САБОТАЖ (SABOTAGE)
2014, США, 109 мин.
Жанр: боевик, триллер, драма, криинал
Режиссер: Дэвид Эйр
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Сэм Уортингтон, Оливия Уильямс, Терренс Ховард, Мирей Инос
Растянувшийся вот уже на два года камбэк культовой фигуры боевиков старой школы должен был засверкать новыми красками в последней режиссерское работе Дэвида Эйра, которая обещала бывшему губернатору штата Калифорния возможность не только посветить в кадре своими объемными бицепсами (в твердости которых, к слову, уже давно никто не сомневается), но и блеснуть задатками драматического актера, показав многогранность своего персонажа, не так давно пережившего, согласно сюжету, глубокую личную трагедию. Позапрошлогодний "Патруль" обязал выделить Эйру солидный кредит доверия, продемонстрировав способность постановшика мастерски совмещать динамичный экшн с солидной драмой, построенной на правдоподобных и притягательных характерах героев.
"Саботаж", на первый взгляд, продолжает то, что удается Эйру лучше всего. В центре сюжета элитное подразделение, чья работа связана с контролем оборота наркотиков. В начале картины можно наблюдать, как наши умельцы разносят логово наркоторговцев; не забыв при этом прикарманить десять миллионов долларов, перед тем как уничтожить оставшуюся часть наркоденег. Однако, когда бригада спускается в канализацию, чтобы забрать припрятанные средства, обнаруживается пропажа. Напарники остаются без денег и без работы, но спустя несколько месяцев ввиду отсутствия каких-либо улик Бричеру (Шварценеггеру) возвращают полномочия и его ребят, поскольку "с ним теперь никто не хочет работать". И все бы хорошо, да вот только развеселые празднества по случаю воссоединения бригады омрачает убийство одного из ее участников, которое, поначалу выглядит как несчастный случай. Фильм набирает обороты очень медленно, так что не надейтесь на какое-то обилие драйва и неожиданные сюжетные повороты – действие по большей части можно охарактеризовать как вялотекущий триллер с условно-детективной интригой и очень редкими вкраплениями недолгого экшна. Много разговоров, много различных деталей всплывает по ходу сюжета, но все это кажется излишним – практически ничего, кажется, и не происходит. И забегая вперед, стоит отметить, что простенькая и нелепая развязка только подтвердит эти опасения.
По атмосфере фильм оказывается непохож на предыдущие работы Эйра. И, что не менее важно, далек от понятия "боевик со Шварценеггером". Впрочем, создатели и здесь успели немного поэксплуатировать образ короля олдскула, всучив ему в зубы сигару и вставив пару сцен с фразами типа "Да он же легенда, Бог войны!". Дальше этого, правда, дело не идет. По инерции все ждешь, что татуированный Терминатор опустит какую-нибудь дежурную шутку – но он лишь ходит весь фильм с каменным лицом, только изредка позволяя себе как-то проявлять горечь недавней утраты. В принципе, проблемы в этом нет, просто еще раз подчеркнем, что "Саботаж" – это не какое-нибудь там веселое "Возвращение героя", это мрачное, тягучее и депрессивное кино, к чему нужно быть готовым. И все бы ничего, только вот нарочитой серьезностью в итоге проникнутся не удается: по мере приближения к развязке картина неумолимо растрачивает свой запал – деланная сложность сходит на нет и фильм начинает стремительно деградировать, превращаясь в финале в полный театр абсурда. Как можно было так бездарно слить такую мощную затравку – вопрос открытый. Впрочем, пытливый зритель может узреть в титрах в качестве соавтора сценария Скипа Вудса, в прошлом году отметившегося нашумевшим пятым "Орешком". Однако, стоит добавить, что в Сети есть много кадров из сцен, которые в ленте отсутствуют – судя по всему, первоначальную версию сильно порезали, превратив финальный результат в нечто неудобоваримое. И это настоящий саботаж, как для Эйра, так и для железного Арни.
Касаемо актеров, нельзя не отметить Мирей Инос, чей перфоманс смело можно сравнить с образом Евы Грин из сиквела "300". А вот за Шварценеггера обидно – от классического драйвового юморка ушли, но обещанной драмы так и не получилось. Ну а зрителю, купившемуся на невероятно крутой трейлер (который мастерски перевирает некоторые сюжетные моменты ввиду грамотного монтажа, и ориентирует на гораздо более крутое кино) остается лишь лицезреть лужи крови с распростертыми в разные стороны кишками, трупы обмотанные сеткой (чтобы в воде не распухали) и еще очень много мяса, как расчлененного (сцена с поездом) так и не совсем. Дэвид Эйр говорил, что для него главное – реалистичность. Видимо, поэтому труп с выпотрошенными внутренностями оказывается странным образом прибит к потолку – наверное, все убийцы так делают.
Василий Марин