Именно в 90-е годы Николас Кейдж получил статус голливудской суперзвезды, взял «Оскар» и закрепился в роли героя боевиков.
НИКОЛАС КЕЙДЖ: I AM NOT SUPERMAN
И начал Кейдж 90-е работой с Дэвидом Линчем. Она оказался чуть ли не ключевым проектом в карьере Николаса. Ничто иное не могло показать неестественный, возможно, даже дискомфортный образ Кейджа как гиперреализм (эх, сонный сюрреализм) фильмов Линча. Более того, именно эта роль принесла Николасу
всемирную популярность.
«ДИКИЕ СЕРДЦЕМ» (1990) / «ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СИМФОНИЯ № 1: СОН ДЕВУШКИ С РАЗБИТЫМ СЕРДЦЕМ» (1990)
Своеобразная трактовка «Ромео и Джульетты» (уже вторая в карьере Кейджа) была продемонстрирована на Каннском кинофестивале всего через месяц после премьеры «Твин Пикса», что укрепило положение Линча и даровало фильму «Золотую пальмовую ветвь». Почти тридцать лет спустя о «Диких сердцем» ещё говорят – возможно, одна эта работа уже навсегда бы увековечила Кейджа в истории кинематографа. К счастью, актёр на достигнутом не остановился…
Сценарий повествует о любовной истории и, как это у Линча принято, с долей сновидений в повествовании. Поверхностно «Диких сердцем» можно назвать типичным роуд-муви о молодых любовниках, но надо понимать,
что за творец стоял у руля проекта. Вообще анализ всех сюжетов и тем «Диких сердцем» является темой для отдельной статьи, потому что он содержит в себе множество нитей, персонажей, эксцентричных героев. Естественно, это странный фильм, как и любое другое творчество Линча, но хороший.
Кейдж отлично вписался в творческую команду Линча. Режиссёр, известный тем, что в его проектах принимают участие, как правило, одни и те же актёры, принял Николаса Копполу с распростёртыми объятиями. Более того, по признанию самого Линча, выбора у него как такового не было: или Кейдж и Лора Дерн, или фильм вообще не будут снимать.
Поэтому «Дикие сердцем» с чистой совестью можно назвать фильмом имени Кейджа. Дело не в том, что это одна из его лучших ролей. Просто Линч оказался прав: без Николаса этого фильма бы не существовало. «Вишенкой на торте» становится исполнение Кейджем песни Love Me Tender.
В тот же год, вероятно, что и во время съёмок «Диких сердцем», Кейдж и Дерн снялись в эпизоде телефильма Линча. Телефильмом, опять же, назвать его язык слабо поворачивается: это запись концертного выступления Бруклинской музыкальной академии, выраженная в форме линчевской постановки. Кейдж и Дерн появились, возможно, в ролях своих же героев из «Диких сердцем», и разбавили линчевскую команду, включающую в себя Джули Круз, Майкла. Дж. «Карлика из красной комнаты» Андерсона и самого Анджело Бадаламенти. Фактически это оказался тизер «Твин Пикс», но Кейдж в нём тоже отметился.
«ОГНЕННЫЕ ПТИЦЫ» (1990)
После взлёта популярности (буквального, ведь фильм был о лётчиках) «Лучшего стрелка» в 1986-м, Голливуд был готов представить ещё один проект о людях воздуха. Только в этот раз пилотах вертолёта. Почти весь сюжет «Огненных птиц» является калькой с «Лучшего стрелка»: герой Кейджа должен научиться пилотировать вертолет, чтобы сбивать плохих парней.
Что ж, первый боевик в карьере Кейджа оказался бездумным. От «Лучшего стрелка» «Огненные птицы» отличается только деталями, а ухудшает зрелищность и тот факт, что вертолеты просто не такие прикольные, как реактивные самолеты.
Как только Николас Кейдж пытался сюжетно выйти за пределы пилотирования вертолетов, то он встречал глухую сценарную стену. Да, вновь история о том, как молодой пилот должен проявить себя перед старшим товарищем и т.д. Как же Николас справился с дурно написанными отношениями наставника-ученика и не менее дурной любовной линией? Как ни странно, вполне неплохо. Кейджу на тот момент было около 26 лет, он был молод, красив
(ну, на любителя, скажем так, – прим. ред), имел уже какой-то вес в кинематографе. Николас был уверен в себе, был готов работать с любым материалом, так что первый настоящий провал в его карьере… не нанес карьере урона! Боже, храни Америку!
«ЗАНДАЛИ» (1991)
Анонс фильма, который точно отпугнёт любого зрителя: «на главных ролях в этом эротическом триллере Джадж Райнхолд и Николас Кейдж». Это сейчас. Но в начале 90-х сама идея эротических триллеров была неплоха. Тем более, интересно, что Райнхолд и Кейдж вновь объединились после «Беспечных времен».
Вообще в конце 80-х – начале 90-х критерии выбора роли у Кейджа были понятны: герою нужны как воздух смешной акцент, забавная прическа и бесстыдные издевательства. Иногда это работало, а иногда нет. В случае «Зандали» скорее нет. Кейдж отрастил себе модную бородку, чтобы казаться мужественнее чем есть, и исполнил роль героя-любовника. Джадж Райнхолд же сыграл поэта, у которого герой Кейджа и уводит жену.
Вообще «Зандали» дал Николасу множество драматических возможностей. Кейдж как потакал своей сумасшедшей личности, так и пытался быть обаятельным. Увы, история о роковой женщине, пытающейся выбрать между моральным импотентом-мужем и богемным геркулесоподобным Кейджем, оказалась слабой и безжизненной. Критики справедливо накидали фильму чёрных шаров, да и по сей день рейтинги ленты невысоки.
«МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ В ЛАС-ВЕГАСЕ» (1992)
В 1993 году на экраны вышло «Непристойное предложение» – сексуально напряжённый триллер с Робертом Редфордом, Вуди Харрельсоном и Деми Мур, о том, как миллионер предлагает семейной паре гору денег за возможность провести ночь с девушкой. А в 1992-м, за год до «Непристойного предложения», вышла комедия «Медовый месяц в Лас-Вегасе»… с таким же сюжетом! Джек (Николас Кейдж) проигрывает в карты, но его долг может погасить прощелыга (Джеймс Каан) в обмен на свидание с супругой Джека (Сара Джессика Паркер). «Непристойное предложение», конечно, обладало более сильным культурным влиянием: когда речь заходит о подобной истории, всегда в первую очередь вспоминают этот фильм. Однако «Медовый месяц в Лас-Вегасе» был первым и, возможно, работает именно на контрасте с «Предложением»: комедийный формат, типичный (почти мультяшный) злодей и смешная предпосылка заставляют этот фильм посмотреть и высоко оценить.
В общем и целом «Медовый месяц в Лас-Вегасе» представляет собой типичную романтическую комедию начала 90-х. Как и «Воспитание Аризоны», этот фильм включает в себя всю вершину комедийного величия Кейджа. Николас ощущал всю… серьёзность ситуации, так что решил разбавить обстановку своим присутствием. Всё внимание сосредоточено на его герое. Возможно, со временем, когда Кейдж переживал взлёты и падения, «Медовый месяц в Лас-Вегасе» воспринимается по-разному: в зависимости от состояния карьеры Кейджа в настоящий момент. Труды были вознаграждены по достоинству: фильм номинировали на «Золотой глобус», как и Кейджа, добавившего номинацию на престижную премию в список побед.
«ПРИДОРОЖНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ» (1992)
Ещё один знаковый фильм в карьере Кейджа, если, конечно, рассматривать его через призму дня сегодняшнего. Знаковый тем, что этот фильм обладает наивысшим критическим рейтингом – 95% на Rotten Tomatoes! Достаточно хороший фильм в творческой биографии Кейджа, но, объективно, не самый лучший, хотя бы из-за чувства deja vu: нео-нуарный стиль, Лара Флинн Бойл, Деннис Хоппер и сказание о захудалой жизни в маленьком американском городке навевают тоску по Линчу в целом и «Диким сердцем» в частности.
В этом необычном триллере Кейдж исполняет роль Майкла – отставного морского пехотинца, пребывающего в поисках работы в штате Вайоминг. Друг даёт ему подсказку о возможности трудоустройства на нефтяной вышке, но Майклу не удалось найти работу, так что он продолжает путешествие. В городке Ред Рок в небольшой закусочной Майкла принимают за кого-то другого, но, отчаянно нуждающийся в работе человек, подыграл. Мужчину, оказывается, спутали с киллером. Понимая, что дороги назад нет, герой Кейджа соглашается на предложение.
Сценарий по большей части какой-то мелочный, однако, отнюдь не плохой. Сюрпризов фильм скрывает просто тучу: неожиданный поворот следует за неожиданным поворотом. Кейдж же находился на пике актёрской игры – это тот Кейдж, которого любила публика тех времён, с широким исполнительским диапазоном, глубокими эмоциями и минимумом кривляний. Его персонаж очень сложный и многогранный: классический случай неправильного места и времени рисует его портрет.
В «Придорожном заведении» есть много элементов, присущих Коэнам, так что поклонник «Просто крови» Николас Кейдж чувствовал себя достаточно комфортно. «Придорожное заведение» действительно похоже на «Просто кровь», так что выбор Кейджем проекта, вероятно, не случаен. Тема выдержана: хороший человек сталкивается с лёгкими деньгами, а затем всё идет наперекосяк.
Кроме Кейджа в фильме были задействованы и другие выдающиеся актеры: тот же Деннис Хоппер, потрясающе взаимодействующий с Николасом.
Причина, по которой этот фильм часто игнорируют, кроется в том, что у «Придорожного заведения» не было театрального релиза. Прокат осуществлялся на кабельном телевидении и на VHS. В статье из The New York Times указано, что продюсеры сочли широкий прокат в кинотеатрах «нежизнеспособным вариантом». А нет проката – нет наград.
«ЭМОС И ЭНДРЮ» (1993)
Не то чтобы следующий проект Кейджа был провальным; дело вкуса. «Эмос и Эндрю» –смелая попытка сатиризировать расовые стереотипы в надежде сказать что-то глубокое о взаимоотношениях белых и чёрных в 90-е годы. Теоретически. Фактически же «Эмосу и Эндрю» не хватает сил для социального комментария, из-за чего всё остается на уровне дикого фарса.
Итак, Сэмюэл Л. Джексон играет Эндрю – богатого чернокожего драматурга. Он решает переехать в новый дом, но его соседи посчитали его за грабителя, потому что они, ну, расисты. Полицейские – тоже расисты и потому, неправильно оценив ситуацию, окружают дом. Шеф полиции заключает сделку с преступником Эмосом (Николас Кейдж), чтобы тот «разрулил» ситуацию.
Увы, плод сотрудничества Джексона и Кейджа оказался пустышкой. Практически весь фильм следует одной и той же установке: ах, в этой ситуации всё не так. Более того, «Эмос и Эндрю» полагался исключительно на американскую аудиторию: например, русским зрителям многие гэги / отсылки / тонкости расовых вопросов могут быть непонятны.
Критики буквально уничтожили фильм и есть за что. Основной упор делался на «звёздные» имена Кейджа и Джексона, хотя они изобразили привычные на тот момент для них роли: обаятельного бандита у Николаса и сурового афроамериканца, которого вывели из себя, у Сэмюэла. А жаль, ведь в «Эмос и Эндрю» есть много других актёрских работ, например, Брэд Дуриф в образе особо тупого полицейского. Что ж, лента оказалась проходной для обоих ведущих звёзд, да и воспринимался ими этот проект не более чем «серыми буднями».
«СМЕРТЕЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ» (1993)
Герой Майкла Бина случайно убивает своего отца (Джеймс Коберн) во время ограбления. Теперь у Майка в кармане куча денег, а в жизни – куча проблем.
«Смертельное падение» – первый крупный провал в карьере Кейджа, но далеко не последний. Очень плохой фильм, как по мнению критиков, так и публики, а виновато в этом было кумовство. Теперь уже обратное. Режиссёром фильма выступил брат Николаса – Кристофер Коппола, так что неудивительно, что он решил заманить в проект звёздного родственника, чья актёрская карьера в тот момент была на подъёме.
Персонажи, похожие на каких-то отбросов с надетыми на них страшными париками, формируют свою, отвратительную среду. Сам же Кейдж отметился во второстепенной роли, и он, наверное, представляет собой самую любопытную деталь в фильме. Неизвестно, хотел ли Кейдж поддержать брата, поиздеваться над ним, или понимал всю бесперспективность фильма, но он выглядит так, словно ему действительно весело. Кейдж орёт, кривляется, балуется, словом, отрывается на полную катушку. Компанию ему составил дьявольский Чарли Шин с каким-то роботизированным протезом, появившийся в кадре на пару минут. Майкл Бин же, похоже, спал во время обилия скучных диалогов.
Если верить доступным в Сети данным, «Смертельное падение» собрало в прокате 20 тысяч долларов (при бюджете в 10 миллионов!), а большая часть актёров снималась в ленте за символическое вознаграждение. Что ж, им тоже надо снимать стресс.
«ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ ТЕСС» (1994)
Ширли МакКлейн играет Тесс – вдову вымышленного американского президента. Николас Кейдж – Даг Чезвик, агент, вынужденный по долгу службы охранять взбалмошную пожилую женщину.
Не очень требовательная к зрителю комедия о людях, обладающих разными характерами, но вынужденных проводить время вместе, вышла на экраны в 1994-м. Кейдж, способный скорчить мину разочарования даже, наверное, во сне, хорошо подошёл на роль уставшего от жизни агента. И первые две трети фильма это работает: здесь найдётся место как смутным забавам, так и слегка трогательным моментам.
Ранее с таким материалом Кейджу сталкиваться ещё не приходилось, но проблем с ролью не возникло, ведь подобные фильмы делают по одним лекалам. Не обошлось и без сюжетных дыр: по сценарию Даг является телохранителем Тесс уже 3 года, но их отношения развиваются как будто в первый день знакомства. Иными словами, «Телохранитель Тесс» слишком много рассказывает, чем показывает, что имело последствия и для актёрской игры участников проекта.
Заканчивается всё оптимистично: Кейдж примеряется с вредной старушкой, а она умирает от опухоли головного мозга. Это не шутка и не спойлер: таким изначально должен был быть конец фильма, который предпочли изменить после негативных откликов с тестовых просмотров. Ленту, впрочем, это не спасло: картина едва окупилась в прокате. Ну хотя бы Ширли МакЛейн заслужила номинацию на «Золотой глобус».
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (1994)
К 1994 году карьеру Кейджа уже можно было назвать удавшейся. Это стало похоже на лотерею: выбор проектов был широким, кажется, что Николас старался задействовать все возможные амплуа, чтобы в дальнейшем было проще искать работу. Столь странный выбор ролей, конечно, смущал критиков, но ведь иногда в лотерее можно выиграть, не так ли?
Буквально. «Счастливый случай», если вкратце, об этом и повествует: герой Кейджа выигрывает огромную сумму в лотерее. Лента представляет собой вольную экранизацию реальной истории: полицейский предложил девушке-официантке вместо чаевых разделить выигрыш, если, конечно, его билет окажется удачным, в итоге выиграл 6 миллионов долларов и, что примечательно, действительно отдал обещанную половину официантке.
Кино же идёт чуть дальше: реальные факты обильно сдобрили «голливудским сиропом», добавив, как трагизма в судьбы персонажей, так и всепобеждающую любовь. Сценарий привлёк внимание Николаса Кейджа, который передал его режиссёру Эндрю Бергману. В качестве ответной услуги Бергман предложил ведущую роль Николасу.
Кейдж и Бергман уже работали ранее над «Медовым месяцем в Лас-Вегасе», так что вектор творческого сотрудничества был понятен. В итоге вышла беззубая, но всё же невероятно приятная глазу романтика. Лёгкая комедия с акцентом на оптимизм вряд ли является сильным зрелищем, однако, всё же помогает приятно провести время за просмотром.
Роль Кейджа в «Счастливом случае» действительно хороша: конечно, в более прямолинейных образах он смотрится удачнее, но и здесь старается задействовать свои сильные драматические стороны.
«ПОЙМАННЫЙ В РАЮ» (1994)
Что люди хотят во время праздников? Наверное, в массе своей, чтобы их оставили в покое. «Пойманный в раю» – первый в череде «праздничных» фильмов Кейджа. Вероятно, и самый худший.
«Пойманный в раю» повествует о трёх братьях: Билле (Кейдж), Дейве (Джон Ловиц) и Эвине (Дэна Карви). Троица решает ограбить банк в маленьком городке с поэтичным названием Рай и сделать это в канун Рождества. Несмотря на свою некомпетентность, трио проворачивают дело удачно, однако, ломают машину. Братья остаются в городе с теми людьми, которых они, по сути, ограбили.
Проект с треском провалился: как в кассовом, так и в критическом плане. Достаточно сказать, что «Пойманный в раю» вышел в кинотеатрах 2 декабря 1994-го и занял 7-е место в прокате. Выглядит не так уж и плохо, если не учесть тот факт, что в тот момент это была единственная новинка: за девятнадцатую (!) неделю проката великий и могучий «Король Лев» собрал больше, чем «Пойманный в раю» за первую.
Видные критики по картине также проехались: её называли «примером творческого отчаяния» и «квинтэссенцией скудоумия».
Более того, даже съёмочная группа ненавидела своё творение. Джон Ловиц назвал фильм «Пойманный в дерьме», Дэна Карви раздражал просто всех, а режиссёр Джордж Галло отказывался давать сценарию какое-то фактическое направление. Кейджу пришлось самому это направление задавать.
Николас несколько раз переключал внимание на себя, но «Пойманный в раю» – слишком плохой фильм для него, что он не мог не понимать. Так что в какой-то момент Кейдж перестаёт стараться и просто статично читает реплики в камеру.
Опыт был настолько неудачным, что «Пойманный в раю» оказался последней комедией Кейджа на долгие годы. Фильмов подобных «Пойманному», «Эмосу и Эндрю» и «Телохранителю Тесс» в творческой биографии Кейджа больше не было. Конечно, во многих его дальнейших проектах был иронично-комедийный оттенок, но вернуться именно как полноценный актёр-комедиант Кейдж смог, разве что, в 2016-м (см. четвёртую часть нашего рассказа).
«ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ» (1994)
Бывший мошенник Джимми (Дэвид Карузо) пытается встать на путь истинный и вести жизнь обычного семьянина. Одна незаконная услуга приводит к тому, что Джимми отправляют за решётку, а его жена погибает. «Поцелуй смерти» выстраивает этот извращенный сюжет и приводит к тому, что протагонист становится стукачом. Однако у Джимми есть план: стравить полицию и мафию.
Неплохой гангстерский сюжет, выстроенный в моде бандитских фильмов тех лет, губит жуткая реализация. Тот же Дэвид Карузо словил номинацию на «Золотую малину», хотя, кажется, не он был основной целью нападок: это было своего рода послание, адресованное его старшему товарищу по съёмочной площадке.
Николас Кейдж, на тот момент вполне известный и солидный актёр, просто невероятно смешон в своей роли лидера бандитов. Глава группировки представлен этаким психованным мачо. Неизвестно, насколько это коррелирует с тем образом, что был задуман заранее. Всё же персонаж у Кейджа здесь довольно карикатурный и тяжело судить о качестве актёрской игры, опять же, не особо понимая, какие цели ставила перед собой съёмочная группа.
Что касается фильма в целом, то участие психованного Кейджа в «Поцелуе смерти» по крайней мере разбавило его фильмографию. Маленький и незаметный триллер не очень-то и оригинален, но всё же выше среднего: за просмотром вряд ли получится заснуть.
«ПОКИДАЯ ЛАС-ВЕГАС» (1995)
К 1995 году Николас Кейдж подошёл в статусе «тёмной лошадки»: на каждую успешную роль была своя… неоднозначная, а на каждый удачный фильм точно можно было привести провальную в коммерческом плане кинокартину. Всё изменилось после участия Николаса в «Покидая Лас-Вегас» – маленьком, почти незаметном инди-проекте. За этот фильм Кейдж не только получил «Оскар», но и поддержал свою оскароносную династию Копполы, стал всемирно известным именно как обладатель известнейшей премии, на какое-то время вписал себя в списки актеров А-класса и, наконец, воплотил на экране одно из лучших представлений алкоголика в кинематографе.
Тяжело сказать о фильме что-то конкретное, не заходя на территорию спойлеров. Это весьма неклассическая love story алкоголика и проститутки, произошедшая где-то на задворках Города Греха. «Покидая Лас-Вегас» основан, по-видимому, на полуавтобиографическом романе некоего Джона О’Брайена, который покончил с собой через несколько недель после запуска фильма в производства.
После того, как алкоголика Бена уволили с работы, он отправляется в Лас-Вегас, чтобы сжечь остатки своей жизни. Там он знакомиться с проституткой, у которой также быт состоит сплошь из бед. Всё это заканчивается странными, довольно грустными отношениями.
В интервью Кейдж признавался, что он изначально ставил себе цель показать алкоголизм реалистично, а не кинематографично. Вдохновленный такими фильмами как «Потерянный уик-энд» и «Пьянь», Николас взялся за дело, засучив рукава и не жалея печень. Сперва он слетал на две недели в Дублин, чтобы пошататься по пабам и понаблюдать за местными. Затем он нанял консультанта, который учил его пить и изображать пьяного. Этим консультантом был Тони Дингман – малоизвестный актёр, который часто снимался у Фрэнсиса Форда Копполы. Дингман действительно страдал от алкогольной зависимости и жил с Кейджем в трейлере.
Съёмки заняли всего четыре недели и Кейдж настрадался. Сам же фильм также заканчивается настолько неумолимо мрачно, что навевает на мысли о мизантропии. Гламур проиграл, но воротилам кинематографа это как раз очень понравилось. Как итог: Николас Кейдж – обладатель «Оскара» за лучшую мужскую роль (+ номинации у его партнерши Элизабет Шу, а также номинации за режиссуру и адаптированный сценарий), Николас Кейдж – обладатель «Золотого глобуса» (+ номинация у Фиггиса и Шу и номинация на лучший фильм), Николас Кейдж – обладатель премии Гильдии киноактеров за лучшую мужскую роль (+ номинация у Элизабет Шу), Николас Кейдж – обладатель Серебряной раковины за лучшую мужскую роль (+ аналогичная награда у Фиггиса), а также номинации на премию Британской академии у Кейджа, Шу и сценариста. Медовый месяц закончился ворохом наград. Семья Копполы оценили заслуги блудного сына: после получения «Оскара» Кейдж получил телеграмму с поздравлениями от «Фрэнсиса Форда Кейджа, Элеоноры Кейдж, Софии Кейдж и Романа Кейджа».
«СКАЛА» (1996)
«Скала», кто бы что ни говорил, опередила свое время. На бумаге этот фильм был далёк от канонов боевиков 90-х. Да и взять в проект Кейджа, пусть и новоиспечённого обладателя «Оскара», было решением сомнительным: из боевиков в его фильмографии лишь богомерзкий «Лучший стрелок» с вертолетами – «Огненные птицы». Хотя Шон Коннери имел солидный послужной список, в 90-е годы задействовать старика в боевике тоже было откровенно странным решением.
Что дальше? Сценарий «Скалы» переписывали несколько раз. Постоянно менялся режиссёр. Шон Коннери капризничал. Кейджу же просто предоставили карт-бланш, чтобы иметь возможность переписать его персонажа и диалоги под актёра. Сама лента полна бессмысленных сцен, разных настроений, странноватых сюжетных решений о предателях-солдатах… Однако в совокупности это почему-то работает.
В этом столь раздутом боевике Кейдж и Коннери сформировали эффективный тандем. В большинстве других фильмов массовая автомобильная гонка по Сан-Франциско или подводные приключения в шахтах под Алькатрасом были бы ключевыми моментами. Здесь они лишь обыденность.
Кейдж ловко перевоплотился в героя боевика. Его персонаж – учёный, своего рода чемпион нового века, который и пофилософствует, и «Битлов» помузицирует, и супостату задницу надерёт.
В наши дни «Скала» может ощущаться перенасыщенным и даже вздорным, но это настолько увлекательный фильм, что все яркие элементы просто перекрывают посредственные. Полагаем, что участие Кейджа в «Скале» было не только коммерчески мотивированным: многие актёры, выбирая между ролью невротика в философской драме или ударным героем боевика, предпочли бы второе. Николас исключением не стал, полностью стерев своё предыдущее оскорбительно комедийное амплуа, заработал 4 миллионов долларов, заполучил с Коннери премию канала MTV за лучший дуэт и, наконец, дал твёрдый старт своей карьере как героя боевиков.
«ВОЗДУШНАЯ ТЮРЬМА» (1997)
В первой половине десятилетия имя Кейджа было написано большими буквами в драмах и комедиях, зачастую романтического сорта. Это важно, поскольку средний кинозритель узнавал только одну сторону Николаса. В таких фильмах как «Счастливый случай» или «Пойманный в раю» Кейдж играл простого человека; его странность, за которую его полюбили, проявлялась редко. Но когда на экраны вышла «Воздушная тюрьма» мир изменился: Кейдж буквально сел за штурвал своей карьеры и направил её на «Воздушной тюрьме» на вершину Голливудского Олимпа.
Зачин прост: группу преступников перевозят на самолёте в другую тюрьму. Криминальные элементы угоняют эту «воздушную тюрьму», но не знают, что среди них затесался Кэмерон По (Николас Кейдж) – самый добрый человек в Америке и бывший рейнджер.
Успех «Воздушной тюрьмы» оказался неожиданным. Для Саймона Уэста этот проект был дебютным. В фильмографии же Кейджа до этого был лишь один блокбастер – «Скала» и то, раздутый бюджет в 100 миллионов был подогнан, скорее, под Коннери. Критики приняли «Тюрьму» прохладно, а вот публика была в восторге.
Продюсер Джерри Брукхаймер точно знал, что нужно аудитории. Он лично курировал подбор актёров: Джон Малкович, Джон Кьюсак, Дэни Трехо, Стив Бушеми, Винг Реймз и, конечно, Николас Кейдж. Столь именитые коллеги, остроумие и захватывающие моменты, построенные вокруг протагониста в исполнении героя статьи, катапультировали Кейджа к статусу суперзвезды. Одной из причин стала и безгрешность его героя: раз чемпион из боевика исключительно положительный, это приносит свои плоды.
Если рассматривать фильм с позиции наших дней, то он специфичен: отнюдь не плох, но впечатление производит скорее наивное. При этом всё равно нельзя отрицать его значимости. Культовый боевик конца 90-х изменил жанр экшн: благодаря его успеху на протяжении, наверное, ещё лет восьми каждое лето выходил какой-либо насыщенный боевик со звёздами в главных ролях.
«СУПЕРМЕН ЖИВ» (1997 – так и не вышел на экраны)
Перед тем как Брэндон Рут и Генри Кавилл надели сине-красное трико и плащ, чтобы бороться с галактической угрозой, был момент, когда Николас Кейдж всерьёз рассматривался на роль Человека из стали. Тим Бёртон и Кевин Смит плотно работали над фильмом «Супермен жив», который, как следует из названия, должен был возродить захиревшую франшизу.
Проект это был весьма интересный и достойный отдельного обстоятельного разговора. Большая часть спекуляций о проекте, причины, по которым он так и не вышел на экраны, а также роль Кейджа в этом предприятии изложены в документальном фильме «Смерть “Супермен жив”: Что случилось?» (The Death of 'Superman Lives': What Happened?) за авторством известного гика Джона Шнеппа.
Мы же просто приведём слова сценариста нереализованного проекта Кевина Смита: «Сейчас Интернет бы кастрировал нас за Николаса Кейджа в роли Супермена. Но тогда это казалось неплохой идеей: Николас только получил “Оскар” за “Покидая Лас-Вегас”, студии он нравился за свою известность, да и героем боевика на тот момент он был неплохим».
Мечты стать криптонцем не оставили Николаса: своего сына, родившегося в 2005-м, актёр назвал Кал-Элом.
«БЕЗ ЛИЦА» (1997)
Что будет если взять одного эксцентричного актёра и заставить его влезть в шкуру другого эксцентричного актёра? А потом ещё и позвать режиссера, цель которого снять такой фильм, чтобы не осталось сомнений, что снимал его именно он? Получится «Без лица» – самый раздутый боевик 90-х годов от Джона Ву.
Лента открывается как стандартный экшн-фильм и быстро пробегается по основным жанровым условностям: мёртвый сын копа, специфический преступник, хороший парень Шон Арчер (Джон Траволта) одержим желанием поймать плохого – террориста Кастора Троя (Николас Кейдж).
Всё в завязке выглядит так, будто перед нами довольно стандартный боевик тех лет: чёрт возьми, да из нескольких вступительных сцен можно сделать целый фильм! Однако «Без лица» сделал шаг вперёд.
В конечном счете Шон ловит Кастора, только тот успевает спрятать бомбу и благополучно отъехать в кому. Агент ФБР подвергается пластической операции, чтобы выглядеть как Кастор, внедриться в его группировку и узнать местоположение бомбы. Настоящий же Кастор приходит в себя и угрозами заставляет пересадить себе лицо Шона.
Если вдуматься и рассматривать «Без лица» с позиции наших дней, то боевик просто невероятно глуп. Сюжетные дыры и неточности, вроде того, что в маленьком Кейдже не узнают кабана Траволту, просто переполняют сценарий. Однако съёмочная группа была уверена в успехе: фильм представлен очень серьезным и при этом одновременно типичным боевиком, снятым в узнаваемой стилистике Джона Ву. Большая часть успеха заложена именно в актёрах.
Прежде чем Джон Ву и команда избрали Кейджа / Траволту на ведущие роли, было рассмотрено ещё несколько пар: Харрисон Форд / Майкл Дуглас, Арнольд Шварценеггер / Сильвестр Сталлоне, Брюс Уиллис / Алек Болдуин. Выбор в итоге пал на Кейджа, который был узнаваемым экшн-героем после «Скалы» и «Воздушной тюрьмы», и Траволту, находящегося на волне успеха после «Криминального чтива». При просмотре фильма ясно, что оба актёра чувствовали себя комфортно и вовсю экспериментировали с материалом.
И Кейдж, и Траволта даровали своим поклонникам, наверное, чуть ли не лучшие свои появления на экране: ещё бы, в каком фильме у актёра есть возможность сыграть как героя, так и злодея, находясь в одном образе? «Без лица» – причудливая смесь комедии, экшна, научной фантастики и даже фильма ужасов (как психологического о замене личности, так и боди-хоррора: сцены с «безликим» Кастором выполнены в жутком стиле) и она стала отличным пополнением в фильмографиях выдающихся исполнителей на пике их популярности.
«ГОРОД АНГЕЛОВ» (1998)
В 1987-м на экраны вышел «Небо над Берлином» – экзистенциальная притча Вима Вендерса. Спустя 10 лет – его американский ремейк «Город ангелов». Странно, но тонкий чёрно-белый художественный фильм из Европы не прижился в американской форме; и дело не в том, что ценности жизни и любви у американской нации отличаются. Причина заключается скорее в том, что лента вышла невероятно конъюнктурной и поэтому безжизненной.
Мир фильма описывает некую вселенную, где ангелы живут наравне с людьми, только люди не видят этих божественных созданий. В основном ангелы болтаются где-то поблизости, пока человек не умрёт. Ник Кейдж – один из этих ангелов, и когда ему становится скучно, он влюбляется в героиню Мег Райан. В итоге он решает отказаться от божественного происхождения в пользу превращения в человека ради любви.
Во время выхода на экраны «Города ангелов» критики иронизировали, что Кейдж выбрал этот проект из циничных соображений: его коллега по «Без лица» Джон Траволта уже играл ангела в «Майкле» и, дескать, Кейдж решил не отставать от партнёра. Какой бы цель ни была, Кейдж весь фильм выглядит скучным и угрюмым.
«Город Ангелов» отнюдь не был провалом: он окупился в прокате, а также был номинирован на несколько наград – в первую очередь благодаря своему саундтреку. А Николас Кейдж и Мег Райан были номинированы на премию канала MTV за лучшую пару. Не самая престижная награда, но хоть что-то.
«ГЛАЗА ЗМЕИ» (1998)
«Глаза змеи» Брайана Де Пальмы – вовсе не фильм о змеях. На самом деле картина повествует об убийстве министра обороны США, которого по какой-то причине устранили во время боксёрского поединка. Николас Кейдж играет Рика Санторо – полицейского из Атлантик-Сити. Буквально в первые минуты понятен его образ: грязный коп, низкоуровневый отморозок, у которого есть жена и ребенок, но это не мешает ему развлекаться с женщиной на стороне. По его собственным словам, он – король жизни.
«Глаза змеи» – лента тонкая и, поскольку режиссёром выступил Брайан Де Пальма, весьма стильная. Первые 20 минут настраивают на отличное зрелище, а большая часть оставшегося фильма повторяет события, показанные в первых 15-20 минутах, однако, с разных точек зрения. Метафора азартных игр никогда ещё не была столь изящной.
Но не всё в «Глазах змеи» работает как задумано – публика оценила творение Де Пальмы невысоко (картина едва окупилась в мировом прокате), да и критики были недовольны: ленту постоянно сравнивали со «Славными парнями» и «Ночами в стиле буги».
Кейдж же находился на пике карьеры и его ругать не спешили. Техника кинематографии и обрамляющая история в «Глазах змеи» могут иметь свои недостатки, но эксцентричный детектив-попугай понравился абсолютно всем. Благодаря этой роли Кейджа в дальнейшем взяли в ремейк «Плохого лейтенанта» даже без прослушиваний, лишь попросив воплотить тот же образ, что в «Глазах змеи».
«8 МИЛЛИМЕТРОВ» (1999)
Весьма противоречивый режиссёр Джоэл Шумахер в 1997-м выпустил на экраны «Бэтмена и Робина», а затем взял лопату и похоронил жанр кинокомикса. Провала ему не простили по сей день, однако уже следующий его проект под названием «8 миллиметров» был простым, неказистым и дешёвым, однако, тепло встреченным публикой. Критики, конечно, ленту уничтожили, но это были лишь отголоски их неприятия «Бэтмена и Робина». Ирония заключается в том, что одной из причин отмены «Супермен жив» послужил бэтменовский проект Шумахера и вот, несостоявшийся сын Криптона снимается в фильме человека, по чьей вине он не смог надеть легендарный сине-красный костюм.
Николас Кейдж играет роль сыщика Тома Уэллса. Его нанимает вдова богатого человека, чтобы частный детектив выяснил происхождение одного любопытного видео: на 8-миллиметровой пленке запечатлено убийство молодой девушки. Это настоящее видео или качественная подделка?
«8 миллиметров» – необычайно мрачный фильм, хотя и не такой депрессивный, как задумывалось. По первоначальному варианту сценария Том Уэллс совершает суицид, врезаясь на своем автомобиле в стену на высокой скорости. Именно эта сцена, а также подоплёка, заключающаяся в том, что люди иногда совершают злодейства просто ради самого акта зла, и привлекла Кейджа. Концовку, конечно, изменили, но общий тон остался прежним – и Кейдж в фильме по-настоящему выложился.
«8 миллиметров» хорош именно кастом и, несмотря на то, что Кейдж здесь играет ведущую скрипку, остальные актёры были рады поработать со столь именитым исполнителем: молодой Хоакин Феникс исполнил роль напарника главного героя, а Джеймс Гандольфини сыграл антагониста. Итог? Статус мрачнейшего детектива, номинация на премию «Золотой Медведь» Берлинского кинофестиля и очередной успешный фильм в копилку Кейджа.
«ВОСКРЕШАЯ МЕРТВЕЦОВ» (1999)
После столь мрачного фильма как «8 миллиметров» Кейджу нужен был материал, чтобы развлечься… но нет, он снова снялся в мрачном, мизантропическом проекте. На этот раз режиссёром стал сам Мартин Скорсезе, а компанию Кейджу составили Джон Гудман и (эпизодически) Винг Реймз – с обоими Кейдж уже работал. Патриша Аркетт, тогдашняя жена Кейджа, воплотила его любовный интерес и на экране.
В «Воскрешая мертвецов» Кейдж играет Фрэнка Пирса – фельдшера скорой помощи на Манхэттене, работающего в так называемую «кладбищенскую» смену. Работа требует духовной стойкости, потому что пациенты часто умирают… а их призраки преследуют Фрэнка. Герой пытается одолеть своих демонов и не потерять рассудок в течение трёх бессонных ночей.
«Воскрешая мертвецов» является одним из самых увлекательных фильмов в карьере Кейджа. Сценарий содержит в себе множество интересных элементов, так что при повторных просмотрах каждый раз замечаешь что-то новое. Месседжи, скрытые послания и кинематографические изыски «Воскрешая мертвецов» – тема отдельной статьи, а мы сосредоточимся именно на Николасе Кейдже.
Николас был якорем для этого фильма: ещё бы, он находился на вершине карьеры. Его герой невероятно труден для актёрского воплощения: это не просто грустный, подавленный человек, страдающий от кошмаров и галлюцинаций. Это человек с огромным психологическим грузом, который вынужден работать несмотря ни на что. Как это передать на экране? Не многие актеры могут изобразить человека с таким эмоциональным диапазоном. Кейдж смог.
Несмотря на похвалу от критиков, «Воскрешая мертвецов» провалился в прокате. В первые выходные лента дебютирована на разочаровывающем четвёртом месте. В то же время нетрудно понять, почему широкая аудитория проект не оценила. Лента оказалась слишком мрачной, а её значительная часть выглядит лишь фоном для истории, которой нет. Три ночи из жизни парамедика тяжело продать среднему зрителю.
Последний фильм Кейджа в 90-х не принёс ему наград или заоблачных гонораров, но, по крайней мере, вписал в его резюме работу со Скорсезе и стал одной из лучших его работ.
Егор Рябцев