В нулевых годах Николаса Кейджа знали даже соседская собака и дядя Ваня в деревне. И пусть актёр не считался гарантом качества фильма, его карьере можно было только позавидовать.
НИКОЛАС КЕЙДЖ: I AM NOT SUPERMAN
В наше время серия «Форсаж» пользуется небывалой популярностью: каждый новый фильм франшизы собирает сотни миллионов в прокате. В этом нет ничего плохого, но надо помнить, что за год до того, как Доминик Торетто сел за баранку, несравненный Николас Кейдж уже вовсю гонял в «Угнать за 60 секунд».
«УГНАТЬ ЗА 60 СЕКУНД» (2000)
«Угнать за 60 секунд» является ремейком одноименного независимого фильма 1974-го года режиссёра-актёра-каскадёра-гонщика Г.Б. Галицки.
Оригинальная лента известна за реальные автомобильные трюки и одну из самых зрелищных
погонь в истории кино. В 1989-м Галицки погиб во время съёмок трюка для сиквела, в конечном счете отменённого, его вдова продала права и, как следствие, в 2000-м вышел ремейк, уничтоженный западной критикой, но внезапно полюбившийся российскому зрителю (в первую очередь за счёт того, что он не знаком с оригинальной картиной).
Николас Кейдж играет Мемфиса – известного угонщика автомобилей. Он отошёл от дел, но его младший брат Кип связался с порочным и смертельно опасным бандитом. Криминальный авторитет специализируется на продаже автомобилей высшего класса и Мемфис должен спасти брата: срочно угнать 50 суперкаров.
Увы, «Угнать за 60 секунд» болтается в фильмографии Кейджа где-то посередине: падение качества налицо. По большей части именно потому, что Николас тут особо не нужен. Если рассматривать «Угнать за 60 секунд» как «репетицию» «Форсажа», то становится ясно, насколько сильно он омрачён теми самыми элементами, что сделали из «Форсажа» франшизу. Дело в том, что дуболом Мемфис – слабоватый персонаж для Кейджа той эпохи. Ему не надо было делать ничего особенного. Несмотря на то, что Николас ходил в автошколу экстремальной езды и сам исполнил несколько трюков, герою Кейджа здесь далеко до его следующего «водительского» образа, время которого настанет лишь через 10 лет – в «Сумасшедшей езде».
«СЕМЬЯНИН» (2000)
В 2000 году на экраны вышел второй «праздничный» фильм с Кейджем – своего рода переделка «Этой замечательной жизни». Вместо того, чтобы посмотреть на мир, в котором героя Николаса никогда не существовало, он узнает какой бы стала вселенная, если бы у него
была жизнь. Кейдж играет богатого инвестиционного брокера Джека Кэмпбелла, который сосредоточен на карьере, а не на семье. Из-за инцидента с ангелом Джек просыпается и обнаруживает, что у него «нормальная жизнь»: он – муж, отец и заурядный продавец шин. На практике это означает, что Николас Кейдж изумляется бытовым вещам (что приводит к комическим ситуациям), окружающие полагают, что Кейдж потерял рассудок (что также приводит к комическим ситуациям) и, в конце концов, Николас извлекает важные уроки о жизни как таковой.
Несмотря на голливудский сахар, обильно напичканный в это произведение, ничто не делает «Семьянина» странным или запоминающимся. Это вполне себе сезонный фильм, в котором Кейдж снялся в перерывах между крупными проектами. Награду получила лишь его напарница Теа Леони, поскольку выступление Кейджа здесь какое-то обыденное. Сам же Николас получил неплохой гонорар.
«ВЫБОР КАПИТАНА КОРЕЛЛИ» (2001)
«Выбор капитана Корелли» является необычным фильмом даже для такого необычного актёра как Кейдж. В сценарии есть много эпизодов, придающих ленте исключительно комедийный формат. Критики, уже литературные, называли роман, на котором основан фильм, произведением, «смешивающим комедию и трагедию».
Во всяком случае, если не принимать во внимание сбивчивый тон, то это первое погружение Кейджа в мир Второй мировой и второй раз в ряды итальянской армии. Сюжет повествует об итальянском вторжении в Грецию и любовных чувствах, вспыхнувших у фашистского капитана к дочери местного врача.
Если перевести этот сюжет на язык Голливуда, то всё станет куда прозаичнее: Пенелопа Крус живёт на острове с отцом Джоном Хёртом, всё идет к тому, что женихом девушки станет Кристиан Бэйл, но того призывают в армию и героем-любовником становится Кейдж.
Ничто из этого не должно было сработать, хотя бы из-за мелодраматического повествования и того факта, что на тот момент Кейдж был героем боевиков (в крайнем случае – комедий), а вовсе не королём романтики. В итоге создателям пришлось расставлять сомнительные акценты: чтобы выделить героя Николаса, его однополчан сделали карикатурными фашистами. Что касается «химии» Кейджа и Крус, то здесь дело вытягивает именно женская сторона.
«Выбор капитана Корелли» оказался непопулярным фильмом: от него воротило как критиков, так и публику – фильм едва окупился в мировом прокате.
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ» (2001)
В конце девяностых – начале нулевых в мультипликации утвердилась тенденция приглашать на озвучку популярных актёров. Также голливудские боссы анимационных студий стали активно извращаться над литературной классикой. «Рождественская история» – типичный продукт своей эпохи. Экранизация классического диккенсковского сюжета подверглась концептуальным изменениям: в сценарий добавили романтический подсюжет и говорящих мышей. И, само собой, на озвучку позвали звёзд первой величины: Кейт Уинслет, Майкла Гэмбона, Риса Иванса и, само собой, Николаса Кейджа.
Кейджу досталась роль призрака Марли, друга Скруджа, и его краткое выступление было бы лучше, если бы он просто молчал. Конечно, понятно стремление человека к быстрой наживе, но Кейдж совсем не старался. Как, впрочем, и аниматоры: Лондон XIX века был скучным и удручающим, но в видении создателей «Рождественской истории» ситуация ещё хуже. Сцены с призраками хотя бы выглядят странными и тем самым примечательными, но в целом первый анимированный опыт Кейджа оказался сделанным на коленке шлаком.
Зато узнать Кейджа в мультипликационной форме не составляет труда.
«ГОВОРЯЩИЕ С ВЕТРОМ» (2002)
Спустя год после «Выбора капитана Корелли» Кейдж вновь перевоплощается в солдата на полях Второй мировой – только теперь уже в американца на тихоокеанском театре военных действий.
«Говорящие с ветром», к сожалению, является примером того, как интересный исторический факт не всегда выходит достойной художественной драматизацией. Во время Второй мировой индейцы из племени навахо были завербованы в элитные подразделения армии США, чтобы разработать шифр, основанный на их языке (британская армия проделывала то же самое с валлийскими солдатами). «Говорящие с ветром» вышли зрелищным фильмом, но слишком часто концентрирующимся на орущих в радио людей.
Кейдж воссоединился с режиссёром «Без лица» Джоном Ву, так что неудивителен акцент на взрывах и боях. В роли капрала Эндерса Кейдж делает не слишком много: он застрял в мрачном образе, этаком суровом мужике. Учитывая военное направление фильма, это, вероятно, уместно.
Трудно не почувствовать желание дуэта Ву – Кейдж сделать примерно то же, что Спилберг – Хэнкс в «Спасти рядового Райана». Хотя есть мнения, что Ву выбрал первый попавшийся сценарий о Второй мировой, а Кейдж согласился сниматься просто потому, что это был Ву с фильмом о Второй мировой. Результат вышел несколько скучный, но Кейджу стоит отдать должное: согласно утверждению режиссёра, Николас Кейдж в самом деле выучил язык навахо.
«ЖИГОЛО» (2002)
К 2002-му Кейдж решил попробовать себя в качестве продюсера и режиссёра. Сперва он взялся за «Жизнь Дэвида Гейла», однако, после двух заседаний и обсуждений сценария оставил проект (хотя по-прежнему указан в титрах в качестве продюсера этой известной ленты с Кевином Спейси).
«Жиголо» же является полноценным режиссёрским дебютом Кейджа, и даже интересно, как выглядит фильм, находящийся под творческим контролем этого странного человека. Что же выбрал Николас? Что-то столь же эксцентричное, как его персонажи? Или залихватский боевик с комедийными элементами? А вот и нет: «Жиголо» – это драма. На практике скучная и пресная.
Племянник Фрэнсиса Форда Копполы уже давно хотел попробовать свои силы в режиссуре, а сценарий «Жиголо» и вовсе попался ему на глаза ещё в конце 80-х и по каким-то причинам так понравился, что Кейдж реализовал проект чуть ли не за свои деньги (впрочем, его неумение грамотно распоряжаться собственными финансами ни для кого не секрет).
Главный герой Санни (очевидно Джеймс Франко воплощает этакий образ молодого лирического Кейджа) возвращается из армии домой, в Новый Орлеан. Его мама когда-то выступала его сутенёром (!) и сдавала Сани, так сказать, «в аренду» богатым и жухлым дамочкам.
Сценарий за авторством некоего Джона Карлена представляет собой автобиографическое произведение, поэтому неудивительно, что персонажи здесь достаточно живые. Однако этот сдержанный материал показан настолько приглушённым образом, что во время просмотра можно заснуть. Кейдж же снимался у Линча, Скорсезе и Де Пальмы: почему же в его дебюте отсутствует стиль и преобладает процедурное развитие событий? Даже само камео Николаса в роли сутенёра чувствуется каким-то приколом и издёвкой над самим собой; в своем же фильме Кейдж оказался неуместным.
«Жиголо» провалился в прокате, был затоплен критиками и заслуженно забыт. А если бы Кейдж всё же рискнул и снял в роли альфонса самого себя, то посмотреть на душевные страдания матёрого тридцативосьмилетнего «мужчины по вызову» было бы по меньшей мере любопытно.
«АДАПТАЦИЯ» (2002)
«Адаптация (чьё название соответствует содержанию) повествует о сложной теме – творческом кризисе. Подробнее рассказывать о сюжете фильма не стоит: спойлеры могут испортить вам весь просмотр.
Николас Кейдж в ленте играет Чарли Кауфмана – главного героя и… сценариста «Адаптации» в реальной жизни. Также он играет Дональда – близнеца. Возможно, это такой «троллинг» актёра: заставить его пойти против самого себя, чтобы, в конце концов, выдать одну из лучших ролей в своей карьере. Причины заставить Кейджа играть двух героев неясны, но это актёрская работа действительно впечатляет. Обычно Николас в свои лучшие времена является возмутителем спокойствия или даже диким хулиганом, но его Чарли и Дональд – мелочные и при этом удивительно реальные. Во время их «совместных» сцен Кейдж выглядит совершенно убедительно, как будто это действительно два разных человека, отлично взаимодействующих друг с другом. Выкуси, Том Харди!
«Адаптация» собрала в охапку несколько наград и встретила похвалу критиков. Кейдж же добавил в копилку номинации на «Оскар», «Золотой глобус», премию «Британской академии» и премию Гильдии актёров. Конкуренты были сильны, так что и проиграть им было не стыдно: «Оскар» унёс Броуди за «Пианиста», премию BAFTA – Дэниэл Дэй-Льюис за «Банды Нью-Йорка», а «Глобус» – Ричард Гир за «Чикаго».
«ВЕЛИКОЛЕПНАЯ АФЕРА» (2003)
Оригинальное название ленты (Matchstick Men) можно перевести как «Человек-спичка». Этот термин используется для подставных лиц, своего рода псевдонимов-легенд с не очень хорошо проработанными подноготными. До состояния «Человека-спички» героям Кейджа в 2003-м было ещё, конечно, далеко.
В «Афере» Николас Кейдж и Сэм Рокуэлл играет двух мошенников, которые продают фильтры для воды по завышенной цене, оформляя всё как лотерею. Герой Кейджа по имени Рой к тому же едва сохраняет остатки здравомыслия из-за приступов обсессивно-компульсивного расстройства. Напарник же предлагает крупную аферу, а Рой, тем временем, обнаруживает, что у него есть дочь-подросток, которую он никогда не видел.
«Великолепная афера» стала очередным удачным фильмом в карьере Кейджа. Неудивительно, ведь её режиссировал Ридли Скотт. Будучи кинокартиной о мошенниках, «Афера» содержит в себе несколько сюжетных поворотов, игр со зрителями, тлеющий конфликт.
Что касается Кейджа, то ему удалось хорошо передать невротичность персонажа. Вероятно, это тот самый тип, который нужен был актёру, но которого ему не удавалось реализовать в кино (кроме, разве что, вышеупомянутого «Поцелуя вампира»). Николас наделил своего героя едва заметными деталями, чтобы сделать личность объёмной и интересной, что заставляет и зрителя сопереживать этому нервному человеку.
«СОКРОВИЩЕ НАЦИИ» (2004)
Если спросить у непосвященного русского зрителя по каким фильмам ему запомнился Николас Кейдж, то «Сокровище нации» точно будет в списке. Причина одна: агрессивная рекламная кампания. Джерри Брукхаймер и его студия создавали проект таким образом, чтобы фильм был обречён на успех. Раздутый американский квасной (кока-кольный?) патриотизм, нацеленный изначально на внутреннего зрителя, разошёлся по миру и вполне удачно. «Сокровище нации», несмотря на многие сомнительные моменты, стал приключенческим фильмом, который многие засмотрели до дыр на DVD, а Кейдж достиг вершины гонораров: за участие в проекте он получил $20 млн. + процент от сборов (два других самых кассовых фильма с ним ограничились лишь 20 миллионами гонорара – «Угнать за 60 секунд» и «Говорящие с ветром»). Такой финансовый успех Николас никогда больше не повторит.
Легко видеть, почему в «Сокровище нации» вкладывали большие деньги и привлекали известных актёров (Дайан Крюгер, Шон Бин, Джон Войт, Харви Кейтель): опьянённые успехом «Пиратов Карибского моря» голливудские боссы хотели выстроить ещё одну франшизу на околоисторической тематике.
Есть мало фильмов, которые буквально смотрят зрителю в глаза, несмотря на всю глупость происходящего на экране. «Сокровище нации» был одним из них: то же золото отцов-основателей Америки было вовсе не сюжетным элементом, а лишь причиной для воровства Декларации Независимости США, погонь и схваток.
В некотором роде Кейдж в «Сокровище нации» – довольно бесполезная личность; Бен Гейтс как персонажа с трудом поддаётся описанию. Более того, герой даже не нуждается ни во внешности, ни в повадках Кейджа. Судя по всему, ему дали приглашение в проект, потому что Николас к тому моменту обладал коллекцией наград и диапазоном образов, позволившим ему появиться в семейном фильме. Что ж, «Сокровище нации» укрепило успех Кейджа на мировой арене, стало самым большим хитом в карьере актёра со времён «Скалы» и даже породило первый сиквел, под который Николас незамедлительно подписался.
«СИНОПТИК» (2004)
«Синоптик» – проект из-под пера сценариста Стива Конрада. Когда в 2013-м на экраны вышел ещё один фильм по его сценарию с названием «Невероятная жизнь Уолтера Митти», критики сравнивали ту ленту как раз с «Синоптиком». Нетрудно догадаться почему: «Синоптик» также повествует о человеке, который не испытывает нужды в деньгах, но при этом несчастен. Богатые, тем не менее, тоже плачут, и «Синоптик», несмотря на интересные посылы, всё же является обыкновенным буржуазным нытьем.
По сюжету Николас Кейдж играет знаменитого ведущего прогноза погоды, но пока он рвался к славе… эээ, среди ведущих на телевидении, его личная жизнь развалилась. Герой не может сдержать эмоции при виде нового парня своей бывшей жены, не может добиться расположения детей и всё в таком духе. «Синоптик» лишён пафоса, Кейдж вновь примеряет шкуру уставшего от жизни «норми».
«Синоптик» оказался невероятно бледным фильмом: отзывы критиков были сдержанными, сборы – на уровне, оценки публики – средними; его не ругали, но и не хвалили. Проект, кажется, не запомнился никому: Гор Вербински пошёл снимать продолжения «Пиратов Карибского моря», а напарники Кейджа Майкл Кейн и юный Николас Холт отправились искать другие, более яркие проекты.
«ОРУЖЕЙНЫЙ БАРОН» (2005)
«В мировом обороте находятся миллионы единиц огнестрельного оружия. Это примерна одна единица на двенадцать человек. Единственный вопрос: как вооружить остальных?» – говорит Николас Кейдж среди отстрелянных гильз в открывающем кадре «Оружейном барона», а затем цинично прикуривает. Уже первые слова героя формируют дальнейшее представления зрителя о нём. Фильм следует за основными точками жизни этого человека по имени Юрий Орлов – вымышленного торговца оружием, основанного на нескольких реальных прототипах.
«Оружейный барон» оказался одним из самых запоминающихся фильмов в карьере Кейджа. Речь идёт не только о близости к постсоветскому зрителю (возможным прототипом Юрия Орлова оказался наш соотечественник Виктор Бут), но и об интересных кинематографических находках. «Барон» полон любопытных сцен: «жизненный путь» оружейной пули, наркотические трипы Орлова в Африке и прочее. К тому же, Кейджу составили компанию Джаред Лето, Итан Хоук и Иэн Холм.
Сам же Николас вполне мог изобразить Орлова карикатурным образом, этаким «новым русским», вылезшим на мировую криминальную арену после развала Союза. Чудовищные поступки не всегда совершаются какими-то «братками» и Кейдж показал торговца оружием таким каким он должен быть – предприимчивым дельцом. Не виноват он, что товар у него неприятный!
«Оружейный барон» смог и избежать ловушки «Волка с Уолл-Стрит», не пропагандируя такой образ жизни. Несмотря на неоднозначного протагониста, «Оружейный барон» всё же является драмой. Как оказалось, Кейдж вписал свое имя в один из лучших фильмов о торговле оружием: если на экраны выходит какой-нибудь фильм на эту тему, то его непременно сравнивают с «Оружейным бароном», а героев в нём – с Кейджем-Орловым.
«ТАЙМШЕР» (2005 – так и не вышел на экраны)
В 2005-м журнал Variety сделал анонс, что Кейдж исполнит главную роль в комедии «Таймшер» совместно с Уиллом Смитом. Сюжет прост: две очень разные семьи, где в одной патриарх – Кейдж, а другой «правит» Смит, забронировали на время семейных каникул дом и вынуждены его делить. Естественно, что соседство им не по душе.
По каким-то причинам съемки «Таймшера» приостановили. Весьма странно, ведь если бы его выпустили в 2005-2006-м, то это наверняка был бы кассовый успех: одно имя Кейджа привлекало людей в кинотеатры, да и Уилл Смит в тот момент был в ударе и продолжал череду успешных проектов. Даже если бы фильм вызвал негативную критику, он всё равно нашел бы место в сердцах (и что важнее для продюсеров – в кошельках) аудитории.
В интернете нет каких-либо деталей, почему проект так и не вышел на экраны: IMDb и КиноПоиск по-прежнему сохраняют блеклую страницу этой нереализованной комедии.
«ГРОЗА МУРАВЬЕВ» (2006)
В конце 90-х на экраны вышли два мультфильма о муравьях: «Приключения Флика» и «Муравей Антц». Не вдаваясь в студийные дрязги и конкуренцию между Disney и DreamWorks (почему в один год вышла два мультфильма в 3D формате о муравьях – интересная история сама по себе), скажем лишь, что должен был быть и третий фильм! Понятное дело, что при столь сильных конкурентах премьеру откладывали, а потом и продюсер Том Хэнкс потерял интерес к проекту – в итоге «Гроза муравьев» переделывался и переписывался множество раз.
Сюжет прост: мальчик Лукас разрушает муравейник, а потом муравьи ему мстят: волшебник-жук Зок создаёт зелье, которое уменьшает мальчика до размеров муравья.
Несмотря на откровенно низкое качество материала (хотя всё же получше, чем в «Рождественской сказке»), Кейдж попытался добавить эмоций своему герою. Интерес, который проявил Кейдж к роли (а Николас добровольно захотел озвучить жука-колдуна), не очень понятен. По крайней мере, не принимая во внимание всю дурную постановку этого мультфильма, это единственный раз, когда обладатели запредельной, дьявольской и безумной харизмы Николас Кейдж (на пике карьеры) и Брюс Кэмпбелл появились вместе. Пусть и в формате посредственной анимации. Увы, сейчас мультфильм полностью забыт зрителем.
«БАШНИ-БЛИЗНЕЦЫ» (2006)
В 2006-м Оливер Стоун выпускает фильм о теракте 9/11. Сценарий следит за судьбой нескольких несчастных. Главными героями выбрали полицейских, основанных на реальных прототипах: они отправляются в высотки ВТЦ незадолго до краха зданий, чтобы спасти людей. Здания падают и под руинами остались двое копов: Джон МакЛофлин – полицейский-ветеран, и новичок Уилл Химено (Майкл Пенья).
История, основанная на реальных событиях, всегда является противоречивым зрелищем. В лучшем случае, «Башни-близнецы» – проект беспристрастный, но всё же уважительно относящийся к материалу, как это принято у Стоуна. Тяготы выживания МакЛофлина и Химено невероятны… но вовсе не драматичным в киноформате. В ленте есть свои сильные моменты, одним из которых также является игра Кейджа: особенно удался его крик при обрушении здания. В итоге фильм как получил скорее позитивные отзывы критиков, так и неплохо окупился в прокате: даже в России середины «нулевых», уж точно далёкой до проблем заокеанских полицейских, фильм собрал в прокате около миллиона долларов.
«ПЛЕТЁНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (2006)
Ах, «Плетёный человек»! Фильм, который стал гнилой притчей во языцех среди киноманов, хотя, казалось бы, ничто этого не предвещало. Одни поклонники кино сравнивают «Плетёного человека» с преднамеренным искусством аутсайдеров (что-то вроде легендарной «Комнаты» Томми Вайсо – так плохо, что даже хорошо), а Кейдж позднее признавался, что проект задумывался как чёрная комедия, которую никто не понял.
Задумка была благородной. Нил ЛаБут, известный за дискомфортную атмосферу режиссёр «В компании мужчин», «Одержимости» и «Образа вещей», взялся за ремейк британской классики. По сюжету герой отправляется на остров, на котором творятся жуткие дела: какой-то культ установил там свой садистский режим. В американской версии остров перенесли в США, осовременив его ненужными деталями (вроде того, что секта стала глубоко матриархальной), а главному герою приписали трагичный бэкграунд.
Но реализовано это, мягко говоря, нестандартно. Фильм вышел невероятно женоненавистническим, полным сюрреалистических сцен и откровенного насилия, сведённого до каких-то мультяшных моментов, в которых Николас Кейдж раздает лещей сектантам-бабам… в костюме медведя. Неизвестно, что хотел сделать Нил ЛаБут, но у него определённо ничего не вышло.
Раздражённый Кейдж, похоже, не играл: он осознавал в какую чушь его заманили сниматься. Но контракт подписан, а потому Николасу пришлось корчить рожи, орать, злиться, лишь бы от него отвязались. Апофеозом стала вырезанная сцена, в которой актёру наливают на голову пчёл (да, пчёлы – жидкость) в качестве особо изощрённой пытки – герой Кейджа страдает от аллергии на пчёл, но едва ли можно представить себе человека, которого бы подобное не напугало. Разве что бывалого пасечника. Впрочем, нарисованные пчёлы выглядят настолько же фальшиво, насколько дикий и лютый Кейдж орёт, что «пчелы заползают ему в глаза», хотя это явно не так. В любом случае сцена доставила поклонникам таланта Кейджа море удовольствия, сразу же стала мемом (Not the memes), а у самого актёра вызывает раздражение по сей день.
В остальном же «Плетёный человек» оказался глупым, скучным и ужасающе странным. Люди проголосовали ногами и пошли на другие сеансы: лента провалилась в прокате с треском. Что до Кейджа… это был первый звоночек: коммерческие неудачи были и раньше, но настолько катастрофические – впервые. Но у Николаса оставался шанс оправиться, тем более ещё кое-какая репутация у него оставалась: сразу две (!) персональные номинации на «Золотую малину» (Худшая мужская роль и худшая экранная пара – «Николас Кейдж и его медвежий костюм») за «Плетёного человека» так и остались номинациями.
«ПРИЗРАЧНЫЙ ГОНЩИК» (2007)
Николас Кейдж – огромный фанат комиксов. Настолько горячего поклонника книжек с картинками тяжело отыскать: какое-то время у него даже была коллекция раритетных выпусков. Однажды её похитили и в Голливуде даже подумывали снять об этом фильм (!), но не сложилось. Чёрт возьми, да даже псевдоним актёр взял в том числе из-за Люка Кейджа – героя комиксов.
Немудрено, что Николас всегда хотел воплотить на экране супергероя. С «Суперменом» Бёртона не сложилось, но спустя 10 лет появилась возможность стать героем другого поп-культурного мира, тем более, что кинокомиксы медленно, но верно стали возрождаться.
Дебют Кейджа в качестве супергероя был менее… эээ, героическим, чем Супермен, но гораздо более крутым: Джонни Блейз – мотоциклист, продавший душу дьяволу и получивший в своё распоряжение силы компьютерной графики и классно горящий лысый череп.
«Призрачный гонщик» оказался типичным продуктом своей эпохи, когда студии только пробовали работу с комикс-материалом. Вольность в изложении первоисточника и, видимо, попытки подстроиться под актёров, не являлись железными факторами успеха. Например, Джонни Блейз в исполнении Кейджа смотрит видео с шимпанзе и ест желе из бокалов – судя по всему, таких сцен в сценарии не было, и добавили их по настоянию Кейджа. Даже если не принимать во внимание, что большую часть ленты (по крайней мере в экшн-сценах) фигурирует лишь его компьютерное воплощение, Призрачный гонщик всё равно вышел стильным и крутым героем. Да и напарники на вторых ролях были достойными: Уэс Бентли, похожий на какого-то демонического школьника, Питер Фонда и Сэм Эллиотт.
В остальном же это был очередной высокобюджетный провал. Критики сравнивали «Призрачного гонщика» с «Сорвиголовой», а он был, как известно, откровенно плох. Каким образом можно было запороть фильм о мотоциклисте из ада? Отвратительно медленная картина заканчивается на странной ноте: Николасу Кейджу, дескать, понравилось быть скелетом, и он уезжает в закат. Мечты быть супергероем не всегда исполняются, так что не стоит быть слишком самоуверенным: «Призрачный гонщик» привёл Николаса ко второй номинации на «Золотую малину».
«ГРАЙНДХАУС» (2007)
Да, Кейдж отметился и в хулиганском проекте Тарантино-Родригеса. Перед вступительными титрами демонстрировали фейковые трейлеры несуществующих фильмов и в одном из них засветился Николас Кейдж.
Сегмент режиссировал Роб Зомби и намешал в него нацистов, оборотней, голых женщин и дал ему название «Женщины-оборотни СС». Словом, Кейдж чувствовал себя как дома.
Роб Зомби изначально предлагал Николасу сыграть офицера, однако, Кейдж не хотел надевать нацистскую форму. Тогда Зомби сделал из Николаса Фу Манчу – азиатского криминального гения. Актёр появился буквально на секунду, бормотал что-то непонятное, а затем маниакально смеялся.
Несколько других трейлеров «Грайндхауса» стали в итоге настоящими фильмами, но, судя по всему, «Женщины-оборотни СС» так и останется трейлером – подарком киноманам.
«ПРОРОК» (2007)
Теоретически «Пророк» должен был стать адаптацией постапокалиптической повести Филипа Дика «Золотой человек». Однако на деле фильм заимствовал лишь общие черты, вроде героя, обладающего способностью заглядывать в будущее, да имена персонажей.
Кейдж играет Криса Джонсона – человека, что может предсказывать 2 минуты будущего и изменять его по своему разумению. За ним охотится правительство, которое хочет, чтобы Крис использовал свои силы во благо и останавливал террористов.
Весь фильм, основанный на личности, кажется недооцененным, как и его основной герой-пророк. Сценаристы, видимо, не хотели делать его полноценным антигероем, из-за чего остановились на каком-то странном образе. Кейдж же попросту не знал, как наделить персонажа харизмой. В итоге единственным мостиком между героем Кейджа и зрителями стал Питер Фальк, сыгравший друга Криса, в одной из своих последних ролей.
В итоге «Пророк» вышел неплохим как боевик, но плохим как всё остальное. Зияющая пустота на месте очарования; кто-то словно удалил связующие сцены из сценария и актёрам пришлось импровизировать. На вершине этой горы бессмысленности восседал блеклый Николас Кейдж, украсивший своим присутствием очередной коммерческий провал: при бюджете в 70 миллионов долларов, «Пророк» собрал в американском прокате лишь 18.
«СОКРОВИЩЕ НАЦИИ: КНИГА ТАЙН» (2007)
«Книга Тайн» оказалась первым сиквелом за почти за 25-летнюю карьеру Кейджа. «Сокровище нации» стал блокбастером, а банковский баланс актёра на тот момент стал проседать. Что ж, та самая легендарная неразборчивость в проектах, которая привела к тому состоянию, в котором Кейдж пребывает сейчас, началась именно в 2007-м.
«Книга Тайн» воспроизвела по сути формулу первого фильма, и хотя Эд Харрис заменил Шона Бина на посту злодея, в целом сиквел слабо отличался от оригинала. Герои следуют по пути смехотворных подсказок, что-то воруют, решают загадки и… орут друг на друга? Вместо США действие разбавляется Францией, Великобританией и прочими странами на радость зрителей Европы. «Европейские каникулы» для Бена Гейтса не особо удались: циничную задумку раскусили и раскритиковали.
Хотя в некотором смысле «Книга Тайн» напоминает вечер встречи одноклассников-выпускников (в проект вернули почти всех звёзд оригинала, пусть и некоторых на гостевых ролях), работоспособность материала сценаристы на прочность не проверили: фильм имел низкий критический отклик, а его мировые сборы (почти полмиллиарда долларов!) превзошли бокс-офис оригинала лишь благодаря популярности тайтла, заложенного первым фильмом.
«ОПАСНЫЙ БАНГКОК» (2008)
«Опасный Бангкок» – ремейк одноименного фильма 1999 года. Что новую, что оригинальную версию снимали одни и те же люди – братья Пан. В обновлённом тайском триллере Кейджу досталась роль молчаливого киллера. Выбор Кейджа был исключительно маркетинговым ходом: привлечь на фильм людей, знающих что это за человек, а также заинтересовать фактом, что актёр, чьи персонажи обычно склонны к безумствам, будет молчать.
В итоге всё выливается в обыденные перестрелки. Задача наёмного убийцы Джо, которого и играет Кейдж, – банальное убийство людей. Оказывается, он ещё и честным может быть, и даже скорбеть умеет. Ни в образе, ни в ленте в целом нет ничего обидного или плохого, это просто серое пятно на карьере актёра. «Опасный Бангкок» неизбежно дрейфует к кровавой перестрелке, но, похоже, и она Кейджу была неинтересна. Зрители также не заинтересовались: всего 8% положительных рецензий на Rotten Tomatoes и очередной кассовый провал показал отношение публики к этому зрелищу.
«ЗНАМЕНИЕ» (2009)
Есть что-то притягательное в конце света. Особенно, в его голливудском формате. Минус у конца света в представлении студийных сценаристов, как правило, один: в ленте всегда должно быть что-то помимо апокалипсиса. То есть в любом апокалиптичном фильме этот самый Армагеддон умещается минут в 20-30. Остальное же – побочные сюжетные линии и прочие растягивания хронометража.
«Знамение» сильно страдает от подобной проблемы, хотя всё равно выглядит неплохо. Профессор астрофизики в исполнении Николаса Кейджа (ну конечно) по списку цифр, найденных в капсуле времени, выводит дату конца светы. Может ли Кейдж предотвратить его? Не совсем.
Публика неплохо приняла «Знамение» в момент выхода и, как ни странно, несмотря на плохие отзывы в прессе, лента выдержала проверку временем. Лучше всего проект работает как триллер, в котором Кейдж пытается выяснить, что же происходит: тут и падающие самолёты, и подсказки, и путешествие через тайну. «Знамение» предоставляет и историю о людях в чёрном, жутких детях и инопланетянах.
Из этого мог бы выйти очень хороший фильм… если бы не Николас Кейдж. Ещё ни в одном фильме до этого не требовался заинтересованный главный герой как тут. Либо Николас сплоховал, либо слишком вжился в роль скептического профессора: слишком неряшливым и несфокусированным вышел протагонист. «Знамение», конечно, окупилось в прокате, но не благодаря Кейджу: своё дело сделала агрессивная рекламная кампания.
«МИССИЯ ДАРВИНА» (2009)
В детской анимации нулевых годов, после того как «История игрушек» задала отличительный стандарт, появилась проблема: низкий порог качества. Нет, конечно, на экраны просачивалось много дружелюбных детских мультиков, но среди них были и откровенно сомнительные. Понятная всем история и участие голливудских звёзд – ещё не показатель сильного произведения.
«Миссия Дарвина», история о компьютерно-анимированных морских свинках, обученных для шпионских дел оказалась типичным конвейерным продуктом. Её нельзя похвалить, но и ругать особо не хочется. К тому же Кейдж был не единственным громким именем на озвучке; в «Миссию Дарвина» заманили и Сэма Рокуэлла, и Джона Фавро, и Пенелопу Крус, и Стива Бушеми, так что в дурновкусии можно обвинить многих хороших актёров. Но, по крайней мере, аниматоры чётко поняли характер Кейджа и воплотили его в кроте-изобретателе.
«Миссия Дарвина» показал себя в прокате довольно стойко, однако, критики вновь были недовольны. Зато в огород Кейджа камни не полетели – уже достижение.
«ПЛОХОЙ ЛЕЙТЕНАНТ» (2009)
Николас, судя по всему, питает какую-то слабость к Новому Орлеану. Или это просто шутка судьбы: сперва Кейдж соблазняет верную женушку в «Зандали» в Новом Орлеане, а потом и действие своего фильма «Жиголо» туда переносит. Как будто этого было мало: город почти стёр с лица земли ураган Катрина в 2005-м, а в 2009-м Кейдж вновь возвращается в центр Луизианы.
Изначально «Плохой лейтенант» задумывался как ремейк одноимённой картины Абеля Феррары 1992 года, но режиссёр Вернер Херцог решил кардинально изменить концепт. Отношение к фильму вызвало споры: Херцог и Кейдж отчаянно отстаивали своё видение, а Феррара хотел бы, чтобы «все, кто приложил руку к ремейку, погибли в авиакатастрофе».
Фильм 2009 года представляет собой невероятно тёмный фарс, выраженный в формате полицейского детектива. Кейдж играет МакДонаха – полицейского, которому поручено расследовать убийство пяти человек. В то же время МакДонах употребляет наркотики, пытается разобраться с долгами из-за пристрастия к азартным играм, ловит галлюцинации и вступается за подругу по «Призрачному гонщику» Еву Мендес.
Кейдж отлично вжился в эту роль; он подошёл для неё как влитой. Человек на экране явно страдает физической и психологической болью. Каждая проблема, которую он решает, вызывает ещё десяток. Весь фильм представляет собой невероятно странный опыт, как для зрителя, рискнувшего его посмотреть, так и, наверное, для тех людей, кто в нём снимались. «Плохой лейтенант» практически ничего не заработал в прокате, но это ему было и не надо: Кейдж чуть поправил свою карьеру положительными отзывами критиков, а также, вероятно, именно его заслуги принесли ленте номинацию на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
«АСТРОБОЙ» (2009)
Второй анимированный проект Кейджа за 2009-й. Но в этот раз ему хотя бы досталась роль человека – учёного, создавшего робота-мальчика.
«Астробой» основан на японском комиксе 50-х годов и следует предпосылке оригинала: отец, страдающий от горя, вызванного смертью сына, сделал его супергероическую робокопию. Да, всё ещё было поведано до «Черного зеркала».
Поскольку два проекта с Кейджем для детей вышли за один год, есть уникальная возможность сравнить то, что обычно не принято сравнивать. Хотя теоретически скорбящий ученый, даже внешне похожий на своего актёра-прототипа, должен обладать более выраженным характером, на практике Кейдж вновь лишь отбывает номер. Возможно, эта роль показалась ему менее интересной, чем говорящий крот. «Астробой» же в свою очередь не достиг успехов «Миссии Дарвина» и провалился в прокате.
Егор Рябцев