На Новый год хочется чего-то особенного, волшебного, необычного. Даже просмотр фильма должен быть нетипичным, обычные фильмы для этого не годятся. Нужны те, которые помогут создать соответствующее настроение.
Многие представленные в топе фильмы снимались для западной аудитории, которая к Новому году относится спокойно, зато с размахом празднует Рождество. В России уж так сложилось, что Рождество – просто один из выходных, а вот Новый год – это что-то особенное. И уж точно главный зимний праздник. Поэтому не удивляйтесь, что за лучшие новогодние фильм мы зачастую выдаем рождественские. Зато действительно лучшие.
МАГАЗИНЧИК ЗА УГЛОМ (1940)
Эта история началась с письма. Точнее, с переписки двух молодых людей, мечтающих о большой и обязательно романтичной любви. Не видя друг друга, так просто навоображать себе принцев и принцесс. Они обязательно будут лучшими, а главное – совсем не похожими на тех скучных сослуживцев, с которыми ты вынужден коротать трудовые будни. Именно так рассуждали Альфред Кралик, менеджер небольшого магазина подарков, и продавщица Клара Новак. Но вы-то уже догадались, кому шлют письма постоянно пререкающиеся сотрудники магазинчика «Матушек и Ко». Дело за малым – дождаться пока молодые люди сами поймут, что счастье намного ближе, чем кажется в мечтах.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_1_1_r.jpg) «Магазинчик за углом» – не совсем новогодняя сказка. Время года и магия смены календарей здесь проходят лишь фоном. И правда, эта история могла произойти и летом, и весной. Ведь для любви любое время года – лучшее. Но согласитесь, именно под Новый год так хочется верить в чудеса. Верить в то, что ты обязательно встретишь девушку своей мечты, что она полюбит тебя и согласиться провести свою жизнь рядом с тобой. А работа в магазине подарков только добавляет праздничного антуража. Сам режиссер Эрнст Любич охарактеризовал свой фильм как нечто камерное, недорогое, но очень душевное. Отдавая дань своей юности, когда он сам работал в похожем магазине, Любич создал один из своих лучших фильмов. Незатейливый и предсказуемый сюжет пронизан теплом и тонкой иронией. Все ходы известны наперед и, тем не менее, увлеченный переживаниями героев зритель, шепотом подсказывает им роли. Потому что так намного проще добраться до счастливого конца. А какой еще конец может быть у новогодней сказки, разыгрывающейся в самый волшебный момент года?
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_2_r.jpg)
КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ (1956)
В Доме культуры предновогодний ажиотаж – до праздника осталось всего 2 дня. Декорации готовы, сценарии написаны, в залах проводятся финальные репетиции. Все участники в предвкушении и великолепном настроении… и тут исполняющим обязанности директора становится Серафим Иванович Огурцов, крайне серьезный человек, консерватор и бюрократ до мозга костей. И начинается: квартет слишком маленький («Будет большой, массовый квартет») у балерины голые ноги («Надо изолировать»), музыка оркестра не берет («Нужно, чтобы она брала, вела, но в то же время и не уводила»), клоуны шутят («Если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться»)…
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_2_1_r.jpg) В далеком 1956 году Эльдар Рязанов снял фильм, который весь Советский Союз с удовольствием цитировал и стабильно пересматривал перед Новым годом на протяжении 20 лет. К тому времени картина с технической точки зрения несколько устарела, но все шутки, пусть и знакомые наизусть, вызывают все те же положительные эмоции. Пожалуй, борьбу старого бюрократа с творчеством молодых талантов и его попытки заменить шоу докладом (коротеньким, минут на 40, – прим. тов. Огурцова) смотрели бы и дальше в обязательном ежегодном порядке, но в 1975-м тот же Рязанов создал новую классику – «Ирония судьбы, или С легким паром!». Переплюнуть которую отечественные режиссеры не могут вот уже 40 лет. Такому «конкуренту» пальму первенства в народной любви уступать вовсе не стыдно. «Карнавальная ночь» и не стыдится – вечно молодые Людмила Гурченко и Юрий Белов в противостоянии с обескураженным Игорем Ильинским всегда готовы составить приятную компанию зрителю, даже заглянувшему буквально на минутку. Этот фильм, кажется, можно смотреть с любого места.
ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ (1961)
Пересказ сюжета гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» кажется занятием до определенной степени глупым. Действительно, это читал почти каждый, тексты входят в обязательную школьную программу. А те, кто по тем или иным причинам избежал уроков литературы, видели если не фильм-мультфильм, то хотя бы очередное пошлое переложение, показанное по новогоднему ящику. Да все просто – строптивая красавица Оксана посылает красавца кузнеца Вакулу за красными черевичками, которые носит сама царица. Может, кого другого эта задача и поставила бы в тупик, да только кузнецу под силу оседлать самого черта. Недаром ведь родственницу подозревают в колдовстве.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_3_1_r.jpg) Вы можете себе представить Новый год без телевизионной сказки? Было время, когда в праздничные каникулы каждый день показывали замечательные детские фильмы, объединенные общей новогодней заставкой. Прошло время, но желание просмотра сказочных лент нет-нет, да и возникнет под новый год. Для уставших от совсем уж детского «Морозко» (хотя монологи мачехи наполнены далеко не детским юмором), «Вечера на хуторе…» – то, что доктор прописал. Экранизация «Ночи перед Рождеством» вышла типичной для Александра Роу. Если вы видели хотя бы один его фильм (а вы, конечно же, видели), то с легкостью представите в красках всю историю Гоголя. Здесь есть и отголоски «Марьи-Искустницы», и грядущая фактурность «Королевства кривых зеркал», и зимнее волшебство «Морозко». Сегодня «Вечера…» кажутся диковинным анахронизмом из тех, что находишь на полке со старыми бабушкиными книгами. С трудом вытягивающая на час, эта лента не будет требовать от вас большего внимания. Но Пацюк, закидывающий вареники в рот усилием мысли, обязательно наполнит комнату сказочной атмосферой. А что еще нужно для праздничного настроения?
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_4_r.jpg)
ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (1946)
История жизни Джорджа Бейли, образцового семьянина, порядочного бизнесмена и человека с редкой широтой души. Несмотря на определенные достижения в жизни, Джордж не может назвать себя счастливым человеком, его судьба складывается вовсе не так, как он хотел: будучи чрезвычайно ответственным и отзывчивым человеком, он позволяет другим исполнять мечты, а сам занимает те места, которых от него требуют обстоятельства. Лишь в создании семьи он повинуется зову сердца, и только в ней видит свой успех. Но что, если он получит шанс увидеть этот мир таким, каким бы он стал, если бы Джорджа в нем никогда не было?
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_4_1_r.jpg) 5 номинаций на «Оскар» так и не превратились в награды, но не думайте, что американцы забыли своих героев – картина Фрэнка Капры считается у народонаселения США одной из любимых и входит в обязательный комплект к рождественскому столу. «Эта замечательная жизнь» входит во многие топы самых-самых, составленных за океаном, по популярности и культовому статусу из отечественных картин с ней может поспорить лишь «Ирония судьбы…», но история Джорджа Бейли совсем о другом – она не столько веселая, сколько трогательная. Это вовсе не комический персонаж, наоборот, трагический, более того – в самом начале фильма он и вовсе оказывается в одном шаге от самоубийства. Но, как известно, чем хуже обстоятельства, в которые попадает герой, тем сильнее будет удовлетворение зрителя в финале. Этот замечательный раритет обладает настолько мощным тонизирующим эффектом, что даже не верится в его 70-летний (!!!) возраст. Пожалуйста, не пугайтесь года выпуска, дайте ленте шанс. Она здесь вовсе не для того, чтобы редакция выставляла себя эстетами – просто мы действительно любим это кино.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_5_r.jpg)
БЭТМЕН ВОЗВРАЩАЕТСЯ (1992)
Перед бурей обычно наступает затишье. После победы над смеющимся гангстером Готэм мог вздохнуть спокойно. Полиция худо-бедно справлялась со своими задачами по отлову местного криминалитета. Ночной мститель в маске летучей мыши ушел на покой и о его былых подвигах почти ничто не напоминало. Со временем монстры бизнеса заняли нишу преступных синдикатов. Впрочем, всему хорошему рано или поздно приходит конец, и вот город вновь стала терроризировать банда циркачей. К тому же газетенки усиленно распространяли слухи о виденной в канализации гигантской птице. Похоже, что на это Рождество Бэтмену предстоит очередная тяжелая работа. Да еще на горизонте маячит не то новая любовь, не то злейший враг.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_5_1_r.jpg) «Бэтмен возвращается» просто обязателен для просмотра прожженным циникам и мизантропам. Его следует употреблять с неразбавленным виски и мыслями о том, что с годами мир вокруг не становится лучше. Снимая сказку для взрослых, Тим Бертон неожиданно (а по-другому у него и не получается) перенес на экраны оду одиночеству. Здесь безумный карнавал корчится в душевных муках. Каждый пытается найти себя, спрятаться от пустоты в сердце, придумать смысл, чтобы хоть как-то скоротать вечер. Месть – блюдо, что подают холодным, и почти каждый персонаж решил его отведать. Плевать на каноны, в 1992 году еще никто не сравнивал с пеной у рта комиксы и кино. Гротеск прорывается наружу, обнажая городские слабости и пороки. Сумасшествие становится нормой. Настоящие чудовища не носят маски. И все это кружится в припадочном печальном вальсе под сияющей рождественской елкой. Витающий в воздухе праздник лишь подчеркивает безумие окружающего мира. Игра за гранью нервного срыва без малейшей иллюзии о счастливом конце. Его не будет. Это не Нолан, прилепивший в финале трилогии никому не нужные улыбки. Это мрачное Рождество. Но даже чудовища, целующиеся под омелой, мечтают о счастье. Хотя знают, что они его не заслужили.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_6_r.jpg)
РЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ (2003)
Премьер-министр Великобритании влюбляется в горничную, ищущий вдохновения писатель влюбляется в девушку, ни слова не понимающую по-английски, школьник влюбляется в одноклассницу, молодой человек влюбляется в жену лучшего друга… в общем, все вокруг влюбляются друг в друга, составляя любовные треугольники и многоугольники, и только одна престарелая рок-звезда мечтает лишь о покорении хит-парада с новой идиотской песней… А, нет. Он тоже любит своего менеджера, пусть и как друга. Словом, любовь в этом фильме окружает всех вокруг, заставляя совершать самые глупые и, конечно же, смешные поступки.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_6_1_r.jpg) Если бы кто-то сказал Ричарду Кёртису, большую часть жизни писавшему сценарии для разнообразных телепроектов, что его режиссерский дебют окажется настоящим прорывом и моментально превратится в современную классику, которую не грех пересматривать ежегодно, наравне с «Иронией судьбы…» или «Этой замечательной жизнью» (тут уж в зависимости от того, где вы живете – в Штатах или России), то, наверное, он бы и сам в это не поверил. Потому что у проекта был большой потенциал, но за километр было видно, что получиться должен был просто британский «капустник» со всеми лучшими актерами в одной куче – от Хью Гранта и Билла Найи до Колина Фёрта и Киры Найтли. Романтический альманах с таким количеством сюжетных линий был обязан оказаться там, где оказываются все подобные альманахи – в забвении, после непродолжительных восторгов фанатов, ведь просто невозможно раскрыть характеры должным образом при выделении буквально десяти минут на каждый. А в итоге вышло, что недостаток глубины героев искупило искрометное разнообразие ситуаций, в которые они попадают.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_7_r.jpg)
ОДИН ДОМА (1990)
Бойтесь своих желаний, ведь они могут исполниться. Но именно об исполнении желаний мечтал маленький Кевин, прося у бога остаться одному на Рождество. Просите и услышаны будете. Проснувшись утром в большом доме, мальчик был вне себя от радости. А дальше… Со временем приходит осознание, что он единственный хозяин дома. И главная его задача не просто сидеть перед телевизором, поглощая чипсы, но и защитить свою территорию от домушников, шатающихся неподалеку. Маленькая война – штука увлекательная, кто бы отказался от таких приключений, но сможет ли ребенок противостоять двум взрослым бандитам? Ведь даже самые продуманные планы могут дать сбой в неподходящий момент.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_7_1_r.jpg) Задолго до того, как представить миру экранное воплощение одного молодого четырехглазого волшебника, без которого теперь не обходится ни один вменяемый ТВ-праздник, Крис Коламбус подарил зрителям замечательную рождественскую комедию. История о маленьком отважном защитнике своего дома была встречена публикой и критиками с большим восторгом. Калкину пророчили большое будущее, но как-то не получилось. Мальчик повзрослел, а Питер Пен должен оставаться ребенком. Ребенком достаточно уверенным в себе, чтобы бросить вызов взрослому миру. И не важно, кто соперник – Капитан Крюк, или два грабителя-неудачника. У него должно быть достаточно веры, чтобы все хитроумные ловушки, кажущиеся совсем уж заштампованными гэгами (ну кто полезет по разбитым елочным игрушкам в здравом уме?), сработали и смогли остановить агрессивно настроенных взрослых. Но главное – мы верили вместе с ним. И так же начинали радостно хлопать в ладоши при очередной удачно сработавшей комбинации. И пусть сегодня те же «Гриффины» показали всю абсурдность происходящего, подавите в себе скептицизм. Дайте волю своему внутреннему ребенку, и он с удовольствием порадуется, пересматривая этот фильм.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_8_r.jpg)
КРЕПКИЙ ОРЕШЕК (1988)
Рождество – это не только «чин-чин» шампанским, бенгальские огни и обратный отсчет, как при запуске ракеты. Иногда это время, когда необходимо просто выживать, находясь в чрезвычайно затруднительной ситуации. Всеобщей праздничной расслабленностью воспользовалась группа террористов (хотя какие они террористы, обычный грабители) под руководством эстета и интеллектуала Ганса Грубера, захватив небоскреб «Накатоми Плаза» в Лос-Анджелесе. Они не учли только одного – в туалете здания оказался нью-йоркский полицейский, только-только прилетевший в LA мириться с женой. Босой, но полный решимости освободить заложников.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_8_1_r.jpg) На первый взгляд, Джон Мактирнан снял обычный боевик про решительного героя, спасающего беззащитных заложников и в одиночку истребляющего целую банду вооруженных до зубов ублюдков. Но если бы все было так просто, «Крепкого орешка» не изучали сейчас во всех кинематографических школах в качестве наглядного пособия. И уж тем более он не попал бы в наш новогодний топ. Одного только рождественского корпоратива в кадре или сентиментальной мелодии «Let It Snow» на финальных титрах явно недостаточно, хотя Фрэнк Синатра и превращает концовку фильма в натуральную сказку. Дело в том, что Новый год (как и Рождество) – праздник семейный, а хороший новогодний фильм должен проповедовать вечные семейные ценности. Поэтому примирение героического копа Джон МакКлейна со своей женой в качестве катарсиса – важнейший момент ленты, который большинство упускает за ураганными перестрелками и харизматичными голыми пятками Уиллиса. Ну кто ж поспорит, что послание «Теперь у меня есть автомат. Хо-хо-хо» – это не круто? И очень по-новогоднему.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_9_r.jpg)
ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ! (1975)
Первое правило новогодних «квартирников» – праздник должен состояться НЕ В ТВОЕЙ квартире. Это правило с блеском, хотя и без умысла, а с легкой руки подвыпивших друзей, выполняет Женя Лукашин, совершив вояж из Москвы в Ленинград. На автопилоте он добирается до дома, расположенного по тому же адресу, что и его московская квартира, в результате чего сталкивается сначала с очаровательной Надей, затем с диким похмельем, а потом и с женихом Нади, Ипполитом, ну а в результате, разумеется, находит любовь. А Ипполит – только горячую воду в душе.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_9_1_r.jpg) Даже если опустить тот факт, что Эльдар Рязанов мастерски высмеял советскую архитектурно-географическую однотипность, создав шедевр, растасканный на цитаты чуть более, чем полностью, «Иронию судьбы…» все равно не получится назвать рядовой похмельной комедией. В отличие от относительно свежего «Мальчишника в Вегасе», где коматозные товарищи весь фильм пытаются вспомнить, что же натворили подшофе, здесь ошибка показана во всех деталях изначально, а режиссера интересует лишь следствие. И надо признать, что древнейший прием комедии – любовный треугольник – разыгран здесь мастерски. Можете ли вы еще вспомнить хоть одну историю, где антагонисту (которого в общем-то и отыгрывает Ипполит) сопереживаешь чуть ли не больше, чем главному герою? Симпатию здесь вызывают вообще все, начиная от закадычных друзей Лукашина и заканчивая соседом по креслу в самолете. Сплошной позитив, от и до, плюс знакомый антураж родных закусок в кадре – что еще нужно для создания новогоднего настроения?
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_10_r.jpg)
ПЛОХОЙ САНТА (2003)
План был прост, как и все гениальное. Двое устраиваются работать в торговом центре в период рождественского сумасшествия. Роли заучены наизусть, Уилли – Санта-Клаус, Маркус – эльф. Справляются они со своими обязанностями из рук вон плохо (еще бы, любимец детей пьет, матерится и, кхм, «склоняет посетительниц к сожительству»), но ключ к обогащению лежит в другом. В ночь перед праздником помощник Санты отрубает сигнализацию, а сам святой Николай – взламывает сейф. Денег хватит ровно на год, а там все разыгрывается по-новой. Вот только на этот раз чудо-план дает осечку. Появление в жизни Уилли глуповатого доверчивого толстого ребенка задевает в душе плохого Санты потайные струны. Определенно, в этот раз все пойдет наперекосяк.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-top_new_year_films_10_1_r.jpg) Не смотрите в графу «сценаристы». Оригинальная идея провокационного фильма, разрушающего все стереотипы о светлом семейном празднике (да что уж там – смачно плюющего на всю эту праздничную мишуру) принадлежит Итану и Джоэлу Коэнам, значащимся в исполнительных продюсерах. Впрочем, Гленн Фикарра и Джон Рекуа довели ее до логического предела. В результате на свет появилась одна из самых черных комедий о Рождестве. Билли Боб Торнтон, излучающий подонковское обаяние, идеально влился в роль Санты – сквернослова и алкоголика. Но даже его покореженное сердце может тронуть простая детская наивность. И вроде бы, перевоспитание плохиша под чутким детским взглядом – товар совсем уж завалящий в киноиндустрии, тем не менее, мы охотно беремся испробовать его вновь. Потому что смешно и не лишено определенного обаяния. Пусть и чернушного до неприличия, но все-таки обаяния с уместным хэппи-эндом и иррациональной верой в чудеса. Если вас уже тошнит от рождественских слащавых голливудских поделок о любви-романтике, то «Плохой Санта» просто обязателен к просмотру.
Игорь Талалаев
Константин Большаков
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
|
Комментарии:
Пока комментариев нет
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 548 гость(ей) :
|
|