В первой части эпичного рассказа об извилистом творческом пути эпичного Николаса Кейджа - мохнатые 80-е. И, да, мы собираемся осветить ВСЕ его фильмы.
НИКОЛАС КЕЙДЖ: I AM NOT SUPERMAN
Выдающийся американский актер Николас Кейдж родился 7 января 1964 года и при рождении был наречён Николасом Кимом Копполой. Его мать Джой Коппола была танцовщицей, а отец Август Коппола – профессором литературы, известным академиком. Все близкие родственники юного Николаса работали в шоу-бизнесе: один старший брат – актёр, второй старший брат – режиссёр, а дядя – всемирно известный Фрэнсис Форд Коппола. Дед же Николаса по имени Кармин Коппола был известным композитором.
Ещё в школе в Беверли-Хиллз Николас заработал себе славу представителя «золотой молодёжи», что, однако, его не смущало: имена родственников лишь подстёгивали будущего актёра развивать свой талант. Во время учебы Николас Коппола участвовал в театральных постановках, ходил на курсы драматическому искусства в Сан-Франциско и в 17 лет, после сдачи выпускных экзаменов, поехал покорять Голливуд.
«ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА» (1981)
Первым проектом для молодого семнадцатилетнего Николаса Копполы стал телевизионный фильм канала ABС. Пилотный выпуск сериала должен был стать для Николаса проверкой на прочность; доказательством того, что он является полноценным актёром, пусть и дешёвого сериала, а вовсе не тенью своего дяди. Несмотря на откровенно смехотворные гонорары (сериал снимали буквально на коленке и, кстати, он так и не вышел в свет – дальше пилотного эпизода дело не ушло), кажется, что цель у проекта была одна – дать дорогу юным актёрам. Вряд ли сериал задумывался целиком и полностью под Николаса Копполу и Криспина Гловера, который составил ему компанию на съёмочной площадке, но факт остаётся фактом: дебютом на экране Николас обязан именно не вышедшему в свет многосерийному фильму.
Кейдж в «Лучших временах» играет подростка по имени Ник, проводящего время так, как его обычно проводили молодые американцы в 80-х по версии студийных боссов: поёт и танцует, работает на автомойке, носит джинсы, ходит в забегаловку-дайнер.
Уже в «Лучших временах» пацан-актёр демонстрирует примеры того, что станет в будущем его «визитной карточкой»: напор, силу, потерю душевного равновесия. Но лучшим является, вероятно, его небольшой монолог на пляже, где на короткое время проклёвывается будущий драматический актёр. Герой обращается к отцу, показывает, что под уверенностью этого жёсткого парня скрывается страх и неопределенность. В какой-то момент его голос начинает дрожать, он почти плачет. Персонажу хочется сочувствовать – и именно из-за игры Николаса.
«Лучшие времена» так и не вышли на экраны и, возможно, к лучшему: кто знает, каким образом испортила бы слава молодежного прайм-тайм шоу будущего обладателя «Оскара»? И Николас Ким Коппола, и Криспин Гловер пошли дальше в своём карьерном пути.
«БЕСПЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА В “РИДЖМОНТ ХАЙ”» (1982)
Поскольку творческий путь Николаса Копполы пришёлся на 80-е, надо понимать культурную среду тех лет. После выхода «Зверинца» Лэндиса стала популярна так называемая тематика teenspoitation – не особо проницательные фильмы о подростковой жизни, вянущие в сексуальных шуточках и наготе. Сценарист Кэмерон Кроу (будущий автор «Джерри Магуайра» и «Ванильного неба») к началу 80-х приложил руку к «Беспечным временам»: ленте, в какой-то мере, запечатлевшей дух эпохи, в комедийном формате повествующей о проблемах молодежи.
По сюжету старшеклассника Стейси (Дженнифер Джейсон Ли) пытается разобраться в себе, решить кто же из мальчиков ей больше нравится, влипнуть в приключение с подружками, а также разобраться с местным гиком в исполнении Шона Пенна.
По сюжету большая часть героев находится в возрастном диапазоне 15-18 лет, но исполняли их актёры постарше: Шону Пенну было 21, Дженнифер Джейсон Ли – 19, а Форесту Уитакеру – 20.
Николас Коппола изначально пробовался на роль Брэда – главную мужскую роль в «Беспечных временах». В итоге она досталась Джаджу Райнхолду. Продюсеры сочли Николаса «слишком странным» и склонным к импровизациям. Несмотря на отказ, вес фамилии Коппола сработал – Николасу дали возможность засветиться в эпизоде, хотя он сам предпочитал говорить, что путёвку в дебют на большой экран в «Беспечных временах» ему дали «Лучшие времена».
Последнее утверждение до сих пор вызывает вопросы из-за дальнейших поступков. Указанный в титрах как «Николас Коппола», актёр посчитал, что после отказа в главной роли его взяли в эпизод именно из-за кумовства. Легко понять его чувства: будучи племянником своего дяди, Николас боялся, что его не примут за серьёзного актёра.
Николас взял себе псевдоним «Кейдж» – в честь известного авангардного композитора Джона Кейджа и его любимого героя комиксов – Люка Кейджа. Теперь точно можно было покорять Голливуд, не оглядываясь на известную семью.
«ДЕВУШКА ИЗ ДОЛИНЫ» (1983)
Фиаско с не вышедшими в эфир «Лучшими временами» и ограничение эпизодом во «Беспечных временах» лишь подстегнули Кейджа. Из комедийного амплуа актёр решил переметнуться в драматическое. Режиссёр Марта Кулидж на прослушивании даже не знала, что перед ней уроженец клана Коппола – просто парень как парень с яркой фамилией Кейдж.
Сюжет фильма представлял собой пересказ знаменитой «Ромео и Джульетты» на новый лад, актуальный для того же самого жанра teenspoitation. Девушка Джули живёт в так называемом «верхнем» Лос-Анджелесе, окружённая красотами Беверли-Хиллз, порядочными соседями-яппи и перспективами выйти замуж за успешного Томми. Сердцу, однако, не прикажешь и Джули влюбляется в хулигана Ренди, родом из гетто. Естественно, что это вызывает разлад в семье, но, тем не менее, любовь побеждает всё. Сейчас этот фильм выглядит немного наивно (как, впрочем, «Беспечные времена» и многие другие фильмы той эпохи), а вот в карьере Кейджа он всё же является знаковым.
В отличие от тех же «Беспечных времён» «Девушка долины» обладала более серьезным повествованием, почти прямым социальным комментарием. Дух феминизма поднимал голову, так что женщины не хотели быть домохозяйками и примерными американскими жёнами. Таким девушкам нужны были женихи под стать Ренди – героя тех времён, готового и байк оседлать, и в драке защитить. Роль Ренди и исполнил Кейдж. Актёр неплохо сочетал как комедийную сторону своего таланта, так и драматическую: именно благодаря его характеру он мог сюжет и подвинуть, и в нужные моменты притормозить. По «Девушке из долины» видно, как Кейдж экспериментирует со своей харизмой: несмотря на то, что образ прощелыги Ренди представляет собой квинтэссенцию 80-х, полагаем, что он стал героем эротических снов не одной американской девчонки.
За «Девушку из долины» Кейдж получил смешной гонорар в 5 000 долларов, однако, своей главной цели актёр добился – его заметили именно как Кейджа, а не Копполу.
«БОЙЦОВАЯ РЫБКА» (1983)
В тот же год на экраны выходит ещё одна молодёжная драма – более суровая и авангардная. Речь идёт о «Бойцовой рыбке» Фрэнсиса Форда Копполы. После триумфального «Апокалипсиса сегодня» именитый постановщик снял пару картин «для души» и «Бойцовая рыбка» также относился к своего рода творческому отдыху для режиссёра. Николас Кейдж же попал в фильм именно благодаря приглашению своего знаменитого дяди.
Сюжет «Бойцовой рыбки» повествует об американском «нигде», каком-то абстрактном моногороде, где налаживает свой быт уличная банда. Лидер банды по прозвищу Мотоциклист (Микки Рурк) исчезает, а его брат Расти (Мэтт Диллон) пытается сохранить остатки группировки. Когда же Мотоциклист возвращается, то по нему видно, что он прошёл духовный путь: вставать на стезю преступлений он больше не хочет.
Что касается нашего друга Николаса Кейджа, то он затерялся среди актёров, которым выделили более крупные роли: тех же Рурка и Диллона, а также Лоуренса Фишбёрна. Кейдж исполнил роль Смоки – парня, который хочет стать полноценным «братком». Роль небольшая, но запоминающаяся, к тому же важная для сюжета. С другой стороны, назвать выступление Кейджа в «Рыбке» можно только протекцией: это один из самых простых образов сложного фильма, да и Кейдж тут не выделяется.
По сути «Бойцовая рыбка» был первым «большим» фильмом Кейджа и знакомством с Голливудом в той форме, в какой это понимают: смесь искусства и коммерции. Хорошо, что рядом с ним оказался дядя, который смог пояснить, что не всегда всё удаётся: критики в 1983-м разгромили авангардный фильм… чтобы к нашему дню признать культовым.
«НАПЕРЕГОНКИ С ЛУНОЙ» (1984)
Во время проб на роль в «Беспечные времена в “Риджмонт Хай”» Николас познакомился с молодым актёрским самородком – Шоном Пенном. Пенн за два года укрепил свою карьеру «Плохими мальчиками» и ролью во «Взломщиках» у самого Луи Маля, но продолжал общаться с Николасом; актёры быстро стали друзьями. Неудивительно, что Пенн позвал друга в новый проект «Наперегонки с луной» – фильм, который не стал крупным или знаковым, но всё равно дал возможность блеснуть обоим драматическими талантами.
Пенн и Кейдж и в фильме были друзьями: Пенн исполнил роль Генри, а Кейдж – Никки. Два товарища из простых семей готовятся для отправки на фронт: США мобилизует призывников для участия во Второй мировой. У парней есть всего 6 недель, чтобы проститься с юностью. «Наперегонки с луной» состоит из двух сюжетов: один у героя Пенна, а второй – у персонажа Кейджа. Две линии пересекаются. По большому счету всё остальное, кроме главных ситуационных событий (раскрыть их нельзя, не заходя на тёмную территорию спойлеров), демонстрирует дух времени – быт и досуг американской молодёжи 40-х. Шон Пенн курит, катается на роликовых коньках, ухаживает за девушками. Николас Кейдж пьян, хочет сделать татуировку… и также ухаживает за девушками.
Ни критика тех времён, ни современный взгляд на фильм не очень обнадёживающие: временами «Наперегонки с луной» ощущается скучным и пресным. Что касается Кейджа, то он пытается разрядить обстановку, впрыснуть животворящее дыхание в процедурную драму. Попытки дать персонажу эмоциональную нестабильность играют против тона остальной части фильма: пафоса в «Наперегонки с луной» не хватает, так что и мания Кейджа не уравновешивается. Что остаётся? Агрессивный неприятный идиот – тот Кейдж, которого мы любим и лелеем.
Неизвестно, специально ли Кейдж сделал своего Никки такой нестабильной личностью, или по своему неразумению добавил больше экспрессии, чем нужно, но факт остаётся фактом: «Наперегонки с луной» впервые дал того Кейджа, которого зритель заслуживает.
«КЛУБ “КОТТОН”» (1984)
В тот же год Фрэнсис Форд Коппола выпускает и «Клуб “Коттон”» – почти гангстерский фильм о временах Великой Депрессии. Опять же, для постановщика картина была способом отдохнуть, открыть новые грани и, вероятно, исследовать различные темы, которые ему пришлось оставить за кадром «Крёстного отца» – вольную трактовку первоисточника Марио Пьюзо ему бы не простили.
Итак, действие «Клуба» происходит в 30-е годы XX века. Трубач Дикси (Ричард Гир) обожает музыку и избегает общения с бандитами, настойчиво предлагающих ему своё покровительство. Знакомство с девушкой Верой (Дайан Лейн) и спасение известного гангстера «Голландца» Шульца (Джеймс Ремар) меняет образ жизни скромного трубача. И если Дикси обладает ещё определенным здравомыслием, чтобы не ходить по лезвию бритвы вместе с криминальным авторитетом, то брат Дикси по имени Винс соблазняется бандитской романтикой.
Николас Кейдж и сыграл роль Винса – молодого и энергичного парня в поисках себя. Вновь Кейдж попал в кино по протекции дяди и кумовство заметно: Николас, увы, смотрится бледно на фоне импозантного Ричарда Гира и пугающего Ремара. Вероятно, в столь неоднозначной актёрской игре виновато малое экранное время: Фрэнсис Форд Коппола, похоже, целенаправленно задвигал племянника. Цель была вовсе не личная: всё же сценарий концентрируется на Дикси, а не на Винсе, так что у Кейджа просто не было возможности раскрыть себя, отчего Николас и особо не старался.
«Клуб “Коттон”» получил номинации на несколько престижных премий (номинации на «Оскар» за лучшую работу художника и монтаж, номинации на «Золотой Глобус» за лучший фильм и лучшего режиссёра и премия BAFTA за лучшие костюмы), однако, критики, да и публика оказались не в восторге: фильм собрал в прокате едва половину своего бюджета. Что касается актёрской карьеры, то «Клуб» стал, вероятно, прежде всего звёздным часом для Джеймса Ремара – сильнее, чем в «Коттоне», блеснуть ему не удалось нигде за всю свою карьеру.
«ПТАХА» (1984)
Плодотворный 1984-й для Кейджа закончился на «Птахе», премьера которого состоялась 21 декабря. Одноимённая книга вышла в 1978-м и сразу же стала бестселлером. Естественно, за экранизацию этого произведения должен был взяться именитый режиссёр. Такой нашелся – Алан Паркер уже был известен и даже считался одним из самых выдающихся постановщиков тех времён, щеголяя в своей фильмографии «Полуночным экспрессом» и «Стеной».
«Птаха» – достаточно странная, на первый взгляд, история дружбы между двумя мужчинами из Филадельфии. Кейдж играет Эла – подростка, заслужившего репутацию нарушителя спокойствия; люди не хотят с ним связываться. Его напарник по съёмочной площадке Мэттью Модайн исполняет роль Птахи (он же Пташка, он же Птичка, он же Бёрди) – затворника-соседа Эла. Его настоящее имя неизвестно, но прозвище он получил благодаря увлечению птицами. После бытовой ссоры Эл и Птаха находят в друг друге что-то, что каждому из них недостаёт. По окончанию школы герои отправляются во Вьетнам, а по возвращению с войны Птаха переживает сложную психологическую травму. Эл стремится помочь другу.
Эта лента оказалась для Кейджа чуть ли не знаковой – по крайней мере первым крупным проектом с серьёзной драматической ролью. Неудивительно, ведь «Птаха» – фильм, работающий на нескольких уровнях. Кинокартина создавалась с использованием многих на тот момент новаторских приёмов: взять хотя бы задействованный SkyCam – кран, управляемый компьютером, для съёмок сновидений Птахи.
Но то, что сделало «Птаху» запоминающимся и сильным фильмом, было заключено именно в актёрской игре Кейджа и Модайна.
«Я был в ужасе от роли Эла, потому что это было настоящее испытание. Я не знал, как раскрыть те грани, которые роль от меня требовала эмоционально», – признался Кейдж журналу The New York Times. Не считая дебютных «Беспечных времён», это был пятый фильм Кейджа и третий, где дядя не стоял у руля. Однако оглушительный успех оправдан: на протяжении большей части фильма герой Эла покрыт бинтами, а Кейдж же носил их и за пределами съёмочной площадки.
«Я мог бы снять эти бинты по окончанию съёмок, но я этого не сделал. Я носил их в течение пяти недель. Я спал в них».
Кейдж для роли также удалил два зуба, потому что и его персонаж, будучи жертвой взрыва бомбы, также лишился двух зубов.
Прокатная судьба «Птахи» и старания Кейджа, увы, пошли прахом. Ограниченный театральный релиз в декабре 84-го преследовал лишь одну цель – выпуск проекта прямиком к старту «оскаровской» гонки. Критикам «Птаха» понравился, но этого было недостаточно, чтобы и Киноакадемия заинтересовалась. Пришлось творению Паркера довольствоваться лишь Гран-при жюри и номинацией на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Кейдж же остался без наград.
«ЧЕЛОВЕК В СИНЕМ» (1986)
После плодородного 84-го Кейдж появился на экранах лишь в 86-м в драме «Человек в синем». Эпоха раннего Кейджа, вероятно, была ознаменована возвращением Голливуда к драмам средней паршивости и актёрский самородок должен был сняться в ленте, символизирующей силу морального духа.
Историческая картина повествует о парне-гребце. Этот спорт, как сообщает открывающий фильм текст, был основным видом времяпрепровождения приличных молодых людей в 1908-м. Несмотря на то, что действие происходит в начале века, дух времени 80-х чувствуется в одежде и внешности героев, а также в музыкальном сопровождении (ну не удержались создатели от хитов 80-х в саундтреке). Герой Кейджа – драматический образ реальной исторической персоны по имени Нед Ханлан, который прошёл путь из грязи в князи – и чемпионат по гребле выиграл, и произвел впечатление на экранную дочь Кристофера Пламмера.
Проект вышел довольно сырым: чувство погружения в начало века не развивается в должной мере, попытка «закосить» под «Рокки» не удаётся, а невероятно скучные (и противоречивые!) сексуальные сцены, кажется, были добавлены для целомудренного канадского телевидения. Сценарий настолько слаб и безынтересен, что кроме процедурной биографии Ханлана ему буквально нечего сказать.
Сам Кейдж, пусть и получил возможность продемонстрировать свою физическую форму, в какой-то момент, похоже, сам осознал, куда его заманили сниматься: Николас скучно ухмыляется, а его якобы канадский акцент исчезает каждый раз, когда Кейдж о нём забывает. В интервью позже он ясно дал понять, что «Человек в синем» был лишь «учебным опытом». Слова подтверждаются и делами: во время съёмок он сделал татуировку на спине, чтобы режиссеры не рассматривали его в дальнейшем как «кусок мяса» и, таким образом, меньше ему предлагали роли, где надо лишь хвастаться мышцами.
«ПЕГГИ СЬЮ ВЫШЛА ЗАМУЖ» (1986)
Третий фильм творческого тандема Коппола-дядя – Коппола-племянник вышел на экраны в 86-м году. Лента имеет поверхностные сходства с «Назад в будущее», премьера которого была за год до «Пегги Сью». Тематически, при этом, они разные: там, где «Назад в будущее» полагал, что родители несильно далеко ушли от своих детей, «Пегги Сью» сосредотачивался на видении прошлого и упущенных возможностей.
Героиня Пегги Сью (Кэтлин Тёрнер) отчаянно хочет вернуться в прошлое, начать, можно сказать, свою взрослую жизнь заново. Желание исполнилось: Пегги просыпается в 1960-м, когда ей вновь 18 лет. Кейдж же играет её возлюбленного: в 1960-м он – беззаботный романтик с мечтой стать рок-звездой, а в 1985-м – человек в кризисе среднего возраста. Интересно, как искусство может предсказать реальность.
По причинам, известным самому Кейджу, он решил сделать своего персонажа очень мультяшным. На тот момент у актёра были проблемам с зубами, так что он настаивал на специальных протезах, усиливающих комический эффект. Кэтлин Тёрнер негативно отнеслась как к специфической внешности, так и к напарнику по съёмочной площадке в целом: злые языки говорили, что виновата зависть, ведь персонаж Николаса Кейджа приковывал зрительское внимание сильнее главной героини.
Если переводить героя Кейджа на язык «Назад в будущее», то он сыграл и Джорджа МакФлая, и Марти МакФлая. Интересный ход, но вот проблема: комический образ Кейджа почти полностью несовместим с серьёзной игрой Тёрнер. Это, а также отношения с актрисой за пределами мира экранного, привели к полному отсутствию «химии» между актёрами. Увы, «Пегги Сью вышла замуж» обернулся провалом: Тёрнер и Кейдж очаровательны сами по себе, но вместе просто не работают, что разрушает ностальгическую драму Копполы на корню.
Любопытно, что «Пегги Сью вышла замуж» также известен тем, что на съёмках Николас Кейдж познакомился с Джимом Керри. Это не очень широко известный факт, но актёры какое-то время были лучшими друзьями. Например, Кейджа на полном серьёзе рассматривали на роль напарника Керри в «Тупом и ещё тупее». Неизвестно, что стало с этой дружбой: статья из журнала Hollywood Reporter гласит, что актёры просто «перестали общаться». Независимо от их реальных взаимоотношений, «Пегги Сью вышла замуж» – единственное творческое сотрудничество Керри и Кейджа.
«ВОСПИТАНИЕ АРИЗОНЫ» (1987)
Фильмография братьев Коэн, безусловно, впечатляет и, хотя «Воспитание Аризоны» можно считать незначительной работой по их стандарту, проект относится к классике. Это один из тех фильмов, которые снимали для удовольствия: похоже, что актёры просто собрались в рамках какого-то «капустника» и идеально сработали.
По существу, «Воспитание Аризоны» повествует о бывшем негодяе Хае и бывшей сотрудницы полиции Эдвин. Парочка решает украсть ребёнка – просто чтобы любить и воспитывать. Как это у Коэнов принято, ситуация быстро выходит из-под контроля.
Это не особо изощрённая предпосылка, но она настолько жива и остроумна воплощена в жизнь, что просмотр «Аризоны» представляет собой исключительно приятное занятие. Кейдж вновь в центре внимания. Роль требовала разных подходов: как застенчивого образа, так и мультяшного безумия, и актёр справился со всем на ура.
Неудивительно, что Николас отлично вписался в фильм братьев Коэн. Каждый их проект чувствуется уникальным, благодаря наличию странных персонажей. Многие из изюминок братьев, относятся и к Кейджу: причудливые прически, экзотическая одежда и интересная подноготная.
Очень странно, что Кейдж не прижился в коэновском реестре исполнителей. Вероятно, в последующих фильмах братьев Кейджу просто не нашлось место: если вдуматься, то актёра действительно некуда вставить (кроме, наверное, в «О, где же ты, брат?»). Сами же Коэны в интервью говорили, что с Кейджем работать тяжело: он часто игнорировал их указания.
IMDb приписывает Николасу следующую цитату: «У Джоэла и Итана очень сильное режиссёрское чутье, и на съёмках «Воспитания Аризоны» я впервые узнал, как трудно принять чужое видение. У них слишком автократический характер». Братья Коэн не делают ошибок (Питер Стормаре в документалке, посвящённой созданию «Фарго», утверждал, что Коэны проверяют сценарий по сотне раз) и прописывают каждую мелочь, включая манеры героев и паузы в диалогах, так что неудивительно, что с Кейджем они не сработались. Актёр не зря взял псевдоним в честь джазового музыканта: его стиль всё же допускает импровизации. В любом случае, Кейдж воплотил мечту. Как он сам сказал: «Я видел “Просто кровь” и он мне так понравился, что я любой ценой хотел поработать с братьями. Я был готов прослушиваться на “Воспитание Аризоны” хоть 10 раз».
«ВО ВЛАСТИ ЛУНЫ» (1987)
Какие корни у Николаса Кейджа-Копполы? Конечно, итальянские! А раз так, то почему бы ему не сыграть итальянца в романтическом фильме?
Во всяким случае, «Во власти Луны», похоже, задумывался тем, что под романтикой предполагается. Италоамериканка Лоретта (Шер) обручилась с глуповатым Джонни, потому что она, дескать, хочет ребёнка. Николас Кейдж же играет Ронни – младшего брата Джонни. Сначала Лоретта не ладит с ним вообще, но затем в него влюбляется. Вокруг этого сюжета пляшут свободные комедийные виньетки о жизни американцев итальянского происхождения.
Очевидно, что напрашивается сравнение «Во власти Луны» с какой-то дешёвой версией фильмов Вуди Аллена, если бы не тот факт, что основная сюжетная линия у Аллена никогда бы не случилась.
«Во власти Луны» получился невероятно позитивным фильмом, но всё же простым, кажется, что и без двойного дна. В любом случае, Кейдж продолжил экспериментировать с актёрским диапазоном, грамотно проявил себя в нужных ролях, выдал несколько запоминающихся сцен. Что касается судьбы «Во власти Луны», то она была вполне удачной: лента выиграла три «Оскара» (за лучший сценарий, за лучшую женскую роль и за лучшую женскую роль второго плана – женские образы Шер и Олимпии Дукакис справедливо заслужили золотые статуэтки), а Кейдж довольствовался лишь номинацией на «Золотой глобус». Увы, конкурент у него был более чем выдающийся – Робин Уильямс с «Добрым утром, Вьетнам».
«ПОЦЕЛУЙ ВАМПИРА» (1988)
Коммерческий и критический успех «Во власти Луны» привёл к небольшой звёздной болезни. Кейдж находился под давлением: студии предлагали работу одну за другой, в то время как ассистенты и агенты настаивали на престижных, дорогостоящих проектах.
Подписанный на главную роль в небольшой инди-комедии (это ведь комедия?) «Поцелуй вампира» Кейдж постоянно менял мнение о том, стоит ли ему участвовать: он то покидал проект, то возвращался. В конце концов, Кейдж остался: его замена Джадд Нелсьон пошёл сниматься в другой фильм. Хорошо, что Николас решился на роль человека, который стал всерьёз верить в свое вампирское предназначение: «Поцелуй вампира» оказался одним из любимейших проектов фанатов актёра, в итоге стал любимой работой самого Николаса и, естественно, «ушёл в народ» в виде мема.
Невероятно эксцентричный фильм определённо стоит просмотра – должно быть, это тот случай, когда положительное впечатление растёт от того, насколько мало зритель знает о сценарии. В любом случае «Поцелуй вампира» оказался даже своего рода социальным комментарием; каждый зритель видит в ленте что-то своё. Сам же Кейдж полагал, что «Поцелуй вампира» – история о том, как одиночество «доводит до ручки».
Бюджет проекта был около двух миллионов долларов, а Кейдж получил только 40 тысяч в качестве гонорара. «На эти деньги я купил свой первый спортивный автомобиль – 1967 Corvette Stingray», – вспоминал Кейдж. Более того, как сам актёр признался, своей машине он дал прозвище «Поцелуй вампира».
Но даже если не рассматривать «Поцелуй» как развлечение или как прозорливую сатиру, фильм включает в себя некоторые из самых знакомых «фишек» Кейджа: выпучивание глаз, странный акцент, всплески безумия. Фактор Николаса Кейджа высок и именно в этом странном фильме актёр научился действовать не как человек, а как, ну, какая-то паранормальная сущность.
«НИКОГДА ВО ВТОРНИК» (1989)
Возможно, «Никогда во вторник» является тратой времени, как для самого Кейджа, так и для фанатов, решивших посмотреть этот проект. Отыскать эту ленту в хорошем качестве оказалось невозможным делом: даже фанаты Кейджа в американском сегменте Интернета негодуют, что этот фильм нельзя найти на DVD.
Лента рассказывает про Эдди и Мэтта – парней-подростков, которые отправляются в путешествие на машине аж в Лос-Анджелес из своей американской глубинки и переживают по пути множество приключений. У руля проекта стоял Адам Рифкин – для будущего режиссёра «Детройт – город рока», «Никогда во вторник» был дебютом. Ничего удивительного, что кинокартина снята на коленке, представляет собой дешевый набор гэгов о сексе и отношениях. Кажется, что фильму место лишь на свалке кинематографической истории.
Кейдж же отметился в камео, как и его коллеги: Чарли Шин, Эмилио Эстевез, Джадд Нельсон. Общее экранное время Николаса составляет менее 30 секунд. Актер носит дурацкий парик, накладной нос и нужен лишь для сиюминутного комического эффекта. История умалчивает, каким образом Николаса Копполу, перспективного на тот момент актёра, заманили в этот почти студенческий проект.
«ВРЕМЯ УБИВАТЬ» (1989)
Весьма необычный выбор для Николаса – итальянский фильм. Большинство актёров и съёмочная группа были итальянцами, но, тем не менее, «Время убивать» Джулиано Монтальдо снимали на английском языке, по-видимому, в целях международного проката. Информации о кинопроизводстве найти не удалось, хотя, по тем крупицам, что имеются в свободном доступе в интернете, некому из съёмочной группы было сказать что-нибудь хорошее.
«Время убивать» – историческая военная драма, повествующая о военной оккупации Эфиопии Италией в 1930-е. Политические дрязги и причины уходят в сторону. В центре стоит лейтенант Сильвестри – военнослужащий, который пытается вернуться в Италию из солнечной Африки, чтобы вновь увидеть жену. Первая часть фильма представляет собой воспоминания, а затем процедурное путешествие.
Легко понять, что влияло на авторов столь сомнамбулического фильма. «Время убивать» нельзя назвать «итальянской дичью» (хотя здесь есть весьма сюрреалистическая сцена, в которой Кейдж заставляет ящерицу курить сигарету), но фильм безусловно очень неприятен. Вызов фашизму представлен в весьма натуралистичной форме: например, герой Николаса Кейджа встречает женщину и пытается её изнасиловать.
Актёр понимал сложность материала и пытался разумно его передать. Страх его героя растёт с каждой сценой, чувство вины и отчаяния сводит его с ума. Несмотря на общий характер повествования, трудно воспринимаемый для рядового зрителя, лента представляет собой хороший пример того, как человек «едет крышей» под действием обстоятельств. Без явной смехотворности «Поцелуя вампира» Кейдж правильно расставил акценты, довершая образ метафоры фашисткой Италии.
Егор Рябцев