Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Что смотрели N лет назад? (Ноябрь 2016)
Автор: И. Талалаев, Я. ЛенциусДата: 30.11.2016 14:48
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Новинки проката незаметно превращаются в ретро. Вспомним, что крутили в кинотеатрах 5-100 лет назад в эти дни и повздыхаем: как же быстро летит время...


В этой рубрике мы предаемся ностальгическим воспоминаниям, которые делят наших читателей на три категории. Первая категория заметит, что мы рассматриваем какое-то старье (пфф, школоте не понять, – прим. ред.). Вторая категория не поверит, что прошло уже столько лет, ведь мы смотрели эти фильмы впервые еще буквально вчера. Ну а третья философски заметит, что данные ленты, кажется, были с нами всегда. И всегда будут. Ну тут мы уже загнули, конечно – никто не обещает, что рассматриваться будут сплошь легендарные премьеры, на которые нужно молиться.

В конце концов, и 5, и 10, и 50 лет назад в кинотеатрах запросто крутили такую же откровенную муть, что и сегодня.


ЧТО СМОТРЕЛИ 5 ЛЕТ НАЗАД?
"ДОМ"


Богдану Ступке определенно удаются роли умудренных опытом отцов. Мы помним отличный образ в "Тарасе Бульбе", где ему пришлось собственными руками убивать своего сына (спойлер для самых маленьких и глупых). В "Доме" семейные отношения героя Ступки тоже не из легких – домочадцы устали от совместного быта и друг друга. А тут еще отсутствовавший аж 25 лет сын внезапно появляется на пороге... За ним тянется криминальное прошлое, которое не желает вот так запросто отпускать одного из своих. Дом, в котором большая семья вынуждена есть, спать, любить, ненавидеть, лгать, наносить обиды и прощать, станет их крепостью, когда к стенам подойдут бандиты, готовые убить не только опального сына, но и всех его родных.

Имя режиссера Олега Погодина неизвестно широкой публике, да и могло ли быть иначе? В 90-х годах он занимался постановкой рекламных роликов, а когда пришел в кино, то самым значитыльным успехом стал как раз "Дом", получивший хорошую критику, но провалившийся в прокате, даже несмотря на совершенно микроскопический бюджет, упоминать который в приличном обществе просто нельзя иначе как в рекламных целях (в стиле – "во дают!"). И все же Погодину удалась крепкая криминальная драма без явных недочетов. И очень жаль, что такое достойное, пусть и по-хорошему простое кино не стало узнаваемым в России. Мы пытаемся исправить это в меру своих скромных сил, а потому напоминаем про этот фильм. Посмотрите его – это достойная альтернатива вышедшим в то же время и распиаренным дальше некуда безделушкам "Война богов: Бессмертные" и "Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1".


ЧТО СМОТРЕЛИ 10 ЛЕТ НАЗАД?
"КАЗИНО РОЯЛЬ"


Бонд, Джеймс Бонд, появлялся на экранах уже 20 раз, но Мартин Кэмпбелл решил несколько изменить правила игры. Теперь этот джентльмен больше напоминает фитнес-тренера, но почему-то все равно дьявольски хорош не только в обольщении женщин, но и в покере. Становление знаменитого агента 007, его первые убийства, собственно, то, как Бонд стал Бондом - все это здесь, в "Казино Рояль". Для привлечения всеобщего успеха к фильму, впрочем, достаточно было бы даже куда меньшего - просто озвучить, что Пирс Броснан ушел на покой, а новым шпионом становится Дэниэл Крэйг. Правда, хороший режиссер Кэмпбелл все же отработал на совесть и не остановился на этом.

"Казино Рояль" со всеми его головокружительными трюками и напряженными покерными партиями, просто превосходно балансирует на грань между экшеном, шпионским триллером и просто азартной картиной про то, как можно за одну ночь стать богаче на сотню-другую миллионов. Происходящее напоминает представление опытного карточного фокусника: вот вы видите зрелищную погоню, а вот перед вами уже перестрелка; обмен колкими любезностями в поезде сменяется мелодраматическими обнимашками в душе; неудачный блеф за столом - переломами костей на лестнице; яд в бокале – отбитыми яйцами.

Здесь все хорошо и всего в меру. Бонд убивает, догоняет, искушает, выигрывает и снова убивает. Потому что каким бы хорошим он ни был игроком, лучше всего он умеет именно убивать. Причем, делает это наиболее стильно на планете. До того стильно, что многие поклонники называют "Казино Рояль" не просто лучшей частью бондианы за последние годы, но и чуть ли не самой лучше в сериале вообще.


ЧТО СМОТРЕЛИ 15 ЛЕТ НАЗАД?
"ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ"


В то время, как зрители всего мира восхищались первым школьным годом Гарри Поттера или смеялись над творением студии "Пиксар" про монстров, Стивен Спилберг без лишней помпы, но исполненный достоинства, выпустил "Искусственный разум" – кино весьма и весьма непростое, мгновенно ставшее научно-фантастической классикой.

Непростым кино получилось хотя бы потому, что первоначально его задумывал снять сам Стэнли Кубрик, а когда это мэтр снимал простые фильмы? Аж тридцать лет он вынашивал идею, копил мысли и поджидал, когда же технологии перейдут на тот уровень, чтобы роботы на экране выглядели едва ли не реальнее живых людей. Но Кубрик скончался, а знамя подхватил его друг Спилберг. Честно говоря, мы не знаем, какой вклад уже внес Стэнли, и что конкретно можно назвать "отсебятиной" Стивена, но теперь уже как-то принято говорить, что несмотря на Спилберга в режиссерском кресле, лента получилась весьма похожей на творчество Кубрика. А раз так принято, скажем и мы. Зато не будем ничего говорить о сюжете - такое кино приятнее смотреть без спойлеров.

Безусловной находкой "Искусственного разума" стал Хэйли Джоэл Осмент, мальчик, чье лицо не желает расти. Он блистательно сыграл маленького робота, запрограммированного на любовь, но сталкивающегося чаще почему-то с враждой, и без преувеличения вытащил картину на своих маленьких плечах. В 2001 году казалось, что Хэйли вырастет в суперзвезду, но сегодня его имя помнят лишь самые седые киноведы. И если вам кажется, что это грустно – просто вспомните финал "Искусственного разума". Вот что по-настоящему грустно.


ЧТО СМОТРЕЛИ 20 ЛЕТ НАЗАД?
"КОСМИЧЕСКИЙ ДЖЕМ"


Первый, главный и, наверное, единственный фильм, с которым есть смысл сравнивать "Космический джем" – это "Кто подставил кролика Роджера". Тот же синтез игрового художественного (или околохудожественного, если позволите) кино и анимации, те же знаменитые мультипликационные герои на заднем, а иногда и переднем плане. Вот только Джо Питка снял свой "шедевр" 20 лет назад, в 1996 году, в то время как Роберт Земекис подставил кролика аж в 1988-м, сорвав все аплодисменты. Казалось бы, за 8 лет, что разделяют два фильма, должна была быть проделана основательная работа над ошибками. Но все же между Земекисом и Питкой есть некоторая разница. Которая заключается в том, что один – мастер, а у второго просто смешная фамилия.

С одной стороны, мультперсонажы вплетены в сюжет достаточно крепко, но даже в этом компоненте "Кто подставил" с его Мульттауном и целой мультиндустрией выглядит оригинальнее, чем вселенная Looney Tunes, которая просто существует где-то параллельно с человеческой по непонятным законам, а ее герои борются за свою свободу, играя в баскетбол с тщедушными (поначалу) мульт-пришельцами. Впрочем, Земекис выстраивал свою комедию на основе классического нуарного детектива, а Питка взял в качестве фундамента спортивную драму. Отчасти это повысило зрелищность, но сделало сюжет более предсказуемым. Да и главная звезда ленты, Майкл Джордан, на которую сделана ставка не только героями Луни Тьюнз, но и сценаристами, это вовсе не Боб Хоскинс. При всем уважении к титанической спортивной карьере Майкла – он просто не актер. Вообще. Ни разу. В кадре по большей части он выглядит отвратительно, а его напарник Уэйн Найт так же уверенно проигрывает заочную дуэль Кристоферу Ллоуду, смотрясь не смешно, а жалко. Качество графики тоже не поражает воображение, а шутки лучше всего подходят комплекции бедолаги Найта. Но детишкам в свое время понравилось. Потому что все-таки относительно зрелищно. Потому что известные персонажи. Потому что Майкл Джордан. Ну и, конечно, кто же не оценил здоровенных бугаев, в которых превратились задохлые инопланетяне? Единственным по-настоящему светлым пятном ленты можно назвать лишь участие в ней Билла Мюррея. Да и то, наверное, еще долго просыпался в холодном поту от ночных кошмаров о съемках.


ЧТО СМОТРЕЛИ 50 ЛЕТ НАЗАД?
"ЧТО СЛУЧИЛОСЬ, ТИГРОВАЯ ЛИНИЯ?"


Сложно представить, на что рассчитывала American International Pictures, покупая права на дилогию третьесортного японского клона Джеймса Бонда под названием "Международная секретная полиция". В то же время можно без труда догадаться, зачем к проекту подключили талантливого сценариста, успешного стенд-апера и безызвестного режиссера Вуди Аллена. Поняв, очевидно, что западному зрителю беспощадный и суровый восточный кинематограф мало что способен предложить, студия решила не терять денег попусту, а превратить два сУрьезных кинополотна в одну крайне короткую и до неприличия несерьезную комедию. Перетасовав с десяток сцен и пустив под монтажный нож еще не меньше сотни, на полученный бутерброд наложили новый звуковой ряд и получили папу гоблиновских переводов под названием "Что случилась, тигровая лилия?" Была шпионская картина о пропавшем микрофильме. Стал фарс о шпионе-неудачнике, которого нанимает правитель одной (пока) несуществующей азиатской страны (очередь на предоставление территории движется чертовски медленно) отыскать пропавший рецепт лучшего в мире яичного салата.

Придуманные Алленом каламбуры и пошловатые шуточки направлены на высмеивание стереотипов о Востоке. За озвучку персонажей взялся сам Аллен, его тогдашняя жена Луиза Лассер, музыканты группы The Lovin Spoonful и… кто-то еще с голосом, похожим на Аллена. Уже на стадии пост-продакшена первоначальные 60-минут раздулись за счет сторонних продюсерских правок в оригинальном сценарии. И хотя Вуди Аллен с самого начала относился со скепсисом к идее переозвучивания, произвол продюсеров он воспринял в штыки и даже готов был судиться с компанией. Остудить пыл с обидой помог локальный успех киноленты в прокате США. Тогдашняя публика получила по-хорошему дурную комедию, которая, увы, со временем скисла и воспринимается сегодня, как советский анекдот – когда-то было смешно, но сегодня вяло, пресно и попросту неактуально. Зато из "Что случилось, тигровая лилия?" начинающий режиссер вынес для себя, пожалуй, главный вывод: контролировать процесс производства до самого конца. И свято следует этому правилу до сих пор – новые фильмы мэтра продолжают радовать искушенную публику искрометным юмором и серьезностью поднимаемых тем вот уже как 50 лет!


ЧТО СМОТРЕЛИ 75 ЛЕТ НАЗАД?
"ПОДОЗРЕНИЕ"


В ноябре 1941-го великий иллюзионист напряжения и тревоги Альфред Хичкок с фильмом "Подозрение" заставил нервно вздрогнуть публику. Кэри Грант и Джоан Фонтейн, играющие Джонни и Лиан соответственно, начинают с излюбленного режиссером приема – знакомства в поезде. А оканчивают свой путь в сказочной свадьбе… которая оборачивается жесткой посадкой об асфальт реальности. За обаятельной улыбкой Джонни скрывается инфант, азартный игрок и транжира с сумасшедшими долгами. Лиан же из тех наивных девушек, которые говорят "да", именно это имея в виду. Непохожие личности, но именно они рождают нужную для сюжета химию отношений. Театральный накал романтических эмоций постепенно вырождается новой, обволакивающей мыслью, что легкие деньги для Джонни не просто смысл жизни, но и, возможно, главный мотив для убийств…

В основе картины лежит детективный роман Френсиса Айлза "Перед фактом". В своей фильмографии Хичкок отводил "Подозрению" незавидную роль неудачницы. Причиной этому стали продюсеры, которых повергла в шок финальная часть ленты. Хичкок старательно следовал первоисточнику, тогда как студии RKO было не с руки очернять героическое амплуа Гранта. К досаде режиссера представители RKO потребовали переснять последнюю треть фильма, что Хичкок счел плевком в свое лицо. Забавно, но именно жесткие рамки, выставленные студией, в кои-то веки действительно принесли пользу. "Подозрение" стало едва ли не первым психологическим триллером, к которому романтика чувств подмешана не для галочки. Для Кэри Гранта роль "няши-обаяши" и потенциального убийцы оказалась одной из самых сложных в карьере. А измененная концовка придала пикантности нешуточному напряжению даже для тех, кто хорошо знаком с исконно детективной развязкой книги.

И пускай с той же "Ребеккой" режиссер добился большей структурной вышколенности, "Подозрение" получило неплохую кассу, завоевало попутно премию "Оскар" за лучшую женскую роль. Кэри Грант, очевидно, был не только превосходным актером, но и джентльменом – только так можно объяснить, почему заветную статуэтку присвоили Джоан Фонтейн.


ЧТО СМОТРЕЛИ 100 ЛЕТ НАЗАД?
"ЗА КУЛИСАМИ КИНО"


Трио Чаплин-Кэмпбелл-Пурвинс снова в деле. Только теперь шаржи зашли еще дальше, а житейский фарс Чаплин променял на закулисье, где творится магия кино. Если помните, одно время считалось модным вставлять в титрах к фильмам вырезки из неудавшихся дублей. Так вот, седьмая кинолента для студии Mutual "За кулисами кино" – один большой неудачный дубль. Это экскурсия в заэкранный мир, не без смеха доказывающая, что процесс сьемок, порой, может быть не менее интересен, чем конечный результат. Итак, место действия: киностудия. На место бродяги пришел помощник реквизитора по имени Давид. Он привычно выполняет всю черную работу, пока босс Голиаф лениво растянулся во сне на стуле. Сходство с библейскими персонажами, разумеется, не случайно. Давид желает быть полезным, а Голиаф – забирать весь почет за проделанную работу себе. И вот маленький Давид восстает против титата Голиафа и весь съемочный комплекс переворачивается вверх дном.

Съемки исторической драмы, детектива и комедии положений от потрясающе простых, но от того не менее веселых сцен, превращаются в съемки исторических положений и комедийную драму. А все, что осталось от детектива это вопрос "чем же все закончится?". Начальники хотят дать в "щи" нашему усачу-трудоголику, бастующая рабочая свита рвется взорвать павильон, а сам герой Чарли по простоте душевной хочет поцеловать Эдну, которая ради работы решила переодеться в мужчину. Да, именно в мужчину. Оригинальная мысль, убедительный артистизм и вновь/снова/в очередной раз Чаплин насмешил публику, не оставив шансов конкурентам по киноцеху.

Игорь Талалаев,
Ярик Ленциус
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 159 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio