ФОРСАЖ 7 (FURIOUS 7)
2015, США, 137 мин.
Жанр: экшн, триллер
Режиссер: Джеймс Ван
В ролях: Вин Дизель, Пол Уокер, Дуэйн Джонсон, Джейсон Стэйтем, Мешель Родригез, Джордана Брюстер
МНЕНИЕ "ЗА"
Опрометчивое решение сократить окно между выпуском фильмов франшизы с привычных двух лет до года привело к смене постановщика: Джастин Лин, буквально вдохнувший в высокооктановую серию новую жизнь, вынужден был уступить место Джеймсу Вану, который сделал себе имя в жанре хоррора, но в сегменте высокобюджетного студийного кино пробует себя впервые. Седьмой фильм должен был выйти на экраны ещё год назад, но злой рок распорядился по своему: гибель Пола Уокера в разгаре съёмок поставила под сомнение целесообразность завершения работы над фильмом. Однако, создатели в какой-то степени восприняли это как очередной вызов, и, подкорректировав сценарий, довели работу до конца.
Нового главного злодея нам обозначали ещё в конце предыдущего фильма в лице героя Джейсона Стэйтема – и вступительные титры напоминают нам об этом, демонстрируя, как грозный Декард Шоу навещает младшего брата в больнице – эта комично-гротескная сценка призвана создать нужный настрой. Декард будет мстить, предварительно отправив в гипс прокачанного Хоббса (ну, не сразу, а после эффектного файтинга в подозрительно пустом административном здании). Доминику придётся отвлечься от попыток вернуть память Летти и вновь встать на защиту семьи, в этот раз прибегнув к помощи некоего правительственного агента, именующего себя «мистер никто» (Курт Рассел), взамен на очередную «невыполнимую» работёнку, которая закинет героев сначала в горные хребты Азербайджана, а потом и в знойный Абу-Даби. В принципе, сюжетных извилин здесь довольно много, но все они рисуются пунктиром и характеризуются буквально парой слов из уст героев: формализм здесь доведён до предела. При этом ещё более забавными оказываются диалоги, пытающиеся объяснить логику действия, которую тут кроме как «железной» и не назвать. Например, Дому с командой нужно устройство «Глаз Бога» чтобы найти Декарда, при этом сам Декард идёт за ними по пятам, появляясь из ниоткуда в любой точке земного шара когда ему вздумается. На разумный вопрос Дома «зачем мне его искать, если он сам меня найдёт» он получает ответ «один ты с ним не справишься». Но создаётся впечатление, что подобная «твердолобость» задумывалась изначально – вектор развития франшизы от фильма к фильму в последнее время можно охарактеризовать как «Быстрее, Выше, Глупее». В последнем фильме слово «Выше» следует понимать буквально: если в предыдущем номере самолёт в финале так толком и не взлетел, то здесь полётов будет более чем достаточно. В предвкушении этого ещё забавнее становится наблюдать диалог Брайана с сыном в начале, суть которого в том, что «машины не летают».
Стоит отдать должное создателям: они с каждым новым фильмом всё больше «наглеют», начисто отказываясь идти на какие-либо компромиссы – и благодаря такому напору и уверенности в себе им запросто сходит с рук всё то, что в фильме меньшего калибра неизбежно было бы истолковано как дурновкусие. Одна из составляющих такого успеха кроется в узнаваемых и любимых зрителем героях, привычно транслирующих незыблемые моральные постулаты о главенствующем значении семьи над всем остальным. Впрочем, в седьмой части подобные сентенции, прослушанные уже в сотый раз с неизменной дизельской интонацией местами начинают утомлять. Это не касается финала, который сделан во всех отношениях правильно, и ради которого многое фильму можно простить, но всё же стоит отметить, что на протяжении большей части картины по какому-никакому драматическому накалу режиссура Вана, зажатая в тиски зубодробильного экшна, в основном почивает на лаврах предыдущих фильмов, не создавая собственного эмоционального резонанса. Другими словами, герои выезжают за счёт обширного бэкграунда, имеющегося за кадром. В пользу этого также говорит образ нового злодея в исполнении Стэйтема – в плане какой-то внутренней философии его младший брат был куда интереснее, чем эта непробиваемая машина для убийств. Впрочем, какой драматизм, когда фильм нашпигован яростными экшн-секвенциями под завязку? Здесь Ван не подвёл – разве что манера его слегка разнится с привычной для Лина: тот всё-таки увереннее держал камеру в рукопашных схватках и снимал более длинными планами, в то время, как Ван иногда слишком быстро меняет ракурсы, что не всегда позволяет насладиться деталями боя в полной мере. Также не понятно, почему кинематографисты всегда считают, что финальная бойня непременно должна происходить ночью? Азербайджан и Абу-Даби выглядят поинтереснее, чем финальная битва в тёмном городе с ее колоссальными масштабами разрушений.
Пафос, гротеск и абсурд в квадрате – в какие-то моменты разум начинает судорожно сопротивляться, предлагая сформулировать эмоции гневной фразой «Да вы издеваетесь!», но потом последнее утверждение становится настолько очевидным, что хочется смеяться в голос. Конечно, они издеваются. Иначе Дом в решающей схватке одел бы что-нибудь попрактичнее белоснежного свитера. Тем не менее, насколько же искренними кажутся все эти банальные рассуждения о доме и семье (Дом говорит про дом, между прочим) и замечательный финальный аккорд, несмотря на общее развесёлое настроение, поражающий своей теплотой. Самый правильный, самый заслуженный финал – по-другому и не скажешь. И тут уже совершенно не важно, что слоганом фильма могла бы стать цитата из одной хорошей пародии – «Мы не тормозим ни перед кем».
Василий Марин
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
«Доминик Торетто? Мы пока не знакомы. Но скоро ты меня узнаешь!» – вот такое обещание дал главному герою гоночной франшизы «Форсаж» персонаж Джейсона Стэйтема в конце шестой серии. Мало того, что заинтриговал, так еще и не соврал. С первых же кадров этот угрюмый лысый негодяй принялся за выполнение обещания, ибо мужик сказал – мужик сделал. Деккарт Шоу – элитный киллер из спецслужб, оказался братом того самого Оуэна Шоу, с которым выяснял отношения Доминик в предыдущей части. Кровная месть стала для Деккарта смыслом жизни, и теперь Торетто и его команде отважных стритрейсеров придется здорово попотеть, чтобы победить своего новоявленного врага.
В случае с франшизой «Форсаж» принято говорить – отдых для мозгов, услада для глаз. Дать мозгу отдых и наслаждаться невероятным зрелищем – не самое худшее времяпровождение в кинозале, и при просмотре седьмого фильма вы, вероятно, сможете получить удовольствие от демонстрируемого на экране лишь после того, как ваша мозговая активность снизится к возможному минимуму. В противном же случае есть риск заработать микроинсульт от того потока нелепостей, что обрушиваются на зрителя с каждой второй сценой. Другими словами, "Форсаж 7" – фактически одна большая небылица. Джеймс Ван, дерзко и эффектно ворвавшийся в мир большого кино со своей трехкопеечной «Пилой», решил дать зрителю оплеуху, а потом еще одну, а затем еще и еще… Нет, Ван не пытается держать публику за идиотов, он прекрасно понимает, что все мы взрослые дяди и тети, которые порой любят окунуться в детство. Но постановщик явно заигрался: пытаясь угодить всем и вся, он снабдил ленту необходимыми атрибутами, которыми славится «Форсаж», и даже больше, чем нужно, при этом повысив дозу адреналина втрое. Получилось не круче, чем было раньше, а элементарное «перемудрили». Фигурировавший в предыдущей серии танк теперь кажется детской забавой в песочнице. Представьте, что вас угостили порцией вашего любимого блюда, и вы, насытившись и получив удовольствие от лакомства, готовитесь вздремнуть часок другой или просто насладиться вечерним променадом. Но шеф-повар говорит: «Ни хрена! Вот тебе еще 25 порций. Пока не съешь, гулять не пойдешь». Ясное дело, что подобные эксперименты вашему организму будут не в радость, а в тягость. Ощущения после просмотра фильма примерно такие же. К тому же Ван явно сожалеет о том, что у автомобилей нет крыльев, как у самолета, и при каждом удобном случае швыряет тачки в воздух. Те взмывают ввысь неохотно, но красиво. Когда тебе 9 лет, и ты смотришь третьего «Робокопа», в котором металлический страж правопорядка летает, ты думаешь: «Круто!». Но когда ты чуточку взрослее – это выглядит смешно.
Глядя на вектор развития франшизы, мы уже давно наплевали на логику, всевозможные законы физики и реалистичность. Но здесь с этим совсем беда: в те моменты, когда от обычного человека остались бы пара позвонков да лужица спинномозговой жидкости, герои отделываются легким испугом, а когда режиссер пытается удивить чем-то, по его мнению, невообразимым, на лице появляется язвительная ухмылка. Действие сколь динамично, настолько же и несбалансированно, более того, ближе к кульминации монтаж переходит в режим «бесконечное щелканье ТВ-каналов», и сосредоточиться крайне затруднительно. К седьмому фильму стритрейсинг окончательно и бесповоротно превратился в стритфайтинг. Персонажи ленты – из людей, целующих машину перед тем, как вставить ключ в замок зажигания – в отряд спецназа. Дуэйн Джонсон – в Терминатора. Стэйтем, которому после «Перевозчика» не впервой садиться за баранку и уж тем более не впервой махать кулаками, остался все тем же Стэйтемом. Стильный Тайриз Гибсон продолжил играть клоуна, но КВН, скажем прямо, так себе. Курт Рассел, внезапно появившийся из ниоткуда, столь же внезапно удалился в никуда. О мелькнувшем Лукасе Блэке даже лишний раз упоминать не хочется. К Мишель Родригез претензий нет.
Справедливости ради, детище Вана – далеко не самое бестолковое и глупое кино. Ни в коем случае нельзя сказать, что оно во всех смыслах провальное. Особенно бодро выглядит начало – с тачками, девицами в бикини, гонками и всем, чем полагается. Всё-таки все эти взрывы, полеты, мордобои и полное пренебрежение законами физики в угоду зрелищности временами действительно срабатывают. На примитивные диалоги вовсе не обращаешь внимания, а гламурно-экзотическая вечеринка в Абу-Даби и вовсе радует глаз. Так же, как и ливанский суперкар Lykan HyperSport, под капотом которого 750 «лошадок». [на правах рекламы] Этот занимательный экземпляр способен набрать «сотню» менее, чем за три секунды и достигает скорости до 385 км/ч. В отделке автомобиля использовано натуральное золото и бриллианты, а стоимость этого удовольствия – порядка $3,5 млн. [/на правах рекламы]
По понятным причинам сентиментальная концовка действительно цепляет; эти полторы минуты – лучшие в фильме. Два часа безумия и сумасшествия – пожалуй, только так можно охарактеризовать картину в целом. Поэтому повторимся: чтобы получить максимум удовольствия, не стоит включать мозг во время просмотра. И потом не говорите, что мы не предупреждали.
Денис Федорук