Есть две бесконечные вещи: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет первой я не уверен.
Альберт Эйнштейн
Как только не дурят нашего наивного брата по этим телевизорам и научно-популярным фильмам. Впрочем, большинство зрителей подобной шарлатанской галиматьи с удовольствием бы процитировали классика: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» Поэтому и сетовать вроде не на что. Хотели лапши? Подставляйте уши. Смотрим фильм BBC «День моей смерти», который приобщает несведущих к теме околосмертных переживаний, то есть тех видений, что грезятся людям во время клинической смерти. Смотрим и стараемся не плевать в монитор!
Дискурс сам по себе весьма интересен. Пациент, видите ли, почти отбросил костыли, дыхание на пит-стопе, миокард в режиме «не беспокоить», мозг теперь окончательно не фурычит. Сердобольные врачи усиленно откачивают тело. А оно, едва очухавшись, нет, чтобы там поблагодарить, начинает плести ахинею про туннели со светящимся концом, про бога с тем же признаком и про встречу с умершим дедушкой, который обещал отомстить за случайно подсыпанный в его чай мышьяк. Почему так происходит? Неужто сие доказывает реальность загробной жизни? От «антиреса» аж пятку зудят! И создатели фильма отнюдь не гнушаются на этом паразитировать, профанировать и спекулировать, лишь бы удержать необразованного недоумка… кхм, рядового обывателя возле экрана. Нет, нет их просчет во все не в том, что они упирают на представление, альтернативное официальному в текущий момент научному. Дело куда банальнее: фильм просто-напросто искажает действительную ситуацию относительно этого вопросом. Искажает с точностью до «для идиот». Поэтому взгляды пары-тройки маргинальных докторов, не признаваемые большинством менее сребролюбивых специалистов, выставляются ведущей концепцией, которая господствует во врачебной среде. Что абсолютная ложь.
Технически проблема сводится к определению времени, когда возникают данные видения. Если они соответствуют периоду, предшествующему или последующему собственно клинической смерти, то это скучные галлюцинации, которые вызваны гипоксией. В противном случае речь сама собой заходит про тот свет, ибо получается, что мозг не функционирует, а сознание все равно есть, а значит, Гегель был прав, и нечего всматриваться в анатомию мозга Эйнштейна – его гениальность и его атеизм дарованы ему богом! Казалось бы, чего тут думать – берите умирающего человека, засовывайте его в томограф и следите за активностью содержимого его черепа. Но закавыка, во-первых, в том, что не всякий доктор – Хаус, поэтому он, как правило, сперва спасают пациенту жизнь, а уж подом задается интересными вопросами. А во вторых, если умирающий действительно умрет, то потом нельзя будет послушать его басни про встречу с прадедушкой. Вот и приходится гадать на кофейных бреднях, сравнивая ложь одних с ложью других.
В мутной воде, как известно, чаще всего и водятся жулики. Те из них, которые говорят в фильме, особенно отвратительны, потому что причисляют себя к ученым, хотя ими не являются, так как нарушают методики исследований и логику выводов. Они не слышали, что все выносимые на какую-либо защиту наблюдения должны иметь статистическую проверку. Поэтому основываться на факте: «одна чуть не откинувшаяся баба сказала», - никак нельзя, даже если очень хочется. Также неприлично и глупо выдавать сомнительные умозаключения за сенсацию и переворот в мировоззрении. Ох, какое же великое открытие аж никто не почесался!
Венчающей вишенкой тошнотворной фикции выступает целый ряд придурков, которые с блаженными физиономии рассказывают банальности про свои путешествия во время смерти. Эти эпизоды просто УГ. Смотреть нельзя перематывать.
На весь этот балаган можно было бы забить сразу и ничего не писать, однако чудовищная наивность и не критичность массового сознания заставляет мелких жуликов производить свой оболванивающий ширпотреб в гигантских количествах, ибо широкий зритель бесподобен в своем идиотизме, а руководители телеканалов не страдают совестью.