Второй сезон «Почки», как и первый, не тратит много времени на разгон и стартует довольно резво, с одной стороны повышая ставки, а с другой давая возможность зрителю чуть расслабиться.
ПОЧКА. 2 СЕЗОН
2022, Россия, 49 мин.
Жанр: драма, комедия
Количество серий: 8
Режиссёр: Мария Шульгина
В ролях: Любовь Аксёнова, Григорий Чабан, Юлия Марченко, Ирина Розанова, Алексей Розин, Дмитрий Лысенков, Сергей Двойников, Янина Лакоба
Как же получилось такое противоречие? А всё дело в том, что по сюжету Наталья Кустова таки получила свою многострадальную почку и для неё операция прошла успешно. Сам факт появления второго сезона уже не делает это событие таким уж спойлером. Так что можно перевести дух – теперь главной героине не угрожает скоропостижная смерть. Но органы для пересадки ей всё-таки требуются. И вот тут речь заходит о том самом повышении ставок – если в первом сезоне она с трудом выполнила квест с одной единственной почкой, то теперь ей требуется найти штук тридцать. А лучше сорок. Разумеется, не для себя, но всё так же в ограниченный срок.
В самом финале первого сезона Наташа показала, что не лишена человечности и совершила порядочный поступок, который по идее должен был стоить ей жизни. И второй сезон начинается с подтверждения нравственного роста героини – она держит данное слово и пытается помочь другому человеку, хотя имела все возможности для того, чтобы спокойно расслабляться на пляжах Хорватии. Более того, возвращение в Россию для неё теперь небезопасно, т.к. она объявлена в розыск по коррупционной статье. Справедливости ради, сценаристы не стали лепить из Кустовой ангела – искать почку для постороннего человека она желает в основном из-за собственного влечения к этому мужчине. А дальнейшие события и вовсе позволяют Аксёновой играть такую же стерву, что была в первом сезоне, только без стресса, без надрыва, потому что её-то здоровью ничего не угрожает – персонаж от этого несколько проигрывает, становясь более плоским.
В сюжетной завязке же кроется самое слабое звено всего сезона: очень слабо верится, что музыкант Миша с довольно средней внешностью Дмитрия Чабана (Дмитрий, ничего личного, мужчина вообще может быть чуть красивее обезьяны), без харизмы, чувства юмора или хотя бы большого счёта в банке, да ещё и со смертельной болезнью мог стать предметом воздыхания такой девушки, как Наташа. Но, наверное, иначе направить героиню на путь организатора чёрной трансплантологии бы не вышло. И если первый сезон был по сути линейным квестом с несколькими тупиковыми «ветками», то второй – история стартапа, где поиск доноров поставлен на поток.
На своём месте остались фирменный чёрный юмор и приятные вставки классической музыки, но если раньше гениальных композиторов было явно больше, чем современной попсы, то теперь Глюк’oZa звучит из колонок чаще (при всём уважении к Наталье Чистяковой-Ионовой, Чайковский вызывает эмоции посильнее). Это не плохо само по себе, просто небольшое сравнение. А вот плохо – не для зрителя, а для главной героини – то, что все её положительные наработки из первого сезона оказались разрушены. Моральное разложении Кустовой выходит на новый уровень: если раньше она хотя бы из корыстных побуждений пыталась восстановить отношения в семье и как-то помочь родственникам, то теперь, войдя в доверие, уничтожает всё то хорошее, что помогла создать (см. сюжетные арки с квартирой сестры, алкоголизмом матери и тюремным сроком брата).
Заметных персонажей, которые не были разобраны (или не появлялись) в прошлом сезоне, всего парочка:
Миша (Дмитрий Чабан)
Неожиданный любовный интерес Наташи Кустовой, музыкант с отказывающими почками, с которым она познакомилась на сеансах диализа. Ожидает пересадки, но в очереди перед ним еще семьдесят человек. Его мать готова была стать донором, но он отказался. Так же, как отказался использовать и другого человека, которого нашла ему Наташа. Из-за его упёртой принципиальной позиции Кустовой и приходится как-то «ускорять» эту самую очередь. Миша человек тихий, спокойный и какой-то даже излишне аморфный, одним словом – скучный. Хотя, конечно, нельзя требовать яркости и буйства эмоций от умирающего.
Галина (Юлия Марченко)
Жена Миши и тоже музыкант. Из-за болезни мужа находится в полной прострации, но есть подозрение, что и в обычной жизни выглядит несколько невменяемой. Попадает в неловкие ситуации, реагирует на происходящее с весьма запаздывающей реакцией. Пинг настолько высокий, что она не может поставить в своей квартире дверь на протяжении нескольких дней. Такая же тихая, спокойная и вялая, как её муж. Без возражений и особых удивлений принимает помощь постороннего человека. Не замечает, что на фоне Наташи выглядит как блондинка курильщика. Пишет письма Мише вместо того, чтобы просто его навещать.
Бизнес, который замутила Наталья Кустова, разумеется, нелегален. Но денег для себя лично девушка не зарабатывала, предлагая своим «клиентам» вполне честную услугу (сравните с тем беспределом, через который прошла она сама чуть ранее), пусть и по «серым» схемам. И как минимум несколько жизней она спасла. Хотя, с другой стороны, несколько людей в результате её стараний стали инвалидами. Может, не самых лучших людей, но мы ничего не знаем и о моральных качествах тех, кого Кустова спасала. Возможно, и среди них были не самые лучшие люди. Так что второй сезон «Почки» ставит перед зрителем неудобную дилемму – поддерживать ли такой подход, считая, что цель оправдывает средства, или же жить сугубо по закону и без обмана. Оправдать Наташу или порицать её – каждый выберет сам, и такая сложность в оценке действий главной героини является одной из главных ценностей второго сезона, который делает шаг вперёд по сравнению с первым, предлагавшим зрителю просто развлечение без какой-то рефлексии.
Отметим и развитие актуальных социальных тем, а именно добавление в сюжет священной коровы Российской Федерации – мигрантов, без которых наша экономика, якобы, ну никак не справится. Кинематограф, как правило, романтизирует мигрантов, рисуя их тихими, законопослушными, образованными и вообще чуть ли не идеальными пока-ещё-не-гражданами, но «Почка», не покушаясь в целом на уже сложившийся в кино позитивный образ, показывает, как ещё можно использовать узбеков со стройки на благо общества. Цинично, без эмоций, nothing personal, just a business. Заодно сценарий проезжается по грешникам, желающим получить индульгенцию (концепт XI века прекрасно работает и тысячу лет спустя!), и по деловитым цыганам, которые живут по своим законам. И, конечно, главное достижение сериала – новая причёска ведущей актрисы. Любовь Аксёнова всегда выглядит замечательно, но в образе эффектной блондинки, кажется, стала ещё краше и стервознее.
Ну и отдельно хочется выделить концовку – она в меру закономерна и в меру шокирует, при этом являясь как точкой во всей этой историей, так и эффектным клиффхэнгером в том случае, если шоураннеры решат продлять сериал на третий сезон. А они, кажется, решили. И главная героиня рискует обнулить весь свой путь, оказавшись на том же месте, где и начинала. И даже чуть хуже – обзаведясь новыми серьёзными врагами, как внутри своей семьи, так и за её пределами. Что может подтолкнуть сериал в более криминальную плоскость. Но разве кто-то против?
Игорь Талалаев