ИДЕАЛЬНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ (PERFETTI SCONOSCIUTI)
2016, Италия, 97 мин.
Жанр: трагикомедия
Режиссер: Паоло Дженовезе
В ролях: Анна Фольетта, Касия Смутняк, Валерио Мастандреа, Эдоардо Лео, Марко Джаллини
В мире нет абсолютно честных людей. Каждый из нас что-то скрывает, у каждого за пазухой припрятано несколько неприглядных фактов из собственной биографии. На этой простой истине построено множество фильмов – от телевизионных мыльных опер в духе «Санта-Барбары» до вполне серьезных авторских картин вроде «Жить своей жизнью» Жан-Люка Годара. Модный итальянский режиссер Паоло Дженовезе пошёл дальше и в своей работе «Идеальные незнакомцы» (в оригинале – «Совершенно незнакомые») взял за основу фабулу, неоднократно с разной степенью успешности применявшуюся его собратьями по ремеслу. Можно вспомнить «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета, «Дождись темноты» Теренса Янга или «Резню» Романа Полански – действие этих картин развивалось в ограниченном пространстве с постоянным числом участников, что приравнивало эти кинопостановки к театральным. В этой связи повышенного зрительского внимания удостаивались, как правило, сценарий и актёрские работы. Каждая ошибка, любая погрешность была видна, как под микроскопом.
«Идеальные незнакомцы» рассказывают об одном вечере из жизни добрых приятелей, однажды собравшихся за ужином в уютной дружеской обстановке. Всё меняется, когда жена одного из них как бы в шутку призывает приоткрыть завесу тайны, скрывающую личную жизнь каждого из них. Для этого она предлагает в течение вечера всем присутствующим отвечать на звонки по громкой связи, а смс читать вслух. После непродолжительных споров предложение одобряется, но совсем скоро друзья понимают, какую непоправимую ошибку они совершили.
Интересная завязка давала простор для фантазии. Из неплохой, в общем-то, идеи можно было состряпать интеллектуальный детектив или психологический триллер, но постановщик пошел самым простым и примитивным путем. Сценарий не может предложить ничего, кроме разжёвывания поверхностных тем. Фильм затрагивает стандартные вопросы для среднестатистической европейской семьи: измены, отношения с ближайшими родственниками и друзьями, беременность, карьера. А также то, что пытаются подать как стандартные вопросы, например, – нетрадиционная сексуальная ориентация. Ближе к развязке создатели художественной ленты и вовсе затевают совершенно невозможную чехарду из интриг и секретов. В этот момент постановка становится похожа на всевозможные ТВ-шоу средней руки. Будьте уверены, что каждое висящее на стене ружье обязательно выстрелит, а некоторые – даже не один раз.
С другой стороны, работа Дженовезе может похвастаться приятным актёрским ансамблем. Итальянские артисты, незнакомые широкому зрителю, вполне убедительны в своих образах. Их старания не заставляют забыть о «роялях в кустах», но становятся одним из светлых пятен картины. Обаятельна в роли стервозной жены одного из персонажей Касия Смутняк («Из Парижа с любовью), вносит комизма в историю анекдотичный герой Эдоардо Лео («Римские приключения»), запоминаются пылкая Шарлотта в исполнении Анны Фольетты (сериал «Комиссар Рекс») и скромная Бианка, которую сыграла Альба Рорвахер («Голодные сердца»).
Под стать актёрской команде и звучащая в фильме музыка, сплошь составленная из популярных итальянских шлягеров. Благодаря подобной форме подачи киноспектакль не распадается на отдельные фрагменты, хоть он и очень к этому стремится. Финальный твист не уникален, но подталкивает к размышлениям о судьбе и выборе главных героев.
Однако с моралью дело в фильме обстоит удивительно. Режиссёр даже не задумывается о нравственности поступков своих героев, но предлагает взять за аксиому, что абсолютно безгрешных людей не бывает. Он предлагает решить проблему самым простым и действенным – с его точки зрения – путём. Для этого не надо проходить путь очищения, который непременно сопряжен с болью и потерями, но лишь нужно надежнее спрятать свои «скелеты в шкафу». Ведь даже современные технологии защиты информации вроде «облачного хранилища» не способны обеспечить полную безопасность. Странно только, что для вывода этого нехитрого постулата Паоло Дженовезе пришлось снимать полнометражный фильм.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 2 февраля