МАНЧЕСТЕР У МОРЯ (MANCHESTER BY THE SEA)
2016, США, 137 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Кеннет Лонерган
В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Кайл Чандлер, Лукас Хеджес, Бен О’Брайэн, Ричард Донелли
Жизнь сантехника Ли Чендлера течёт размеренно: обслуживание домов, выслушивание всякой чепухи от назойливых клиентов, рутинные потасовки в местном баре и возвращение в крошечную комнатушку. Всё меняет телефонный звонок, заставляющий Ли вернуться в родной городок в часе езды от Бостона – и, к сожалению, взять на себя заботы о похоронах старшего брата Джо. Экран с первых же минут заливают холод и меланхолия – даже в бостонских сценах отчаянно завывает промозглый ветер. Февральский Манчестер же в свою очередь морозен, сер и неуютен настолько, насколько только может быть место, куда человек твёрдо решил никогда больше не возвращаться. Ли постоянно терзают его собственные воспоминания, заново подводя к уже пережитой, а потому совершенно неминуемой катастрофе: шаг за шагом (флэшбеки как никогда органично встраиваются в структуру изложения) раскрывается его трагическое прошлое, а когда нога беглеца и скитальца снова ступает на родную землю, в стылом воздухе возникают призраки, и самым страшным оказывается то, что некоторые из них из плоти и крови.
«Манчестер у моря» – история о разбитых сердцах и о боли, не находящей своего выхода. Фильм буквально пропитан ей – эмоциональной, физической, и, кажется, состоит из одного непрекращающегося катарсиса. С тусклой цветовой гаммой идеально сочетается ледяной взгляд Аффлека младшего – болезненная замкнутость и неумение Чендлера высказать свои чувства лишь усиливают общее впечатление его закрытости и отчужденности от реального мира. Трагедия Ли в том, что он не готов смириться с тем, что время не замерло ни много лет назад, ни совсем недавно, оставив его наедине с самим собой в этом одиноком мире – мире, который не перестал существовать и почти не изменился, если только не считать огромной дыры где-то внутри.
Совсем иначе ведёт себя шестнадцатилетний Патрик, опекуном которого должен стать Ли – юношеский максимализм и жажда жизни кипят в нём со всей своей первобытной мощью. Мир для Патрика – как открытая книга: он строит планы на будущее, думая об отце и о том, что хотел бы любыми силами сохранить его лодку – как символ и связь с ним, но не забывая и о том, что происходит в настоящем. Множество друзей, собственная группа, поступление в колледж и целых две подружки – Патрик эгоистичен и способен на крайности, но в то же время фильм ни на секунду не даёт зрителю забыть о том, что он – ещё ребенок, которому может быть очень страшно, но который ни за что не даст сломать себе жизнь и со всей свойственной молодости яростью будет протестовать против любого посягательства на свою судьбу.
Отстранённость, прагматизм (даже аскетизм) Ли сталкиваются с этой безудержной силой – полнокровным желанием жить несмотря ни на что, и это, как ни странно для такого жанра, порождают огромное количества юмора. Множество ироничных моментов, которые были бы более чем не уместны в любом другом фильме (особенно в таком бесконечно грустном), в «Манчестере» очень естественно встраиваются в повествование. Шутки рождаются из обыденных ситуаций и оказываются не только смешными, но и честными. Искренность подкупает и в диалогах: кажущаяся простота не делает их бессмысленными. Двусторонние попытки наладить коммуникацию удаются с переменным успехом – оба не знают, как себя вести и с чего начать сближение. Подбор нужных слов идет туго, компромисс не видится возможным, и потому герои не стесняясь говорят друг другу то, что первым приходит в голову.
«Манчестер у моря» – прекрасно снятая и сыгранная история о том, что жизнь остаётся обыденной, как бы сильно мы не старались отгородиться от неё, трагедии порождают безразличие (сцена в полицейском участке просто невероятна), а забота о ближнем куда лучше бесплодных выплесков боли и агрессии. В конце концов, барьеры между людьми стираются, а весна приходит даже после самых затяжных зим – не только в маленькие города у моря, но и в людские сердца.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 23 марта