает. Он курит большими, глубокими затяжками, выпуская настоящие клубы дыма.
Демонического вида Марлу из «Бойцовского клуба» невозможно представить без сигареты и тонкого табачного тумана, обволакивающего ее фигуру. Кажется, что когда она в кадре чувствуется едкий запах дыма.
Пусть и не злодейка, но опасная Миа Уоллес из «Криминального чтива» курит томно и можно сказать эротично. Как можно было на что-то заменить сигарету в ее руках во время разговора с Винсентом Вега в ресторане?
Но это все практически классические примеры злодеев с сигаретой. Запрет на показ курения в американском кино приводит к тому, что сейчас любой мелкий негодяй, наркоторговец и любой наркоман или заключенный, полностью лишенные харизмы, дымят напропалую. Тогда как все наиболее интересные герои ведут здоровый (в плане табакокурения) образ жизни.
Впрочем, на авторские кино никакие запреты не распространяются. Сложно представить героев Тарантино без сигареты. Или можно вспомнить фильм Джима Джармуша «Кофе и сигареты». Где действия всех новелл происходят за чашками кофе и десятками сигарет. Там курение предстает как образ жизни многих реальных известных личностей. Из той же оперы и фильм Джона Туртурро «Любовь и сигареты». У Роберта Родригеса в «Городе грехов» табачный дым дополняет атмосферу темного города. Кевин Смит в своих фильмах курит и это отлично дополняет его образ молчаливого Боба. Курение придает ему многозначительности. Примеров можно привести много, режиссеры независимого кино не станут вносить поправки в свои произведения из-за того, что какие-то ассоциации не хотят видеть курильщиков. И было бы правильнее, если бы и студийные боссы думали в первую очередь о качестве фильма, а не о том ведут ли их герои их кинофильмов здоровый образ жизни. Еще интересной деталью является то, что некоторые режиссеры, дабы курение сигарет определенной марки не считалось рекламой, придумывают собственное название и дизайн. Например в фильмах того же Тарантино «Криминальное чтиво» и «Бешеные псы» герои курят сигареты «Ред эппл». Также собственной несуществующей маркой «Nails» разжился и Кевин Смит.
Мало того, что курить положительным героям строго настрого запретили, так еще и в целом пласте фильмов появляется хотя бы один герой, демонстративно отказывающийся от курения и заявляющий с экрана о вреде этой привычке. Что-то такое было в «Супермене» Ричарда Доннера, «Без злого умысла» Сидни Поллака, «Вердикте» Сидни Люмета и в «Жар тела» Лоуренса Каздана. Такие инородные элементы запросто могут негативно повлиять на восприятие зрителя. Также как идея одной из организаций вносить в титры фильмов, содержащих сцены курения, предупреждающие надписи о вреде этой привычки.
А: «Я боюсь мужчин, которые бросили курить», - эти слова принадлежат известной французской актрисе Жанне Моро.
Если с крутыми курящими героями фильмов все понятно, то что касается курящих представительниц прекрасного пола, здесь все спорно. Не считая уже упомянутых Марлы из «Бойцовского клуба» и Мии из «Криминального чтива», подобных героинь предостаточно. Бриджит Джонс и ее всевозможные вредные привычки, героиня сериала «Секс в большом городе», а если вновь обратиться к ретро – то нельзя не упомянуть Мэрилин Монро и Одри Хепберн («Завтрак у Тиффани»).
Что же касается нашего кино, то и здесь не мало примеров: вспомните героиню Ирины Муравьевой в сцене в курилке из «Москвы слезам не верит», затяжку Барбры Брыльски в «Иронии судьбы» или хотя бы Каменскую из одноименного сериала. Самые обычные женщины, которые курят, потому что…курят. Это не добавляет ни крутизны, ни особого шарма, это просто отражение действительности. И, глядя на них, самые обычные женщины, воспринимающие их как себе подобных, порой тоже берутся за сигарету. Быть может, с помощью нее они мечтают обрести уверенность, привлечь все тех же мужчин, однако если верить статистике, целоваться с прекрасной «пепельницей» желает далеко не каждый представитель сильного пола. Особенно если он не курит.
Р: Зато они стильные женщины, иконы своего времени. Сигареты – как дополнение образа самостоятельной и деловой женщины. Которой безразлично, что о ней думают окружающие.
А: Да-да, желанная свобода – от правил, условностей, стереотипов, чужого мнения. Получается, что иным способом ее проявить уже невозможно? Получается такая схема в кино: курение=свобода, а порой курение=кайф. И моду на курение после близости видимо тоже ввел кинематограф. Вспомним героя Николаса Кейджа из «Диких сердцем» Линча или Акселя из «Аризонской мечты» Кустурицы в исполнении известного курильщика Джонни Деппа. Многие актеры и актрисы являются активными курильщиками и не видят в этом ничего плохого: Анджелина Джоли, Джиллиан Андерсон и Шарлиз Терон тому пример. Хорошо, пускай в кино курят мужчины, женщины, но когда сигарета оказывается в тонких пальцах ребенка, который толком-то и держать ее не умеет, становится страшно на самом деле. Да – это тоже отражение действительности. Но ведь мы знаем, что кино учится у жизни, а затем жизнь – у кино. Замкнутый круг. И быть может если киноделы откажутся от демонстрации курящих малолеток в кино, то будет лучше?
Р: Увы, это правда, но только показав это, мы можем с этим бороться. Дети курят, подражая взрослым или конкретным персонажам, их кумирам. И выглядит это, по меньшей мере, неестественно. Никак ребенок с сигаретой не может быть похож на того героя, которым он себя ощущает. Увидев себя со стороны, так как есть, быть может, он и поймет, что единственная причина, по которой он начал курить, не оправдывает себя.
Хороший пример – Матильда Натали Портман из «Леона». Сидящая на лестничной площадке, прячущая зажженную сигарету с леденцом наготове, чтобы отбить запах, девушка выглядит просто жалко. Она пытается курить, чтобы казаться взрослой в первую очередь самой себе. Но, как и подросток в реальной жизни, она боится, что ее родители об этом узнают. Это явно свидетельствует, что она только пытается казаться самостоятельной. Хочет обмануть себя.
А: Если в фильмах герои курят, потому что это отражение действительности, то почему так часто курят в мультфильмах непонятно. В 2007 году Walt Disney Pictures объявила запрет на курение в картинах, предназначенных для семейного просмотра, и наверное оно к лучшему, незачем с самого начала приучать детей к образу героя с сигаретой.
Р: Между прочим, в наших, советских мультфильмах было предостаточно курящих персонажей. Крокодил Гена предпочитал трубку, так же как и отец дяди Федора из «Трое из Простоквашино». Или Волк из «Ну погоди!». Без курения были бы совершенно иные герои!
А: Продолжу твой список: папа Малыша из «Карлсона, который живет на крыше», Шапокляк из «Чебурашки», Капитан Врунгель и персонажи из «Острова сокровищ». Впрочем, то, что курят моряки, оно и понятно, а вот почему вдруг курящим животным стал крокодил (персонаж из Мойдодыра и Крокодил Гена) ясно не совсем. Получается, что едва ли не в каждом советском мультфильме имеется курящий персонаж, даже странно. Впрочем, если папы в Простоквашине и Карлсоне просто служили отражением действительности (согласитесь, папы курят у многих), то Шапокляк, Круэла Девиль («101 далматинец») – типичные представительницы злодеев, в данном случае злодеек, то есть, теоретически глядя на них, детишки курить не должны. Подчеркиваю – теоретически.
Я лично бросил, не курю,
Я бодр, полон сил.
Родной Минздрав благодарю,
Что он предупредил.
О, Ресси, извини меня, за грустный каламбур:
Куренью с нынешнего дня объявим перекур!
Известная песенка из «Острова сокровищ» о вреде курения является едва ли не единственным намеком на то, что «курение это яд», «а Колумб ни в чем не виноват».
Вывод один: не стоит агрессивно пропагандировать образ курильщика. Почему если главный герой стильный, то он обязательно должен смаковать в кадре сигарету, выпускать колечки и демонстрировать, какой это кайф. Лишнее это. Тем более бесполезно делать заядлыми курильщиками исключительно отрицательных персонажей, они-то как раз зачастую привлекают намного больше положительных, потому как выглядят ярко, стильно. Во всем нужна мера, а потому не стоит делать трагедию из попыток сократить количество курящих на метр кинопленки.
Р: Я не говорю о пропаганде курения, но людей нельзя лишать свободы выбора. Фильм «Здесь курят» не только кино о курении, но отчасти даже кино о курении в кино. Главный герой противостоит всем противникам этой привычки, многочисленным ассоциациям и прочим организациям, направленным против самого курения и всяческой возможной рекламы его. Пусть он и сам в первую очередь о своих мотивах говорит про выплаты по кредитам, подразумевая, что делает свою работы за деньги. Но аргументы его от этого не становятся более весомыми. У каждого человека должно быть право выбора, и он волен сам решать, курить ему или нет. На деле он не пытается доказать, что курение безвредно или даже полезно (хотя его самого эта привычка спасла) он разбивает доводы оппонентов, доказывая их неправоту, что автоматически делает его победителем в дебатах. Человека нужно предупреждать о возможных последствиях, и этим должны заниматься его воспитатели – родители и учителя в школах. А не навязывать ему мнение о вреде, не преследовать курильщиков и изготовителей сигарет. Тем более, если оно основывается на неверных или непроверенных данных.
Ближе к финалу «Здесь курят» доходит до того, что на правительственном уровне решается вопрос о том, чтобы внести изменения в голливудские ретро-картины. Заменить все сигареты на прочие посторонние предметы, что на отдельных кадрах выглядит весьма комично и неестественно. Сделано это режиссером, чтобы подчеркнуть всю глупость подобного явления, но в погоне противников курения такой шаг не выглядит невозможным. А это уже изменение культуры целой страны. Кстати тот же «Дисней» вполне, возможно на волне своего противоборства курению изымет из своих классических мультиков все дымящиеся курительные предметы. Например, из «101 далматинца», где Круэлла ДеВиль курила тонкие сигареты, через мундштук, подчеркивающие ее стервозность и злобность.
Что любопытно, в самом фильме ни разу не показали, как кто-то курит.
Пользуясь приемами героя этого фильма можно сказать, что если сцены курения персонажей фильмов можно считать пропагандой, то следует вообще запретить фильмы, касающиеся насилия! Ведь многие злодеи мира кино завоевывают сердца зрителей, в том числе и очень маленьких. Если предположить, что курильщики в кино прямо и открыто рекламируют товары производителей табака и самой привычки, то как же быть с культовыми убийцами мира кино? Они тоже с экранов призывают идти убивать?
Ни о какой пропаганде речь не идет. К тому же пусть герой с сигаретой в кино выглядит стильно, совершенно необязательно, что любой человек будет выглядеть в такой же ситуации соответственно.
А: Свободу выбора никто не отменяет, запрещать демонстрацию курения в кино это, по меньшей мере, глупо. Запретный плод всегда сладок. Однако стоит ли делать каждого крутого персонажа курильщиком? Можно оправдать это тем, что курение это меньшее зло из всевозможных привычек-деталей, которые так украшают киногероев. Кино – это просто лакмусовая бумажка нашей жизни. Просто странно, когда в понятие стиль стала входить обязательная сигарета в руках. Дело вкуса, для кого-то Малдер («Секретные материалы»), грызущий семечки (тоже деталь-привычка между прочим), был куда симпатичней вечно дымящего Хенка Муди («Блудливая Калифорния»), сыгранного тем же Дэвидом Духовны.
Р: А вообще, эту проблему, когда персонаж фильма становится примером для подражания, должны решать в процессе воспитания. Нельзя винить создателей ленты или актеров в том, что зритель пострадал вследствие того, что хотел быть похожим на своего кумира. У каждого должна быть своя голова на плечах. А если нет, то такой человек вполне может найти себе пример в кино и куда как хуже, чем курильщик.
Алина ЕрмолаеваРенат Гарипов