Во второй части нашего рассказа – худшие из штампов, самые мохнатые, пыльные, древние, избитые. Все те, что способны испортить любой киносеанс.
Если вы вдруг являетесь сценаристом, запомните нижеописанные сюжетные ходы и никогда – НИКОГДА! – не используйте их, и тогда вам обязательно вручат «Оскар». О, как же нас раздражают эти штампы! Мы сказали «раздражает»? Да мы просто в бешенстве! Если что – текст писался в состоянии аффекта.
Среда обитания: разнообразные экшны и фантастика
Уникум: «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
План победы чрезвычайно сложен, шансов на успех почти нет. Но когда все препятствия оказываются успешно преодолены, случается что-то такое, что повреждает детонатор. И вот уже бомбу нельзя взорвать дистанционно. И самому благородному в группе (обязательно отягощенному женой или ребенком) нужно заплатить за победу своей жизнью и мужественно нажать на кнопку. Лучше всех такой фокус получился у Брюса Уиллиса. Конечно, подобный героизм случается и в жизни, но мы слышали, что от этого умирают.
Среда обитания: детективные сериалы, эпичные блокбастеры, шпионские триллеры
Уникум: «Секретные материалы», «Компьютерщики»
Для многих этот штамп будет откровением, поэтому сначала шокирующая правда: Пентагон нельзя взломать за 5 минут, хаотично долбя по клавишам. А бомбу проблематично обезвредить через Excel вводом «fgdfadfadf». И самые хитроумные программы улучшения изображения ничего не смогут сделать с низкокачественным снимком с камеры наблюдения. Да-да, нельзя увидеть лицо подозреваемого в отражении на шляпке шурупа в номерном знаке автомобиля. Но сценаристов это совершенно не парит, они уже давно прировняли программирование и хакерство к магии. И все бы ничего, но за окном век информационных технологий, а киношники до сих пор как будто в каменном.
Среда обитания: все жанры, в первую очередь – спортивные драмы
Уникум: «Рокки»
Если в кадре есть какие-то задохлики с призрачной мотивацией и никакущими навыками – умудренный опытом добрый тренер обязательно сотворит из этой кучки отбросов натуральную dream team, которая в финале порвет всех. Наши герои будут становиться все круче и круче, нереально прокачивая свои скиллы к финальной битве, но, несмотря на народную поддержку (публика же любит лузеров!), все равно останутся в роли темной лошадки. Непременный элемент – отрицательный коэффициент у букмекеров. Иными словами – что бы ни сделали герои, фаворитом будут считаться их противники, беспощадные, тупые и с явно уголовными лицами (даже если речь идет о шахматном турнире).
Среда обитания: фильмы made in USA
Уникум: исключений нет
Здесь собрались все возможные «русские» клише – водка, бесконечная зима, ушанки, суровые милиционеры, Сибирь пополам с ГУЛАГом, ядерные парады на Красной площади, люди со смешными фамилиями, медведи с балалайками, бессмысленные надписи кириллицей и тосты «На здоровье!». Это не штамп, а целый набор, возникший в результате того, что презренные янки и чуть менее презренные дикси
(гугли, не стесняйся, - прим. ред) жалеют деньги и время, снимая откровенную «клюкву» в надежде, что «прокатит» и так. Разумеется, они могли бы делать подобные гадости и специально, но у Михаила Задорного есть на этот счет весьма краткая и эффектная теория, которую вы все слышали.
Среда обитания: зомби-муви
Уникум: «Тепло наших тел»
Что должен делать человек, увидевший впереди себя окровавленного парня с бледной кожей и недружелюбным рычанием? Правильно – сверкать пятками в противоположном направлении, вооружаться и найти надежное укрытие не в напрочь стеклянном супермаркете. Благо засилье добротных и не очень фильмов на тему видел каждый. Но ни один персонаж зомби-муви в своей жизни не видел ни одного зомби-муви. Ведь это его гражданский долг подойти к бедняге и помочь ему в час нужды. Нужда, как правило, заключается в мозгах милосердного, поэтому оба в выигрыше. Однако зачастую встает вопрос наличия этих мозгов с такой то логикой поступков.
Среда обитания: ужасы
Уникум: «Хижина в лесу»
Случилось что-то ужасное и вы с группой друзей оказались в столь ужасающем месте, будто здесь недавно проходила оргия Мэрилина Мэнсона. За окном уже полночь, вы явно слышали звуки непонятного происхождения и полны решимости выяснить, куда ведут кровавые следы. На полу начерчена пентаграмма, в углу горят черные свечи, вдоль стен висят крюки для мяса, а во дворе кто-то распял кошку (наверное, случайно). Да, все это немного странно и даже чуточку подозрительно, так что вам просто не остается иного выхода, кроме как предложить ускорить поиски, разделив вашу команду на 2-3 храбрых отряда. Желательно, состоящих из одного человека, чтоб уж наверняка. Наверняка получается только нарваться на неприятности, но для этого-то мы и смотрим ужасы.
Среда обитания: боевики
Уникум: «V значит Вендетта»
Бойцы любят говорить, что главное – не размер бицепсов, а то, что находится «здесь» (тут следует торжественное, почти религиозное прикосновение к груди). Душа то есть. Или дух воина. Или моджо. Или мотивация. В фильмах бойцы подобного обычно не говорят, а прикасаться предпочитают к женской груди, но факт остается фактом: главного героя будут долго мутузить, выбьют из его головы всю дурь, но в самый последний-распоследний момент он собирает всю волю в кулак, вспоминает лицо любимой или голодающих детей и превращается в ЖКВД (если героя играет сам ЖКВД, то превратиться еще проще), после чего перестает чувствовать боль и побеждает врага самым зрелищным ударом (Ultra-Kill!) из своего арсенала. Отдельные экземпляры при этом могут побороть даже законы физики и биологии (например, сделать сальто и нанести фаталити сломанной в четырех местах ногой). Главное правило: ульт долго «заряжается» и использовать его можно лишь в самом-самом конце, когда до титров остается всего ничего.
Среда обитания: боевики, фантастика
Уникум: «Буч Кэссиди и Санденс Кид», «Черный ястреб»
Иногда сценаристы в своем стремлении повысить градус напряжения, нагнетают саспенс до точки невозврата: их герой уже просто физически неспособен самостоятельно решить проблемы. Остается прибегнуть только к колдовству, но точки невозврата бывают и в фэнтези (злой колдун сильнее доброго), так что единственным достойным (как кажется сценаристам) методом является старый добрый «рояль в кустах» под названием «своевременная подмога». Будьте уверены, когда у героя не остается шансов выжить, из-за холма обязательно появится «кавалерия». Только редкие и мужественные люди могут позволить себе убить героя, ну а высшим пилотажем является умение цинично уничтожить и подмогу. Правда, чаще мы наблюдаем компромиссный вариант – подмога вроде как ничем толком не помогает, но все же отвлекает врага, что позволяет герою благополучно зализать раны и позже устроить решительный камбэк.
Среда обитания: ужасы, боевики
Уникум: наверное, фильмы, подходящие под предыдущий штамп, от чего даже становится не по себе
Но что еще больше бесит в целом совсем непритязательного зрителя, так это когда подмога приходит в стиле Почты России или газелей нашей скорой помощи. Трупы несчастных подростков уже вовсю изъедают черви, оставшиеся счастливчики радостно истекают кровью, Брюс Уиллис уже закурил победную сигару от еще не остывшего УЗИ, как перед самыми титрами слышны сирены машин экстренных служб. Очень, блин, вовремя. Наверное, просто бинты у медиков и храбрость у полицейских в диком дефиците, поэтому тихо-мирно ждут, пока большинство повымирает от рук маньяка-убийцы или крутых парней из штампов №15 и 22, а потом героически мчатся на помощь. Единственным фильмом, где этот штамп обыгран столь мастерски, что сбивает дыхание, является «Мгла» Фрэнка Дарабонта.
Среда обитания: вездесущ, за исключением слэшеров
Уникум: «Игра престолов», «Как приручить дракона 2»
Вы долго смотрели этот фильм и наконец оказались вознаграждены – главный герой или его близкие умирают лютой смертью. Кровожадные сценаристы обязательно будут смаковать этот момент, и прежде, чем глаза героя закроют заботливые руки спутников, тот успеет забыть былые обиды / признаться в любви / раскрыть страшные тайны прошлого / указать на уязвимые точки врага / благословить / неудачно пошутить / признать, что был неправ. Или все сразу. Безымянные статисты умирают быстро и безболезненно, но важные персонажи всегда получают последнее слово (пусть иногда и не успевают произнести свою речь до конца). Таков закон. Только не путайте классику и УГ: героическая смерть Боромира во «Властелине колец» – bro, затянутое сворачивание ласт Тринити в «Матрице» – не bro.
Среда обитания: боевики, фантастика
Уникум: «Хранители»
До взрыва бомбы осталось 2 минуты. Переплетение проводов во взрывном устройстве столь хитро, что напоминает запутавшиеся наушники. По лицу сапера стекают капли пота. Оркестр надрывается, играя максимально тревожную музыку. И в этот трагический момент мы уходим на кухню за бутербродом. Да, на «паузу» можно не нажимать. Ведь всем известно, что настоящий герой обладает великой способностью обезвреживать бомбы (создавать антидот, отгадывать загадки сфинкса, решать сканворд, зажигать последнюю спичку в коробке) за считанные секунды до смерти. На таймере должно загореться 00:01, вот тогда сцена снята правильно. Станиславский внутри нас хрипит «Не верю!», но если речь идет о качественном зрелище, то кричит он все-таки ПОСЛЕ благополучного разминирования. А до того нервно грыз ногти, разумеется. Ну или забавлялся, глядя на грызущих ногти окружающих – тоже неплохое развлечение.
Среда обитания: романтические комедии
Уникум: «500 дней лета», «Дон Жуан», «Реальная любовь»
Да, так уж водится, что ромкомы сами по себе одно сплошное клише от начальных до конечных титров. Завязка с представлением героев, они все такие родственные души/полные противоположности, они встречаются, как сходятся две звезды в ночном небе, эйфория, дело к свадьбе, как ВДРУГ возникает он – камень преткновения, который практически полностью рушит все взаимосвязи. Недолго, правда, ведь следом за эмоционально-ярким пиком душевных страстей и терзаний по пятам следует схождение в изначальную точку, где все снова счастливы и любимы (бывает и такое, что «любит – не любит – любит» не главный герой, а второстепенный, что добавляет нотку трагичности). Добивает все это дело триумфатор нашего топа и имя ему…
Среда обитания: вездесущ
Уникум: «Семь», «Мгла»
Бесят ли вас хэппи-энды так же, как нас? Нет, мы не против, если Он встречает Ее, у них случается Любовь, и они живут счастливо до самых титров. Но в фильме-катастрофе. В военной драме. В зомби-апокалипсисе. В психологическом триллере. Хэппи-энд – удел убогих. Либо это слабые сценаристы, либо безвольные режиссеры, позволяющие студиям лезть в съемочный процесс (менять возрастной рейтинг, перемонтировать, переснимать концовку). Но почему же, черт возьми, нельзя, как в жизни – снимать без этих счастливых концовок? Воистину, этот штамп раздражает нас сильнее всех, ему даже не нужен порядковый номер в этом топе.
Игорь Талалаев
Егор Пичугов
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<