ОКУЛУС (OCULUS)
2014, США, 105 мин.
Жанр: хоррор
Режиссер: Майк Флэнеган
В ролях: Карен Гиллан, Брентон Туэйтес, Кэти Сакхофф, Рори Кокрейн
Новый фильм Майка Флэнегана, снятый при содействии небезызвестной Blumhouse Productions, уже успел собрать некоторое количество лестных отзывов после показов в рамках традиционной секции Midnight Madness прошлогоднего кинофестиваля в Торонто. Причем, если в случае с теми же «Синистром» или «Заклятием» первые зрители, при всех восторгах, отмечали, что новых идей в картинах нет (хотя и старые прекрасно работают) – про «Окулус» можно было услышать эпитеты вроде «оригинальный», «неожиданный», «непохожий» и все такое прочее, что заставляло с нетерпением ждать, когда картина доберется до широкого прокатного релиза.
Перед нами определенный поджанр, в котором внимание уделяется различным артефактам, обладающим темными силами и регулярно сменяющим своих владельцев. В центре сюжета антикварное зеркало, теоретически послужившее причиной смерти родителей главных героев. Тим, будучи еще ребенком, застрелил отца, спасая свою сестру, после чего долгое время находился изолированным от общества, получая психиатрическую помощь. Когда ему, уже слегка за двадцать, приходит пора возвращаться к нормальной жизни, сестра (Карен Гиллан) заявляет, что виной всему то злополучное зеркало, в свое время висевшее у отца в кабинете. Что изрядно сбивает Тима с толку – ведь все последние годы его пытались убедить в естественных и рациональных причинах произошедшего. После недолгих формальностей действие замыкается в одной локации – старом доме брата и сестры – и обретает компактность. Первое время упор делается на диалогах –интересном противостоянии сестры, уверенной в том, что предмет обладает сверхъестественными свойствами, и брата, отказывающегося это признавать. Здесь фильм уходит от хоррора и на время становится этаким психотерапевтическим триллером. Это грамотная затравка, и немного жаль, что карты нам откроют весьма скоро, переводя интригу уже в другую плоскость. В фильме вообще намешано очень много интересных идей, но, к сожалению, далеко не все из них получают должное развитие.
Градус интереса при просмотре поддерживается весьма стабильно, но многие сценарные решения как будто добавлены лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза, заставляя поверить в то, что картина гораздо сложнее, чем есть на самом деле. По сути, вся концепция фильма построена на двух основных фишках: во-первых, это постоянное скрещивание иллюзий с реальностью, заставляющее зрителя, как и героев, гадать, что же из этого они видят в данный момент; во-вторых –изощренный монтаж, сводящий детское прошлое и взрослое настоящее брата и сестры в одну гладкую последовательность. Причем, в ленте не дается однозначной интерпретации этому ходу; то есть, теоретически, герои как бы могут проживать две реальности одновременно. Хотя, на деле, вероятно, все более прозаично – такая нелинейная манера повествования держит зрительское внимание на пределе и разжигает интригу даже там, где бы ее не было, если бы эти две истории демонстрировались по отдельности. И это, надо признать, увлекает. Только вот очень жаль, что те задатки крепкого психологического триллера, что были в начале, должного развития не получили. Фильм, в стремлении выглядеть невероятно закрученным и сложным, об этом просто забывает, бомбардируя зрителя серией твистов иллюзия/реальность, настоящее/прошлое – и ближе к финалу все это выглядит уже чересчур механически. Не хотелось бы ударяться в занудство и предъявлять вполне себе удачной картине столь изощренные претензии – но все-таки, простота сути при сложности структуры кажется очевидным упущением.
Между тем, для типичного хоррора здесь довольно мало каких-то пугающих моментов – картина работает на интригу и атмосферу. Есть, конечно, запоминающееся эпизоды вроде сцены с яблоком – но таковых единицы. Правильнее было бы назвать сие действо триллером, в котором мистика переплетается с психологией. Правда, по мере продвижения хронометража, второе постепенно сходит на нет, а жаль. Тем не менее, «Окулус» – довольно крепкий жанровый образчик, который вряд ли станет классикой, поскольку у создателей не все задействованные идеи находят достойное применение, но смотрится он в должной мере увлекательно.
Василий Марин