Главный антивоенный сериал года получился симпатичным, но понравится в основном тем, кто не имел удовольствие читать первоисточник. Война – плохо, а книга лучше.
УЛОВКА-22 (CATCH-22)
2019, США, 45 мин.
Жанр: драма, комедия, приключения, военный
Количество сезонов: 1
Режиссёры: Джордж Клуни, Грант Хеслов, Эллен Кёрас
В ролях: Кристофер Эбботт, Кайл Чандлер, Дэниэл Дэвид Стюарт, Рафи Гаврон, Грэхэм Патрик Мартин, Кевин Дж. О’Коннор, Остин Стоуэлл
Когда в 1961-м свет увидел бестселлер Джозефа Хеллера «Уловка-22», эта книга не просто пропитала тогдашнюю американскую молодёжь мятежным духом, но и была почти сразу же продана на экранизацию. Прошло девять долгих лет, прежде чем вышла киноверсия. Задержка, само собой, была вызвана разными причинами, однако, пожалуй, основными стали содержание и литературный язык. «Уловка-22» была антивоенной, антиправительственной, антикорпоративной, антибюрократической – настоящий вызов Америке 50–60-хх. К тому же повторяющееся повествование, наполненное десятками аллюзий и ассоциаций делает «Уловку-22» одним из самых замысловатых произведений в литературе вообще.
Неудивительно, что для столь сложной книги выбрано такое название, ведь «Уловка-22» – это ситуация, возникающая в результате логического парадокса между взаимоисключающими правилами и процедурами (чтобы избежать участия в боевых действиях военный лётчик может подать рапорт о собственной невменяемости, но этот рапорт будет означать заботу о своём здоровье и докажет его вменяемость).
Шестичасовая сериальная версия книги бросает вызов анархическому фильму 70-х Николса. В то время как последний блестит от интересных кинематографических решений, версия от Hulu проста, лишена абсурда войны и невероятно пряма. Трактовка имеет право на жизнь, особенно когда зрителю надо донести идеи и сюжет, но, тем не менее, по сравнению с книгой это похоже на сценарный труп.
Как и роман Хеллера, экранизация посвящена солдату Йоссариану – молодому члену экипажа бомбардировщика. Йоссариан не выносит тоталитаризм и порядки военной жизни, особенно молодой человек ненавидит своё командование. Враг, по его мнению, любой, кто способен тебя убить, независимо от того на чьей стороне ты (и он) воюешь. Герой всеми силами пытается увильнуть от службы: от фальсификации болезни до прямого саботажа. Командир Кэткарт раз за разом выводит Йоссариана на чистую воду и бросает пилотов на самоубийственные миссии; ну хочет полковник получить повышение до генерала!
Задумка в «Уловке-22» состоит в том, что зритель или читатель должен погрязнуть в бесконечной череде разрывов между безумием и здравомыслием. Военное безумие одних сказывается на других. Есть действительно что-то изощрённое в том, что люди убивают друг друга, просто исходя из линий на карте. Продюсеры и режиссёры с Hulu подобного не поняли. Убеждённость создателей в том, что «Уловку-22» можно показать хронологически всё портит: Йоссариан видит всё совсем по-другому, не так, как это воспринимает адекватный зритель – сторонний наблюдатель. Таким образом теряется чуть ли не главный способ ассоциировать себя с героем и отправиться на короткое время в ад войны.
Иррациональность «Уловки-22» как книги и привела к тому, что в сериале пропустили многие элементы: персонажей и сцен, способных донести сообщение об опасности абсолютной власти. Или, что ещё хуже, эти элементы присутствуют, но полностью изменены. Лейтенант Шейскопф в исполнении Джорджа Клуни превращён из маниакально одержимого в какого-то мелочного скандалиста; горькая ссора в спальне между Йоссарианом и женой лейтенанта Шейскопфа имеет совсем другой оттенок и т.п. В «Уловке-22» от Hulu многого не хватает или истолковано неправильно; это верно с кинематографической точки зрения, но не совсем верно с точки зрения желания донести до зрителя книжную суть.
Чем подкупает сериал, так это, пожалуй, атмосферой, во многом созданной за счёт приятных актёров. Забавно наблюдать за Клуни в интересной для него роли. Да и другие образы удались, особенно хорош Кристофер Эббот в ведущей роли. Однако большинство первоклассных исполнителей вроде Хью Лори не получили возможности раскрыть свои таланты; сценарий склонен морализировать слишком многое.
Результат? Неплохой сериал, но какой-то уж слишком стерильный для столь провокационного первоисточника: в версии от Hulu нет вызова для зрителя. Агрессивно-сатирический юмор теряется, а жаль – «Уловке-22» больше подходит стиль вульгарного водевиля, чем драмы о войне. Без этого антивоенные и антиавторитарные темы выглядят нереальными, и очевидно, что «Уловка-22», эээ, «Уловки-22» заключается в том, чтобы вывести её на экран… а потом заставить зрителя прочитать книгу. Служу Отечеству!
Егор Рябцев