Новинки проката как-то совершенно незаметно превращаются в ретро. Вспомним, что крутили в кинотеатрах 5, 10, 15... 100 лет назад в это же самое время и повздыхаем: как же быстро летит время...
В этой рубрике мы предаемся ностальгическим воспоминаниям, которые делят наших читателей на три категории. Первая категория заметит, что мы рассматриваем какое-то старье
(пфф, школоте не понять, – прим. ред.). Вторая категория не поверит, что прошло уже столько лет, ведь мы смотрели эти фильмы впервые еще буквально вчера. Ну а третья философски заметит, что данные ленты, кажется, были с нами всегда. И всегда будут. Ну тут мы уже загнули, конечно – никто не обещает, что рассматриваться будут сплошь легендарные премьеры, на которые нужно молиться.
В конце концов, и 5, и 10, и 50 лет назад в кинотеатрах запросто крутили такую же откровенную муть, что и сегодня.
ЧТО СМОТРЕЛИ 5 ЛЕТ НАЗАД?
"НЕУДЕРЖИМЫЕ"
Когда встал вопрос, чей пятилетний юбилей стоит отметить в рамках данной рубрики, мы естественно сразу подумали о «Вампирском засосе». Но все же рассмотрим его в рамках раздела «Культовое кино», а пока напомним вам, что в 2010 году вышли «Неудержимые», тот самый боевик с Сильвестром Сталлоне и кучей других качков предпенсионного возраста. Обычно мы удивляемся «Как, прошло УЖЕ 5 лет?», но в в связи с «Неудержимым» почему-то возникает вопрос «Как, прошло ВСЕГО 5 лет?» Слай оказался весьма плодовит на продолжения, успев выпустить целых два сиквела, да таких, что количество задействованных в нем крутых лиц просто не помещается в одном кадре. Помнится, первая часть показалась нам далеко не идеальной, грубоватой работой, но подкупающей за счет ностальгии и дуболомного (в хорошем смысле этого слова) экшна. Сюжет, прямой, как штанга, парни, крепкие, как бицепсы Шварца, собственно сам Шварц в небольшом камео... фильм не хватал звезд с неба, звезд хватало в титрах, а потому ему очень многое сошло с рук. Но мы и подумать не могли, что каждое последующее продолжение окажется все более бестолковым. Правда, в какую еще сторону развивать эту, чего уж греха таить, утомительную франшизу, чтобы она стала толковее, не сможет сказать никто.
ЧТО СМОТРЕЛИ 10 ЛЕТ НАЗАД?
"АЛЕКСАНДР"
Взявшись за экранизацию одного из самых известных людей в истории, Оливер Стоун замышлял исполинский байопик, но что-то пошло не так. Возможно, не туда пошел ни разу не мужественный Колин Фаррелл, да еще и приударяющий за Джаредом Лето. Выйди этот фильм на 10 лет позже, и за одну только гомосексуальную сюжетную линию Стоун получил бы охапку «Оскаров» и всеобщее обожание, но в 2005-м заслужил лишь 6 номинаций на «престижную» «Золотую малину» (о времена, о нравы!). Учитывая, что вместо гениального полководца с нечеловеческой памятью, зрителю был продемонстрирован слабохарактерный пацан, предпочитающий мальчиков, режиссеру еще повезло, что номинации не превратились в награды. Даже эпические битвы были стыдливо прикрыты тоннами пыли – и в этой пыли, окутавшей ленту, немногочисленным поклонникам трудно найти плюсы. В актив можно занести разве что Анджелину Джоли «в самом соку», еще не боящуюся демонстрировать свои руки, но и от ее игры критики остались далеко не в восторге. В итоге мировые кассовые сборы не дотянули даже до суммы потраченных на съемки средств – Стоун все же смог удостоиться одного эпического эпитета. Жаль, что это эпик фэйл.
ЧТО СМОТРЕЛИ 15 ЛЕТ НАЗАД?
"БРАТ 2"
Данила – первый отечественный герой, к которому так и хочется прибавить «супер-», 15 лет назад действовать и говорить, как он хотели чуть ли не все мальчишки и даже некоторые девчонки, а Сергея Бодрова упорно называли Багровым. Свою силу (которая, как известно, в правде) Данила продемонстрировал еще в 1997-м, похулиганив в Питере, но три года спустя отправился аж в Америку, где успешно доказал свое превосходство над местными криминальными элементами, превратившись в натуральный объект для подражания.
В истории отечественного кинематографа не так много примеров сиквелов, а уж Алексей Балабанов ими и вовсе не грешил. Все-таки длинные истории российские режиссеры предпочитают оставлять для сериалов, а полный метр награждают законченной историей. Так что в продолжении «Брата» Балабанов вволю покуражился над Штатами, но сделал это так по-доброму, что даже странно становится – это же наш главный «чернушник»! И все же тогда это воспринималось нормально, а сейчас, когда США объявлены главным врагом наших «духовных скреп», говорить об Америке можно только самое плохое, и безо всякого юмора. Не дремлет и цензура: второго «Брата» запретили на Украине за легендарную фразу о Севастополе, а первого сократили - уже в России, за не менее легендарную «гниду черножопую». Не поняли цензоры главный месседж фильмов, забыли в чем сила...
ЧТО СМОТРЕЛИ 20 ЛЕТ НАЗАД?
"ОТЧАЯННЫЙ"
Трудно поверить, что когда-то Роберт Родригес не командовал голливудскими звездами в «Городе грехов» и не пугал на пару с Тарантино почтенную публику «грайндхаусом». В далеком 1995-м году, задолго до позорных (ладно-ладно, детишкам нравится) «Детей-шпионов» Роберт взял Антонио Бандераса (1 шт.), Сальму Хайек (1 шт.), Чича Марина (1 шт.), Стива Бушеми (1 шт.), Квентина Тарантино (1 шт.) и злобных мексиканцев (целая прорва), расставил их на площадке, крикнул «Мотор!», получил море удовольствия и родил вневременной шедевр, который должен был стать продолжением «Музыканта», известного в народе просто как «Эль Марьячи», но почему-то стал его более прилизанным ремейком. Мы, кстати, ни разу не против. И не будем против, наверное, даже в том случае, если Роберт соберет эту компанию вновь и сделает еще один ремейк – настолько нам нравится этот фильм, его бесподобные диалоги и юмор, пронизывающий даже перестрелки. Главное, чтобы Гоблин опять правильно перевел знаменитый анекдот про мужика, поспорившего с барменом на 300 баксов. Шедевр же. Ну а если вам не нравится (т.е. вы гребаный ханжа), переходите к нижеописанным фильмам, они как-то поинтеллигентнее будут.
ЧТО СМОТРЕЛИ 50 ЛЕТ НАЗАД?
"ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА"
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Тот уникальный случай, когда название звучит настолько исчерпывающе, что впору им же ограничиться и без зазрения совести двинуться к 1940-у году. Ведь даже полвека спустя крайне проблематично отыскать среди стран СНГ человека, который никогда не слышал бы о легендарных трехактовых приключениях Шурика. К сожалению, за такие размышления главный редактор пообещал завернуть автора этих строк в рулон обоев и устроить порку лозиной. Поэтому вместо финала немного банальных фактов: седьмое место в зачете посещаемости среди советских кинофильмов ever, лидер отечественного проката за 1965 год и, наконец, ключ Леониду Гайдаю от квартиры, где снимают «большое кино».
Самое забавное, что объективно три новеллы – шаржи с ненавязчивой моралью, набором трюкачеств чаплиновских времен и аналогично немых сценок, держащихся за счет уморительных пантомим. Конечно, притяжение фильма не ограничивалось одним шикарным актерским составом. Самое главное, что удалось передать «Операции Ы…» тогда, а со временем и преумножить, так это пламенного привет из беззаботного мира улыбчивой «страны запретов» – обворожительно теплой, непритязательной атмосферой страны, где добро априори побеждает зло, а любовь романтична и без секса…
ЧТО СМОТРЕЛИ 75 ЛЕТ НАЗАД?
"ВЕЛИКИЙ МАКГИНТИ" / "ИНОСТРАННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ"
Начав карьеру драматургом, к 1939 году Престон Стерджес закрепил за собой репутацию плодотворного сценариста-наемника. Однако похабное отношение Голливуда к сценаристам и жажда признания вынудили его пойти в ва-банк и продать студии Paramount свой сценарий за символичный 1 доллар. Но с нюансом: он сам выступит режиссером фильма. И вот спустя год афиши кинотеатров затрубили о «Великом МакГинти» – сатирической комедии на избитую тему политики. Главную роль бродяги, который выбивается в большие люди, сыграл первоклассный «крутой» актер Брайан Донлеви, а сам фильм удостоился «Оскара» за лучший оригинальный сценарий.
Но настоящим денежным прорывом августа стал фильм «Иностранный корреспондент», рожденный Альфредом Хичкоком под впечатлением от войны в Европе. Сюжет фильма опирался на мемуары журналиста Винсента Шейера и складывался в сложносочиненную шараду каноничного детективного расследования с двойниками, убийствами и, само собой, заговорами нацистов. Игра Джоэла МакКри в роли корреспондента доказала, что актер мастер своего дела. А хичкоковское видение готического романа привлекло внимание жюри Киноакадемии. Но из шести номинаций на «Оскар», включая «За лучший фильм», он не получил ни одного. Что забавно, помешал ему в этом другой фильм Хичкока, «Ребекка». И если кассовые сборы «Иностранного корреспондента» в 3,5 млн. можно было считать успешным, то, опять же, опостылевшая «Ребекка» с форой в четверть года умудрилась собрать кассу в два раза больше. Все же женщины внимания привлекают куда больше. И кино не исключение.
ЧТО СМОТРЕЛИ 100 ЛЕТ НАЗАД?
"БАНК"
Сто лет назад на экранах, о сюрприз, объявился Чарли Чаплин c новой короткометражкой «Банк». Впрочем, юбилейная десятая контрактная работа показала Бродягу с иной стороны. Теперь он «большая» банковская шишка – горделиво подходит к хранилищу, набирает код и с огромным трудом отпирает массивную металлическую дверь… чтобы достать оттуда швабру и ведро. Маленький уборщик в большом банке – традиционно неуклюжий и простоватый, но любвеобильный и старательный коротышка. Что дальше? Стандартно: закуситься с долговязым усачем Билли Армстронгом в роли такого же уборщика, влюбиться в свою жену, а по сюжету машинистку, Эдну Пурвинс, чтобы блеснуть ради её сердца подвигом при внезапном ограблении.
Но это по факту. А по сути, фильм столетней выдержки оказывается неожиданно прогрессивным тем, что повстречав трагедийную музу, Чаплин сплел привычную комедию с драмой, породив на свет едва ли не первую трагикомедию. В период забавных, но пустых короткометражек, это был рисковый шаг – разочаровывать зрителя, который искал в пинках, подзатыльниках и драках утешение злосчастным будням, не решался никто. К тому же познавший в детстве азы бедности Чаплин, глядя на беззаботную жизнь белых воротничков, прекрасно понимал природу негодования.
Да чего там, когда Бродяга сквозь объектив взирает в зрительский зал, сердце переполняется, нет, не печалью, а настоящим сочувствием. И не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что творится на душе у Бродяги. Пускай сам Нолан в этом не признается даже под пистолетом, но неожиданный финал (спойлер!) стал отправной точкой вдохновения для сьемок «Начала» 95 лет спустя. Словом, месяц работы над «Банком» прошел не даром. И хотя в свое время фильм стал маленьким шажком для выполнения контракта (см.
июньский выпуск), сегодня можно с уверенностью сказать, что он совершил огромный (нет, гигантский) вклад для трагикомичного, по-настоящему человечного кино. Кино не для трюков и гэгов, но для бесподобной искренности и сентиментальности. Реальность из ведра и швабры теперь не средство для оптимистичного напутствия довольствоваться малым, а самое натуральное… вы поняли.
Игорь Талалаев,
Ярик Ленциус