Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Остров проклятых (Shutter Island) 2010
Автор: Александр СнеговДата: 29.08.2010 05:40
Разместил: Егор Пичугов
Комментарии: (0)

"TWIST ENDING FILM" В ЗВЕЗДНОЙ КОЛЛЕКЦИИ МАРТИНА СКОРСЕЗЕ

ОСТРОВ ПРОКЛЯТЫХ (SHUTTER ISLAND)

Жанр:
триллер, драма, детектив
2010, США, 138 мин.
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Макс фон Сюдов, Эмили Мортимер,
Патриция Кларксон, Джеки Эрл Хейли, Тед Левайн, Джон Кэрролл Линч

«Никто и никогда не сможет убежать с
закрытого острова, потому что Остров -
то, что глубоко спрятано в каждом из нас»
- Dennis Lehane, «Shutter Island». - N.Y., 2003.


Сюжетно новый фильм Мартина Скорсезе основан на романе мастера психологического хоррора, наследника Стивена Кинга Дениса Лихэйна «Закрытый остров», изданном в 2003 г. Романе, названном в честь реального скалистого острова - одного из четырех пустынных островов недалеко от гавани Бостона. Романе, который миллионы американцев перечитывали несколько раз, открывая в нем все новые и новые эзотерические грани. Романе, который своим стилем, образным языком и феноменальным финалом просто идеально подходил для экранизации.

Многих, кто только собирается посмотреть «Закрытый остров», переведенный для проката в России как «Остров проклятых», или уже посмотрел этот фильм, наверняка мучает вопрос о том, почему Скорсезе взялся за работу над фильмом в непривычном для себя жанре мистического триллера? Разгадка кроется в его биографии. Когда юному Мартину было всего 20 лет, и он только постигал азы кино, на него произвел неизгладимое впечатление знаменитый «Процесс» Орсона Уэллса. Шедевр постмодернизма, снятый Уэллсом в 1962 г. по роману Франца Кафки, который сам режиссер считал лучшим в своем творчестве. На протяжении почти полувека Скорсезе мечтал снять фильм, в котором смог бы приблизиться к одному из самых ярких воспоминаний молодости. И, наконец, ему улыбнулась удача - возможность экранизации романа Лихэйна, своими мрачными метафорами и экспрессионистскими иллюзиями так напоминающего творчество Кафки. Поэтому многие элементы мрачной и устрашающей визуальной эстетики «Острова проклятых»: темные коридоры, зловещие туннели и пещеры, низкие клаустрофобные потолки, металлические решетки - словно перенесены на экран из великого фильма Орсона Уэллса.

Кстати, и облик главного героя фильма - маршалла Тэдди Дэниэлса, сыгранного Леонардо ДиКаприо, Мартин стилизовал под фотографии Орсона Уэллса начала 60-х годов.

Чем отличается экранизация романа, сделанная настоящим мэтром режиссуры, от кинопроб начинающего юнца? Тем, что только опытный режиссер может оценить красоту и великолепие литературного сюжета и имеет смелость ничего в нем не ломать, понимая, что в произведении другого мастера ничего не может быть лишним.

Мастерство и опыт Скорсезе проявились именно в том, что он дословно перенес книгу Лихэйна на экран, создав один из лучших фильмов в своей долгой творческой биографии.

Благодаря этой неторопливой дословности «Остров проклятых», с первых кадров надвигающегося с экрана мрачного острова и нависших над ним серых скал, медленно погружает тебя в ощущение исподволь приближающегося кошмара. Кошмара жутких образов и видений. Кошмара безумия. Кошмара вопросов, на которые не существует однозначных ответов. Как опаснейшая убийца Рейчел Соландо (Эмили Мортимер), утопившая всех своих детей, могла босой сбежать из крошечной закрытой комнаты в самой охраняемой психиатрической больнице США? В чем смысл оставленных ею бумаг и тайных знаков? Почему администрация больницы «Ashecliffe» так скрытна и испугана? Какие секретные правительственные эксперименты ставили на забытых всеми пациентах больницы для умалишенных? Почему на острове внезапно реактивируются самые страшные сны Тэдди (Леонардо ДиКаприо), которые он вытеснял в подсознание всю свою жизнь? Почему именно в этой больнице находится психопат Эндрю Лэддис, заживо сжегший любимую жену Тэдди в ее собственном доме? И это только малая часть вопросов, которые зрители будут бесконечно задавать себе по ходу всего фильма.

Лишь постепенно, по мере сопереживания несчастному Тэдди, перед которым стоят те же самые вопросы и загадки, наступает понимание, что каждый персонаж на острове не случаен. Доктор Джозеф Коули (Бен Кингсли) - главный врач больницы. Кто он - медицинское светило в области психиатрии, выступающее за гуманизацию отношения к больным и отказу от практики лоботомии, или садист, практиковавший хирургическое удаление части мозга без анестезии? А такой милый и спокойный в начале фильма Тэдди. Кто он - уравновешенный ветеран войны, воевавший с нацистами в Европе, или безумец, постепенно открывающий страшные тайны своего прошлого? Такого прошлого, уйти от которого не в состоянии ни один человек. Чем больше мы узнаем об острове, больнице и ее обитателях, тем отчетливее наступает понимание того, что покинуть остров живым и невредимым героям фильма будет очень и очень сложно. Но в этом фильме далеко не все можно предвидеть заранее. Только когда он заканчивается, наступает постепенно, слой за слоем, осознание того, что было заложено в его начале. Ведь благодаря своему узнаваемому, отточенному десятилетиями режиссерскому стилю, Скорсезе разбросал по всему фильму не только массу подсказок, но и наполнил его многочисленными иллюзиями, метафорами и смысловыми ловушками.

Как и свой любимый фильм - триллер «Мыс страха», Скорсезе снял «Остров проклятых» сродни своеобразной психологической воронки. Когда мы входим в нее в самом начале фильма, то кажется, что все в нем происходит в замедленном, тягучем темпе. Но чем дальше режиссер ведет нас к финалу фильма, тем все больше твои эмоции начинают стремительно раскручиваться под воздействием тончайшего маховика образов. Очень точных образов, на грани искусства и психоанализа. Обратите внимание при просмотре - какое важное значение в фильме имеет, например, образ воды. В классическом психоанализе, при интерпретации сновидений, вода всегда отражает реальное состояние субъекта - уровень его адекватности и психологической витальности. В «Острове проклятых» вода, выраженная в самых разных формах, будет на протяжении всего фильма олицетворять все трансформации сознания Тэдди. А ведь в этом фильме еще есть пещера, заброшенный маяк и, конечно, сам остров, как выражение скрытых тайн нашего бессознательного.

Конечно, помимо блестящей режиссуры, как и «Мыс страха», в котором двадцать лет назад блистал Де Ниро, «Остров проклятых» во многом держится на великолепной драматической игре ДиКаприо. Удивительно, но Леонардо удалось передать даже такие тонкие оттенки образа своего героя, которые при чтении романа Лихэйна можно было увидеть только между строк. Страх, ненависть, интерес, изумление, недоверие, подозрительность, паранойя, отчаяние - все эти сложнейшие эмоции были воплощены им в фильме на предельном уровне достоверности, особенно в сценах проекции сновидений.

Уникальна и операторская работа любимого оператора Тарантино и Скорсезе Роберта Ричардсона, заставляющего тебя просто физически ощущать реальность всего происходящего на острове. Шторм, ураган, зловещие образы воды и огня, мрачные катакомбы психушки - все это снято в особом мрачном стиле, постоянно создающем непроизвольное ощущение ужаса. Для этого большинство эпизодов фильма снимались не в студийных декорациях, а в психиатрической больнице штата Массачусетс в Медфилде и в заброшенном комплексе зданий заводов Виттентона, построенных по образцу концлагеря Дахау.

Именно в помещениях этого завода были сняты особенно жуткие в своей реалистичности ретроспективные сцены фильма из военного прошлого Тэдди, которые, как смеясь заметил Мартин Скорсезе во время пресс-конференции перед открытием Берлинского кинофестиваля, «еще не раз придут к вам, но уже в собственных ночных кошмарах». Да, «Остров проклятых» не поражает динамикой и обилием спецэффектов. Но когда выходишь из зала кинотеатра на шумные, солнечные улицы современного города, его особая атмосфера еще долго властвует над твоими эмоциями, ведь «закрытый остров» скрыт глубоко в подсознании каждого из нас.

Анализируя сам фильм в контексте всего творчества Скорсезе, особенно его последних фильмов: «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Отступники», нельзя не отметить, что режиссер к своим 70-ти годам совершенно не утратил не только вдохновения, но и понимания тончайших нитей киноискусства. Важно, что Мартин практически не повторяется в каждом своем фильме и старается сделать его в узнаваемом, но и не похожем на другие картины, стиле. В США, как и во многих других странах, зрители приняли «Остров проклятых» очень тепло. По сборам в США фильм стал самым успешным для Скорсезе, и это притом, что роман Лихэйна там хорошо известен. Однако ничего странного в этом нет - «twist ending film» (фильм с безупречно закрученным финалом) зрители всегда принимают благосклонно. Раньше в этой категории эксклюзивно блистали шедевры Дэвида Финчера («Игра» и «Бойцовский клуб») и Найта Шьямалана («Шестое чувство» и «Неуязвимый»). Теперь к ним присоединился и «Остров проклятых» Мартина Скорсезе.

В отличие от зрителей, критики были далеко не так благосклонны к новому «детищу» режиссера. На «Берлинаре»-2010 многие известные журналисты, в том числе и российские, обвинили Скорсезе в потворстве вкусам большинства, в переходе в мейнстрим, в «торжестве шаблонов и стилизаций», которые пронизывают весь фильм, в N «повторении пройденного», в «отсутствии утонченности»... Но Кэмерон уже не раз доказывал, что может дать режиссеру умение предвидеть вкусы зрителей, игра на стереотипах их восприятия и умение мастерски применять давно известные шаблоны. Именно это еще раз показал всем и Скорсезе.

Единственная проблема этого фильма заключается не в его несомненном качестве, а в особенностях сознания зрителей. Сознание устроено таким образом, что способно отразить только то, что уже заложено в нем в виде определенной матрицы. Поэтому для тех, кто не читал романа Лихэйна или не понял его метафоричности, для тех, кто не знаком с фильмами Орсона Уэллса с их глубиной и символизмом, - «Остров проклятых» может показаться всего лишь мрачной, унылой и затянутой детективной историей.

Александр Снегов

ЕСТЬ МНЕНИЕ...


Скорсезовский «Shutter Island», кажется, безобразен жутко. Вроде как какое-нибудь «Ванильное небо» или что-то в таком духе. Понятно, что Лихэйн виноват - у него тут худший предсказуемый сюжет из экранизированных (зато теперь точно известно, что детей писатель все-таки ненавидит), - а Скорсезе просто лентяй (67 лет человеку), но такое ведь не прощают. Он снимал слишком очевидно для совсем новых, посттарантиновских - да какое там - поствербинских почти уже зрителей, как будто мы с вами его смотреть вообще не собирались.

Антон Минасов

Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 376 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio