Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-10 лучших новогодних фильмов
Автор: Талалаев, БольшаковДата: 30.12.2014 05:44
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
На Новый год хочется чего-то особенного, волшебного, необычного. Даже просмотр фильма должен быть нетипичным, обычные фильмы для этого не годятся. Нужны те, которые помогут создать соответствующее настроение.


Многие представленные в топе фильмы снимались для западной аудитории, которая к Новому году относится спокойно, зато с размахом празднует Рождество. В России уж так сложилось, что Рождество – просто один из выходных, а вот Новый год – это что-то особенное. И уж точно главный зимний праздник. Поэтому не удивляйтесь, что за лучшие новогодние фильм мы зачастую выдаем рождественские. Зато действительно лучшие.


МАГАЗИНЧИК ЗА УГЛОМ (1940)

Эта история началась с письма. Точнее, с переписки двух молодых людей, мечтающих о большой и обязательно романтичной любви. Не видя друг друга, так просто навоображать себе принцев и принцесс. Они обязательно будут лучшими, а главное – совсем не похожими на тех скучных сослуживцев, с которыми ты вынужден коротать трудовые будни. Именно так рассуждали Альфред Кралик, менеджер небольшого магазина подарков, и продавщица Клара Новак. Но вы-то уже догадались, кому шлют письма постоянно пререкающиеся сотрудники магазинчика «Матушек и Ко». Дело за малым – дождаться пока молодые люди сами поймут, что счастье намного ближе, чем кажется в мечтах.

«Магазинчик за углом» – не совсем новогодняя сказка. Время года и магия смены календарей здесь проходят лишь фоном. И правда, эта история могла произойти и летом, и весной. Ведь для любви любое время года – лучшее. Но согласитесь, именно под Новый год так хочется верить в чудеса. Верить в то, что ты обязательно встретишь девушку своей мечты, что она полюбит тебя и согласиться провести свою жизнь рядом с тобой. А работа в магазине подарков только добавляет праздничного антуража. Сам режиссер Эрнст Любич охарактеризовал свой фильм как нечто камерное, недорогое, но очень душевное. Отдавая дань своей юности, когда он сам работал в похожем магазине, Любич создал один из своих лучших фильмов. Незатейливый и предсказуемый сюжет пронизан теплом и тонкой иронией. Все ходы известны наперед и, тем не менее, увлеченный переживаниями героев зритель, шепотом подсказывает им роли. Потому что так намного проще добраться до счастливого конца. А какой еще конец может быть у новогодней сказки, разыгрывающейся в самый волшебный момент года?



КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ (1956)

В Доме культуры предновогодний ажиотаж – до праздника осталось всего 2 дня. Декорации готовы, сценарии написаны, в залах проводятся финальные репетиции. Все участники в предвкушении и великолепном настроении… и тут исполняющим обязанности директора становится Серафим Иванович Огурцов, крайне серьезный человек, консерватор и бюрократ до мозга костей. И начинается: квартет слишком маленький («Будет большой, массовый квартет») у балерины голые ноги («Надо изолировать»), музыка оркестра не берет («Нужно, чтобы она брала, вела, но в то же время и не уводила»), клоуны шутят («Если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться»)…

В далеком 1956 году Эльдар Рязанов снял фильм, который весь Советский Союз с удовольствием цитировал и стабильно пересматривал перед Новым годом на протяжении 20 лет. К тому времени картина с технической точки зрения несколько устарела, но все шутки, пусть и знакомые наизусть, вызывают все те же положительные эмоции. Пожалуй, борьбу старого бюрократа с творчеством молодых талантов и его попытки заменить шоу докладом (коротеньким, минут на 40, – прим. тов. Огурцова) смотрели бы и дальше в обязательном ежегодном порядке, но в 1975-м тот же Рязанов создал новую классику – «Ирония судьбы, или С легким паром!». Переплюнуть которую отечественные режиссеры не могут вот уже 40 лет. Такому «конкуренту» пальму первенства в народной любви уступать вовсе не стыдно. «Карнавальная ночь» и не стыдится – вечно молодые Людмила Гурченко и Юрий Белов в противостоянии с обескураженным Игорем Ильинским всегда готовы составить приятную компанию зрителю, даже заглянувшему буквально на минутку. Этот фильм, кажется, можно смотреть с любого места.



ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ (1961)

Пересказ сюжета гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» кажется занятием до определенной степени глупым. Действительно, это читал почти каждый, тексты входят в обязательную школьную программу. А те, кто по тем или иным причинам избежал уроков литературы, видели если не фильм-мультфильм, то хотя бы очередное пошлое переложение, показанное по новогоднему ящику. Да все просто – строптивая красавица Оксана посылает красавца кузнеца Вакулу за красными черевичками, которые носит сама царица. Может, кого другого эта задача и поставила бы в тупик, да только кузнецу под силу оседлать самого черта. Недаром ведь родственницу подозревают в колдовстве.

Вы можете себе представить Новый год без телевизионной сказки? Было время, когда в праздничные каникулы каждый день показывали замечательные детские фильмы, объединенные общей новогодней заставкой. Прошло время, но желание просмотра сказочных лент нет-нет, да и возникнет под новый год. Для уставших от совсем уж детского «Морозко» (хотя монологи мачехи наполнены далеко не детским юмором), «Вечера на хуторе…» – то, что доктор прописал. Экранизация «Ночи перед Рождеством» вышла типичной для Александра Роу. Если вы видели хотя бы один его фильм (а вы, конечно же, видели), то с легкостью представите в красках всю историю Гоголя. Здесь есть и отголоски «Марьи-Искустницы», и грядущая фактурность «Королевства кривых зеркал», и зимнее волшебство «Морозко». Сегодня «Вечера…» кажутся диковинным анахронизмом из тех, что находишь на полке со старыми бабушкиными книгами. С трудом вытягивающая на час, эта лента не будет требовать от вас большего внимания. Но Пацюк, закидывающий вареники в рот усилием мысли, обязательно наполнит комнату сказочной атмосферой. А что еще нужно для праздничного настроения?



ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (1946)

История жизни Джорджа Бейли, образцового семьянина, порядочного бизнесмена и человека с редкой широтой души. Несмотря на определенные достижения в жизни, Джордж не может назвать себя счастливым человеком, его судьба складывается вовсе не так, как он хотел: будучи чрезвычайно ответственным и отзывчивым человеком, он позволяет другим исполнять мечты, а сам занимает те места, которых от него требуют обстоятельства. Лишь в создании семьи он повинуется зову сердца, и только в ней видит свой успех. Но что, если он получит шанс увидеть этот мир таким, каким бы он стал, если бы Джорджа в нем никогда не было?

5 номинаций на «Оскар» так и не превратились в награды, но не думайте, что американцы забыли своих героев – картина Фрэнка Капры считается у народонаселения США одной из любимых и входит в обязательный комплект к рождественскому столу. «Эта замечательная жизнь» входит во многие топы самых-самых, составленных за океаном, по популярности и культовому статусу из отечественных картин с ней может поспорить лишь «Ирония судьбы…», но история Джорджа Бейли совсем о другом – она не столько веселая, сколько трогательная. Это вовсе не комический персонаж, наоборот, трагический, более того – в самом начале фильма он и вовсе оказывается в одном шаге от самоубийства. Но, как известно, чем хуже обстоятельства, в которые попадает герой, тем сильнее будет удовлетворение зрителя в финале. Этот замечательный раритет обладает настолько мощным тонизирующим эффектом, что даже не верится в его 70-летний (!!!) возраст. Пожалуйста, не пугайтесь года выпуска, дайте ленте шанс. Она здесь вовсе не для того, чтобы редакция выставляла себя эстетами – просто мы действительно любим это кино.



БЭТМЕН ВОЗВРАЩАЕТСЯ (1992)

Перед бурей обычно наступает затишье. После победы над смеющимся гангстером Готэм мог вздохнуть спокойно. Полиция худо-бедно справлялась со своими задачами по отлову местного криминалитета. Ночной мститель в маске летучей мыши ушел на покой и о его былых подвигах почти ничто не напоминало. Со временем монстры бизнеса заняли нишу преступных синдикатов. Впрочем, всему хорошему рано или поздно приходит конец, и вот город вновь стала терроризировать банда циркачей. К тому же газетенки усиленно распространяли слухи о виденной в канализации гигантской птице. Похоже, что на это Рождество Бэтмену предстоит очередная тяжелая работа. Да еще на горизонте маячит не то новая любовь, не то злейший враг.

«Бэтмен возвращается» просто обязателен для просмотра прожженным циникам и мизантропам. Его следует употреблять с неразбавленным виски и мыслями о том, что с годами мир вокруг не становится лучше. Снимая сказку для взрослых, Тим Бертон неожиданно (а по-другому у него и не получается) перенес на экраны оду одиночеству. Здесь безумный карнавал корчится в душевных муках. Каждый пытается найти себя, спрятаться от пустоты в сердце, придумать смысл, чтобы хоть как-то скоротать вечер. Месть – блюдо, что подают холодным, и почти каждый персонаж решил его отведать. Плевать на каноны, в 1992 году еще никто не сравнивал с пеной у рта комиксы и кино. Гротеск прорывается наружу, обнажая городские слабости и пороки. Сумасшествие становится нормой. Настоящие чудовища не носят маски. И все это кружится в припадочном печальном вальсе под сияющей рождественской елкой. Витающий в воздухе праздник лишь подчеркивает безумие окружающего мира. Игра за гранью нервного срыва без малейшей иллюзии о счастливом конце. Его не будет. Это не Нолан, прилепивший в финале трилогии никому не нужные улыбки. Это мрачное Рождество. Но даже чудовища, целующиеся под омелой, мечтают о счастье. Хотя знают, что они его не заслужили.



РЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ (2003)

Премьер-министр Великобритании влюбляется в горничную, ищущий вдохновения писатель влюбляется в девушку, ни слова не понимающую по-английски, школьник влюбляется в одноклассницу, молодой человек влюбляется в жену лучшего друга… в общем, все вокруг влюбляются друг в друга, составляя любовные треугольники и многоугольники, и только одна престарелая рок-звезда мечтает лишь о покорении хит-парада с новой идиотской песней… А, нет. Он тоже любит своего менеджера, пусть и как друга. Словом, любовь в этом фильме окружает всех вокруг, заставляя совершать самые глупые и, конечно же, смешные поступки.

Если бы кто-то сказал Ричарду Кёртису, большую часть жизни писавшему сценарии для разнообразных телепроектов, что его режиссерский дебют окажется настоящим прорывом и моментально превратится в современную классику, которую не грех пересматривать ежегодно, наравне с «Иронией судьбы…» или «Этой замечательной жизнью» (тут уж в зависимости от того, где вы живете – в Штатах или России), то, наверное, он бы и сам в это не поверил. Потому что у проекта был большой потенциал, но за километр было видно, что получиться должен был просто британский «капустник» со всеми лучшими актерами в одной куче – от Хью Гранта и Билла Найи до Колина Фёрта и Киры Найтли. Романтический альманах с таким количеством сюжетных линий был обязан оказаться там, где оказываются все подобные альманахи – в забвении, после непродолжительных восторгов фанатов, ведь просто невозможно раскрыть характеры должным образом при выделении буквально десяти минут на каждый. А в итоге вышло, что недостаток глубины героев искупило искрометное разнообразие ситуаций, в которые они попадают.



ОДИН ДОМА (1990)

Бойтесь своих желаний, ведь они могут исполниться. Но именно об исполнении желаний мечтал маленький Кевин, прося у бога остаться одному на Рождество. Просите и услышаны будете. Проснувшись утром в большом доме, мальчик был вне себя от радости. А дальше… Со временем приходит осознание, что он единственный хозяин дома. И главная его задача не просто сидеть перед телевизором, поглощая чипсы, но и защитить свою территорию от домушников, шатающихся неподалеку. Маленькая война – штука увлекательная, кто бы отказался от таких приключений, но сможет ли ребенок противостоять двум взрослым бандитам? Ведь даже самые продуманные планы могут дать сбой в неподходящий момент.

Задолго до того, как представить миру экранное воплощение одного молодого четырехглазого волшебника, без которого теперь не обходится ни один вменяемый ТВ-праздник, Крис Коламбус подарил зрителям замечательную рождественскую комедию. История о маленьком отважном защитнике своего дома была встречена публикой и критиками с большим восторгом. Калкину пророчили большое будущее, но как-то не получилось. Мальчик повзрослел, а Питер Пен должен оставаться ребенком. Ребенком достаточно уверенным в себе, чтобы бросить вызов взрослому миру. И не важно, кто соперник – Капитан Крюк, или два грабителя-неудачника. У него должно быть достаточно веры, чтобы все хитроумные ловушки, кажущиеся совсем уж заштампованными гэгами (ну кто полезет по разбитым елочным игрушкам в здравом уме?), сработали и смогли остановить агрессивно настроенных взрослых. Но главное – мы верили вместе с ним. И так же начинали радостно хлопать в ладоши при очередной удачно сработавшей комбинации. И пусть сегодня те же «Гриффины» показали всю абсурдность происходящего, подавите в себе скептицизм. Дайте волю своему внутреннему ребенку, и он с удовольствием порадуется, пересматривая этот фильм.



КРЕПКИЙ ОРЕШЕК (1988)

Рождество – это не только «чин-чин» шампанским, бенгальские огни и обратный отсчет, как при запуске ракеты. Иногда это время, когда необходимо просто выживать, находясь в чрезвычайно затруднительной ситуации. Всеобщей праздничной расслабленностью воспользовалась группа террористов (хотя какие они террористы, обычный грабители) под руководством эстета и интеллектуала Ганса Грубера, захватив небоскреб «Накатоми Плаза» в Лос-Анджелесе. Они не учли только одного – в туалете здания оказался нью-йоркский полицейский, только-только прилетевший в LA мириться с женой. Босой, но полный решимости освободить заложников.

На первый взгляд, Джон Мактирнан снял обычный боевик про решительного героя, спасающего беззащитных заложников и в одиночку истребляющего целую банду вооруженных до зубов ублюдков. Но если бы все было так просто, «Крепкого орешка» не изучали сейчас во всех кинематографических школах в качестве наглядного пособия. И уж тем более он не попал бы в наш новогодний топ. Одного только рождественского корпоратива в кадре или сентиментальной мелодии «Let It Snow» на финальных титрах явно недостаточно, хотя Фрэнк Синатра и превращает концовку фильма в натуральную сказку. Дело в том, что Новый год (как и Рождество) – праздник семейный, а хороший новогодний фильм должен проповедовать вечные семейные ценности. Поэтому примирение героического копа Джон МакКлейна со своей женой в качестве катарсиса – важнейший момент ленты, который большинство упускает за ураганными перестрелками и харизматичными голыми пятками Уиллиса. Ну кто ж поспорит, что послание «Теперь у меня есть автомат. Хо-хо-хо» – это не круто? И очень по-новогоднему.



ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ! (1975)

Первое правило новогодних «квартирников» – праздник должен состояться НЕ В ТВОЕЙ квартире. Это правило с блеском, хотя и без умысла, а с легкой руки подвыпивших друзей, выполняет Женя Лукашин, совершив вояж из Москвы в Ленинград. На автопилоте он добирается до дома, расположенного по тому же адресу, что и его московская квартира, в результате чего сталкивается сначала с очаровательной Надей, затем с диким похмельем, а потом и с женихом Нади, Ипполитом, ну а в результате, разумеется, находит любовь. А Ипполит – только горячую воду в душе.

Даже если опустить тот факт, что Эльдар Рязанов мастерски высмеял советскую архитектурно-географическую однотипность, создав шедевр, растасканный на цитаты чуть более, чем полностью, «Иронию судьбы…» все равно не получится назвать рядовой похмельной комедией. В отличие от относительно свежего «Мальчишника в Вегасе», где коматозные товарищи весь фильм пытаются вспомнить, что же натворили подшофе, здесь ошибка показана во всех деталях изначально, а режиссера интересует лишь следствие. И надо признать, что древнейший прием комедии – любовный треугольник – разыгран здесь мастерски. Можете ли вы еще вспомнить хоть одну историю, где антагонисту (которого в общем-то и отыгрывает Ипполит) сопереживаешь чуть ли не больше, чем главному герою? Симпатию здесь вызывают вообще все, начиная от закадычных друзей Лукашина и заканчивая соседом по креслу в самолете. Сплошной позитив, от и до, плюс знакомый антураж родных закусок в кадре – что еще нужно для создания новогоднего настроения?



ПЛОХОЙ САНТА (2003)

План был прост, как и все гениальное. Двое устраиваются работать в торговом центре в период рождественского сумасшествия. Роли заучены наизусть, Уилли – Санта-Клаус, Маркус – эльф. Справляются они со своими обязанностями из рук вон плохо (еще бы, любимец детей пьет, матерится и, кхм, «склоняет посетительниц к сожительству»), но ключ к обогащению лежит в другом. В ночь перед праздником помощник Санты отрубает сигнализацию, а сам святой Николай – взламывает сейф. Денег хватит ровно на год, а там все разыгрывается по-новой. Вот только на этот раз чудо-план дает осечку. Появление в жизни Уилли глуповатого доверчивого толстого ребенка задевает в душе плохого Санты потайные струны. Определенно, в этот раз все пойдет наперекосяк.

Не смотрите в графу «сценаристы». Оригинальная идея провокационного фильма, разрушающего все стереотипы о светлом семейном празднике (да что уж там – смачно плюющего на всю эту праздничную мишуру) принадлежит Итану и Джоэлу Коэнам, значащимся в исполнительных продюсерах. Впрочем, Гленн Фикарра и Джон Рекуа довели ее до логического предела. В результате на свет появилась одна из самых черных комедий о Рождестве. Билли Боб Торнтон, излучающий подонковское обаяние, идеально влился в роль Санты – сквернослова и алкоголика. Но даже его покореженное сердце может тронуть простая детская наивность. И вроде бы, перевоспитание плохиша под чутким детским взглядом – товар совсем уж завалящий в киноиндустрии, тем не менее, мы охотно беремся испробовать его вновь. Потому что смешно и не лишено определенного обаяния. Пусть и чернушного до неприличия, но все-таки обаяния с уместным хэппи-эндом и иррациональной верой в чудеса. Если вас уже тошнит от рождественских слащавых голливудских поделок о любви-романтике, то «Плохой Санта» просто обязателен к просмотру.

Игорь Талалаев
Константин Большаков

>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 357 гость(ей) : Сергей Прудников
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio