Новинки проката как-то совершенно незаметно превращаются в ретро. Вспомним, что крутили в кинотеатрах 5, 10, 15... 100 лет назад в это же самое время и повздыхаем: как же быстро летит время...
В этой рубрике мы предаемся ностальгическим воспоминаниям, которые делят наших читателей на три категории. Первая категория заметит, что мы рассматриваем какое-то старье
(пфф, школоте не понять, – прим. ред.). Вторая категория не поверит, что прошло уже столько лет, ведь мы смотрели эти фильмы впервые еще буквально вчера. Ну а третья философски заметит, что данные ленты, кажется, были с нами всегда. И всегда будут. Ну тут мы уже загнули, конечно – никто не обещает, что рассматриваться будут сплошь легендарные премьеры, на которые нужно молиться.
В конце концов, и 5, и 10, и 50 лет назад в кинотеатрах запросто крутили такую же откровенную муть, что и сегодня.
ЧТО СМОТРЕЛИ 5 ЛЕТ НАЗАД?
"ТРИ ДНЯ НА ПОБЕГ"
Среди других громких премьер месяца ("Черный лебедь", "Король говорит!", "127 часов", "Трон: Наследие") лента Пола Хаггиса оказалось ожидаемо проигнорирована зрительскими массами. И совершенно напрасно.
В "Трех днях на побег" Рассел Кроу показан с неожиданной стороны – это обычный человек, а не самый быстрый стрелок или благородный солдат. Формальное противопоставление персонажа закону (кстати, уже второй раз за год; первым был "Робин Гуд" Ридли Скотта) не должно никого смущать - главный герой фильма, Джон, воспринимается однозначно положительным. Устроить побег для своей невиновной (наверное) жены – благородный поступок, можно сказать, святая обязанность для каждого уважающего себя мужа. И наблюдать за простым парнем, оказавшемся в весьма непростой ситуации, да еще и с тотальным дефицитом времени, очень интересно. Тем более, что классикой жанра считается все же побег из тюрьмы, спланированный изнутри и осуществленный своими силами. "Три дня на побег" меняет акценты, а также добавляет интригу в очевидный, казалось бы, момент - виновен ли заключенный. Всегда бы так.
ЧТО СМОТРЕЛИ 10 ЛЕТ НАЗАД?
"МАТЧ ПОИНТ"
В то время, как либералы восторгались гомосексуальными ласками Джиленхолла и Леджера в "Горбатой горе", Роберт Земекис экспериментировал с CGI в "Полярном экспрессе", а Сэм Мендес умудрился снять военную драму "Морпехи", в которой экшн отсутствовал как класс, Вуди Аллен остался верен себе и выпустил в свет интересное кино о взаимоотношениях мужчин и женщин, на этот раз почему-то в жанре триллер. В главной роли как будто бы числился Джонатан Риз Майерс, но на самом деле внимание зрителя было полностью сконцентрировано на аппетитной Скарлетт Йоханссон, которой безумно шла мужская рубашка (прибавьте к этому, вернее, убавьте штаны).
История ревности, измены и страха раскрытия подлых делишек удалась Аллену в высшей степени. Даже не верится, что это тот же самый ироничный режиссер, который так любит ставить своих героев в смешные ситуации. Здесь же лучше заранее избавиться от подобных иллюзий: смешно не будет. Будет тревожно, волнующе и неуютно – целых два часа, настоящий рекорд продолжительности для Вуди.
ЧТО СМОТРЕЛИ 15 ЛЕТ НАЗАД?
"НЕУЯЗВИМЫЙ"
В ноябре двухтысячного весь мир восхищался возрождением пеплума в "Гладиаторе", но, во-первых, о Расселе Кроу мы сегодня уже говорили, а во-вторых, сказать что-то новое про фильм Ридли Скотта весьма проблематично, так что поговорим о "не самом удачном" фильме Найта М. Шьямалана – "Неуязвимый". Неудачным его тогда посчитали исключительно на фоне расхваленного "Шестого чувства", но если сравнивать "Неуязвимого" с более поздними работами режиссера, типа "Девушки из воды" и "Явления", то придется признать, что к его совместной с Брюсом Уиллисом работе отнеслись несправедливо.
Фильм с супергероической тематикой вышел весьма странным - очень мрачным и чуть ли не статичным, а главный герой, якобы имеющий сверхъестественные способности, не спешит выставлять их на суд публики, демонстрируя даже не флэшбеками, а еще более аскетично – газетными заголовками или туманными разговорами о тяжелом прошлом. Удивительно то, что фильм смотрится с интересом и обрывается натурально на самом интересном месте. Жаль, что в связи с посредственными кассовыми сборами, на двух запланированных сиквелах пришлось поставить крест. А ведь мы могли стать свидетелями самой странной супергероической трилогии!
ЧТО СМОТРЕЛИ 20 ЛЕТ НАЗАД?
"ИСТОРИЯ ИГРУШЕК"
Вопреки распространенному мнению, "История игрушек" – вовсе не первый трехмерный мультфильм, но однозначно самый известный и культовый. Персонажи ковбоя Вуди и астронавта Базза Лайтера теперь узнаваемы во всем мире, но 20 лет наз, в 1995-м, для выпуска экспериментального 3D-мультика требовалась изрядная доля мужества. Но непривычный внешний вид со слабенькими текстурками не отпугнул зрителей, которые вернули потраченный бюджет в двенадцатикратном размере, не оставив вопросов о появлении громкой франшизы.
"Пиксар" тогда смог подобрать заветные ключики к детским сердцам, тонко сыграв на привязанности малышей к своим игрушкам и потаенной надежде на то, что эти самые игрушки живут своей жизнью, стоит оставить их без внимания. И в жизни этой есть место дружбе, любви и, конечно же, опасностям. Но только таким, преодолеть которые можно через веселые приключения, все же, несмотря на то, что умилялись даже взрослые, в первую очередь "История игрушек" рассчитана на детей.
ЧТО СМОТРЕЛИ 50 ЛЕТ НАЗАД?
"КРАСНАЯ ЛИНИЯ 7000"
В 1965 году 69-летний Ховард Хоукс обратил свой взор на мир гонок. Кинолента «Красная линия 7000» снята на реальных трассах популярной гоночной серии NASCAR, где на главных ролях пасется скорость, а уже следом – участники, заставляющие свои автомобили побивать все рекорды. Для трех молодых гонщиков это мир ревущих двигателей и кипящей молодой крови. Как водится, в конкуренты их машинам набились прекрасные возлюбленные, которым постоянно приходится переживать за жизни своих мужчин.
Хотя «Красную линию 7000» и принято считать одной из худших работ режиссера, не стоит забывать, что на дворе стоял 1965 год, когда перед зрителем еще не пронесся высокооборотистый рокот «Гран При» Франкенхаймера, Пол Ньюман не пережил любовные терзания в «Победителях» Голдстоуна, а Стив Маккуин пока не побывал в ожесточенной схватке с «дождем» в «Ле-Мане» Кацина. Однако даже за всей мыльной оперой отношений, с которыми в «Красной линии 7000» явный перегиб, есть в нем вкус драйва. Настолько сильный, что сам Квентин, мать его, Тарантино признал, что является давним фанатом этого фильма. Ну а те, кому не по душе Ford’ы Galaxy в гоночном обличии NASCAR, приятно удивит появление легендарной Shelby GT 350, коих было выпущено чуть больше 500 штук. И не стоит забывать, что этот фильм открыл путь к главным ролям молодому Джеймсу Каану – настоящему мачо-обольстителю и герою дорог. Актер так впечатлил навостренный глаз режиссера, что уже через год он был приглашен на сьемки в «Эльдорадо» с самим Джоном Уэйном.
ЧТО СМОТРЕЛИ 75 ЛЕТ НАЗАД?
"ПИСЬМО"
Кинолента «Письмо» – это история обмана и того как легко предательство может раскрыться с помощью одного листка бумаги. В основу фильма легла одноименная пьеса Сомерсета Моэма, а местом действия выбрали колониальный Сингапур. За экранизацию взялся Билли Уайлдер – безупречный ремесленник, чем можно пояснить семь номинаций на кинопремию «Оскар» и высокий уровень постановки ключевых эпизодов. И хотя кинолента номинально причисляется к категории нуар, в ней нет самого очевидного – напряжения и цинизма. По настроению ей куда ближе до мелодрамы – неторопливой, семейной и при этом не лишенной криминального оттенка. А поскольку в оригинальной пьесе весь акцент был выстроен на героях, которые отвлекали от статичного фона, Билли Уайлдер развернулся ровно настолько, насколько это позволила тогдашняя цензура. Старания харизматичной исполнительницы главной роли Бэтт Дэвис на пару с Джеймсом Стивенсоном не остались незамеченными, хотя дальше номинаций за лучшие роли они пройти не смогли. Сказалась банальная идея и влияние первоисточника, который к тому моменту безнадежно устарел.
ЧТО СМОТРЕЛИ 100 ЛЕТ НАЗАД?
"ВАМПИРЫ"
И вновь 1915 год. Пока Чаплин вспоминает молодость в труппе Карно за экранизацией пантомимы «Вечером в мюзик-холле», Европа сотрясается от Первой мировой. Экономический кризис больно бьет по бумажникам всех киноделов Франции, а выжившие иллюзионы с горя начинают прокручивать документальную хронику о войне.
В такой непростой период колоритный режиссер Луи Фейад выдает на суд монументальный труд под названием «Вампиры». Сюжет вертится вокруг журналиста Филиппа Геранда, который всеми правдами и неправдами стремится разоблачить таинственную криминальную группировку под названием «вампиры». Почти семичасовое повествование выполнено в форме еженедельного кинофельетона и состоит из 10 серий разного хронометража. Каждая серия – самостоятельный рассказ, по большей части с импровизированным сценарием, но одновременно развивающим общую историю.
Однако примечательны «Вампиры» прежде всего тем, что сами того не осознавая, они стали пионерами сразу для нескольких особенностей, без которых невозможно представить современное кино. Во-первых, Фейад фактически изобрел лицо криминальных саг про организованную преступность, на которых основаны шпионские «бондианы», «борнианы» и им подобные франшизы. Во-вторых, одного из центральных персонажей – Ирму Вепможно считать первой настоящей секс-иконой и попросту роковой женщиной с выразительными глазами и стройным телом в обтягивающем трико. Играющая её Мюзидора под руководством Фейада не только искусно исполняла трюки, соблазняла и перевоплощалась, но и усовершенствовала принципы актерской игры. На смену театральной наигранности с излишней жестикуляцией пришли редкие выразительные жесты, что приблизило киноленту к суровой правде жизни. Но и главное, форма приключенческого сериала стала оазисом мира в условиях разрушительной войны. Потому неудивительно, что отсутствие милитаристской действительности пришлась по душе зрителям по обе стороны баррикад – «Вампиров» часто демонстрировали даже на вражеских фронтах.
Ярик Ленциус,
Игорь Талалаев