ЗАМКНУТЫЕ ПРОСТРАНСТВА
РЕЗНЯ (CARNAGE)
Премьера: 8 декабря
Жанр: драма, комедия
Производство: Германия, Франция, Польша
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц, Джон Си Райли, Элвис Полански, Элиот Бергер, Натан Риппи, Таня Лопер, Джули Адамс
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 4/5
Роман Полански является представителем прекрасной и редкой когорты режиссеров, которые умеют работать одновременно на высоком уровне и понятно для простого зрителя. В его фильмах нет бьющей через край интеллектуальности фон Триера, когда ты сидишь и думаешь: «Ну а что же здесь? Я явно что-то не понял!», нет занудности и однообразности (в которой тоже есть свой шарм) Вуди Аллена. Это не Скорсезе или Иствуд, у которых за плечами такие громады, что к ним и их фильмам изначально относишься как к памятникам. Полански (не в обиду всем вышеназванным) при всей своей «классичности» остается «живым» режиссером: он не воспринимается как безусловный классик, хотя (по искреннему убеждению автора этих строк) таковым и является. Может быть, причина этой необычности в принципе работы «редко, но метко»? Полански уже больше 50 лет в кино, но его фильмография только подбирается к двум десяткам картин.
Сняв намного меньше фильмов, чем большинство именитых режиссеров его возраста, он сделал для киноиндустрии больше многих. «Ребенком Розмари» в 69-м он, по сути, начал волну мистических фильмов ужасов, среди которых, и сами по себе классические «Омен», «Экзорцист», «Сияние», и сам позже продолжил «Девятыми вратами» с Джонни Деппом. «Китайским кварталом» он воскресил нуар, и уж никто не посмеет спорить, что «Пианист» - это один из лучших и самых сильных фильмов о войне и геноциде. В его копилке есть и очень неплохие экранизации классических литературных произведений – «Тэсс» и «Оливер Твист». А из его «Бала вампиров» растут ноги недавно реанимированной «Ночи страха» и остальных тонких комедийных ужастиков. Картин всего ничего, но, кажется, для кинематографа уже сделано больше, чем нужно. Но кто же посмеет останавливать? У нас рука не поднимется, не поднимается она и у властей, которые давно могли бы упрятать за решетку Полански за содеянное много лет назад. К счастью, он продолжает работать и, как кажется, не зря.
Новый фильм «Резня» основан на популярной пьесе французского драматурга Ясмины Реза «Бог резни». Это история двух семейных пар (Алан и Нэнси Кован: Кейт Уинслет и Кристоф Вальц; Майкл и Пенелопе Лонгстрит: Джон Си Райли и Джоди Фостер), которые вынуждены встретиться и обсудить конфликт их детей. Из крайне простой по сюжету истории вырастает увлекательное и напряженное действо. Камерность постановки позволяет сделать акцент на диалогах, на уровне языка передать человеческую глупость, неумение прислушаться и поднять такие проблемы, которые вряд ли встали бы для обсуждения, не будь герои заперты в четырех стенах. Вся эта история невольно заставляет вспомнить «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля. Это блестящая драма, рассказывающая о гостях званого ужина, которые в силу загадочных обстоятельств не могут выйти из комнаты и вынуждены столкнуться со своими собственными демонами и демонами окружающих их людей. Та же ситуация наблюдается и у Полански. Банальная размолвка школьников превращает четырех внешне приличных и культурных людей в детей, которые способны топить мобильные телефоны и истерить без видимых на то внешних причин. Иронично: замкнутое пространство помогает героям высвободить и высказать все давно накопленные тревоги, негодования и обиды. Своеобразный сеанс психотерапии, который должен закончиться успокоением и принятием себя. Но концовка пока что остается для нас загадкой.
Не вызывает сомнения, что фильм смотреть будет интересно. Если уж выбираешь камерный сюжет, то изволь пригласить таких актеров, которые сумеют захватить внимание и держать его на протяжении длительного времени. Полански взял прекрасных актеров и предусмотрительно не переборщил с хронометражем (всего-то 79 минут), но иногда за 79 минут можно сказать больше, чем за трехчасовую эпопею. Особый интерес вызывает и то, что камерные истории – не новинка для Полански. В его фильмографии есть даже так называемая «комнатная трилогия»: «Отвращение», «Ребенок Розмари» и «Жилец», где «взаимоотношения» героев и окружающего их пространства – основная тема. Сюда же и менее известный драматический триллер «Смерть и девушка», где события происходят в отдаленном домике, и необъяснимый полет фантазии «Что?», где странный пансионат практически берет в плен главную героиню. Да, в конце концов, и трагедия Владислава Шпильмана из «Пианиста» – это тоже вынужденная необходимость прятаться и скрываться. Возникает ощущение, что режиссер логично шел к такому фильму, где акцент нарочито будет сделан на этой замкнутости. А учитывая то, что на этом пути ошибок сделано не было, очень хочется сказать, что и финальный шаг не станет ошибкой.
В любом случае, пойдете ли вы на новый фильм режиссера Романа Полански, или на великолепный актерский состав, а, может, и на экранизацию пьесы, - вывод один: эта незамысловатая картина привлекает внимание. А ведь самые гениальные и глубокие вещи обычно скрываются за внешней простотой и легкостью.
София Цисарь