ФИЛЬМ ГОДА
Что?! – гневно восклицал в своем письме Гильермо дель Торо, – сразу два фильма о рабстве чернокожих в топе? Что за приступ черной толерастии в «25-м кадре»? Это все потому что я латинос, да? На самом деле, нет, и Альфонсо Куарон тому свидетель. Мы не из тех, кто свято блюдет политкорректность, хотя и ничего не имеем против нигеров и их свобод (особенно, если они собирают не менее 200 фунтов хлопка в день). И «Тихоокеанский рубеж» в редакции любят и пускают преисполненные благодарностью слюнки. Однако, так уж вышло, что именно ленты про нелегкую судьбу ныне счастливых афроамериканцев (bro in da white house) нашли отклик в сердцах большинства членов нашей графоманской группировки, а наш любимый блокбастер до тройки лидеров не дотянул.
3 МЕСТО:
Второй год подряд творчество Стива МакКуина занимает в нашей самой престижной номинации почетное третье место. Подняться выше ему пока не под силу, но и ниже тройки лидеров не опускается, что уже внушает уважение. «Стыду» в прошлом году помешали неожиданно лучший фильм Бена Аффлека и лучшая часть в бондиане, «12 лет рабства» же вставили палки в колеса новый хит Квентина Тарантино (который по умолчанию претендент на лучший фильм года) и мастерпис от Альфонсо Куарона.
Образцовая драма о мытарствах негра с иудейским именем не полюбится зрителю так же, как другое духоподъемное кино о несправедливом заключении – «Побег из Шоушенка», – но через несколько лет обязательно будет включено в список фильмов, имеющих ценность для американской нации. А вот с духоподъемностью у МакКуина как раз спорно, ведь в отличие от Энди Дюфрейна, полжизни потратившего на подготовку побега, Соломон Нортап своему мучителю отомстить не смог, избавившись от оков внезапно и чуть ли не случайно, до того предпринимая лишь пару вялых попыток сбежать. Но подобная «трусость» с несовершенством его планов как раз и делают «12 лет рабства» столь тяжелым и реалистичным фильмом. Так что классической лентой эта история станет называться непременно.
2 МЕСТО:
Идея создания спагетти-вестерна роилась в сознании Квентина Джеромовича давно (впрочем, как и сотни других, которые в силу природной лени маэстро вряд ли увидят свет), но даже отчаянные поклонники сомневались, что столь простоватая, на первый взгляд, история способна выстрелить в яблочко. Вместо выстрела же раздался взрыв динамитных шашек, не только подтвердив бесспорную репутацию Тарантино, но наглядно продемонстрировав, что ему подвластно любое направление в кинематографе.
В очередной раз важное место в работах режиссера занимает случайность: как в «Бесславных ублюдках» роль полковника Ланды мог исполнить ДиКаприо, оставив нас в таком случае без самого харизматичного засранца последних лент Кристофа Вальца (который в роли положительного персонажа не менее прекрасен), так и в работе над «Джанго» первый кандидатом на главную роль был рубаха-парень Уилл Смит. И хотя мы опять же ничего не имеем против последнего, но сомневаемся, что можно было воплотить образ главного героя лучше, чем это удалось у Джейми Фокса. Да и ДиКаприо в этот раз перепала именно та роль, где он действительно на своем месте. И, конечно, нельзя не отметить великолепное перевоплощение bad mothefucker-а Сэма Л. Джексона, который просто крут всегда, тем более в лентах у Тарантино.
В связи с нескрываемым восторгом от творчества Квинта мы желаем ему еще много снятых шедевров, скорейших разрешений конфликтов на почве утечки нового сценария, и надеемся через год-два снова чествовать творение и творца в наших «Итогах».
1 МЕСТО:
По фильмографии Альфонсо Куарона заметно, что он тяготеет к жанру драмы и ему интересно изучать человеческие взаимоотношения, не боясь экспериментировать с формой - откровенная подростковая лента «И твою маму тоже», голливудская сказка «Гарри Поттер и узник Азкабана», мрачная антиутопия «Дитя человеческое»... В «Гравитации» Куарон пошел дальше и выкинул все лишнее – героев всего двое (а большую часть времени и вовсе один, к тому же слабого пола), а в качестве декорации - безграничный Космос. Получился революционный хит, мастерпис постановщика, отхвативший сразу 11 номинаций на BAFTA и 10 на – «Оскар». Бездушная космическая пустота стала не только катализатором для драматизма, но и чуть ли не главным действующим лицом, антагонистом ленты.
Квентин Тарантино, комплименты которому заняли все описание серебрянного призера, включил «Гравитацию» в список лучших картин года, а Джеймс Кэмерон, например, и вовсе назвал ее лучшей лентой о космосе всех времен (и подозреваем, что «2001 год: Космическая одиссея» Кубрика он все же видел). Учитывая, что Кэмерон, снимая «Чужих», работал с наследием Ридли Скотта и сам является в космической тематике мэтром, подобные заявления выглядят особенно внушительными.
Но Альфонсо Куарон действительно достоин похвалы – заперев пару актеров в трехметровом кубе и заставив их поверить в том, что они в космосе, он снял самый красивый и технически совершенный фильм со времен «Аватара» все того же Кэмерона, который и дал понять мексиканцу, что технологии достигли нужного уровня развития для реализации столь амбициозного проекта.
P.S. Жаль, что Куарон не снял свой фильм о первом черном астронавте – даже не представляем, как бы мы тогда стали отмазываться от ярлыков толерастов, но это было бы забавно.
Игорь Талалаев
Егор Пичугов
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ФИЛЬМ ГОДА 2012:
1. 007: Координаты «Скайфолл»
2. Операция «Арго»
3. Стыд
ФИЛЬМ ГОДА 2011:
1. Субмарина
2. Меланхолия
3. Драйв
ФИЛЬМ ГОДА 2010:
1. Начало
2. Социальная сеть
3. Серьезный человек
ФИЛЬМ ГОДА 2009:
1. Хранители
2. Бесславные ублюдки
3. Аватар
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<