Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Сериал: Дракула, 2019
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 28.03.2020 07:47
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Новая версия легендарного вампира не оставила зрителей равнодушными: пока одни находятся от неё в восторге, другие буквально негодуют. Как же так получилось?


ДРАКУЛА (DRACULA)
2010, Великобритания, 90 мин.
Жанр: хоррор, мистика
Количество серий: 3
Режиссёры: Джонни Кэмпбелл, Пол МакГиган, Дэймон Томас
В ролях: Клас Банг, Долли Уэллс, Морфидд Кларк, Джонатан Арис, Джон Хеффернан, Лидия Уэст, Мэттью Бирд, Саша Дхаван, Марк Гэйтисс

Дракула, вероятно, самый узнаваемый вампир в массовой культуре, который может похвастаться подлинным бессмертием в литературе и кинематографе. Созданный ирландским писателем Брэмом Стокером в 1897 году, мрачный валашский князь моментально завоевал бешеную популярность, которая не угасает и спустя сто с лишним лет.

В чём привлекательность Дракулы? Пожалуй, Стокер первым из писателей рискнул явить на суд читателя не просто бездушного монстра, питающегося человеческой кровью, но монстра с утончёнными манерами и джентльменским лоском. Дракула – чудовище, способное, как ни одно другое, адаптироваться к обществу, в котором пребывает, что делает его идеальным хищником, пресловутым волком в овечьей шкуре.

Нисколько не удивительно, что со времени своего зарождения на страницах романа, Дракула обзавёлся огромным количеством экранизаций, как официальных, так и вольных, авторы которых пытались взглянуть на древнего вампира с точки зрения нового времени, иных жанров или мотивов.

Безусловно, обсуждение всех воплощений Дракулы в кино – материал на очень большую статью, и об этом мы, быть может, поговорим позже. Сегодня же нас интересует самая последняя инкарнация Дракулы, которую выпустили на экраны известные английские сценаристы и продюсеры Стивен Моффат и Марк Гэйтисс, ответственные за «Доктора Кто» и сверхуспешного «Шерлока». Кажется, эта парочка любителей непредсказуемых сюжетных твистов и интриги ради интриги решили стряхнуть пыль с наследия Стокера и рассказать историю Дракулы новому зрителю, который, быть может, не знаком с чёрно-белой лентой Тода Броунинга с Белой Лугоши в главной роли или другой, не менее уважаемой, но далёкой от книжного канона, постановкой Фрэнсиса Форда Копполы с неподражаемым Гари Олдманом. При этом складывается ощущение, что Моффат и Гэйтисс в стилистике своего «Дракулы» равнялись именно на работу Копполы, по крайней мере, поначалу, но потом постмодернизм ударил в голову, и уважаемых кинодеятелей понесло.

Гэйтисс и Моффат, набив руку на переосмыслении детективной классики, задумали проделать то же самое с классикой хоррора, использовав все свои фирменные трюки и представив своего нового Дракулу этакой смесью эксцентричного Доктора с коварным Мориарти. То есть ничего принципиально нового кинотворцы не создали, решив снять того же «Шерлока» в готическом антураже. Если приложить немного фантазии, даже в сестре Агате, выступающей главным протагонистом сериала и непримиримым врагом румынского кровососа, угадываются черты всё того же Шерлока Холмса – острый и критический ум, кризис духовной веры и желание всему найти рациональное объяснение. Таким образом, Моффат и Гэйтисс вновь прибегают к старой и уже проверенной формуле противостояния двух архиврагов, магнетическое притяжение между которыми является едва ли не сюжетообразующим элементом.

СЮЖЕТ

«Дракула» Гэйтиса и Моффата имеет уже классический формат трёхсерийного сезона, каждый эпизод которого – самостоятельное полуторачасовое действо. Первый эпизод с поэтическим названием «Правила зверя» имеет классическую стокеровскую затравку – молодой юрист Джонатан Харкер пребывает в Трансильванию 1897 года с визитом к князю-затворнику Дракуле с целью описать его имущество. Дракула стар, немощен, а в его мрачном, похожем на лабиринт, замке нет ни слуг, ни других жильцов. Чем дольше Харкер гостит у хозяина, тем сильнее ощущает свой упадок сил, а ещё замечает, что по ночам в замке всё же кто-то бродит, но чем больше Харкер пытается выяснить о таинственных посетителях, тем страшнее ему открывается правда о сущности Дракулы.

«Правила зверя» – это фактически традиционный перенос первой половины «Дракулы» Стокера в киноформат, за исключением того, что о событиях в замке мы узнаем из серии продолжительных флэшбеков. Сам же Джонатан Харкер на момент событий первого эпизода находится в женском монастыре, где изливает душу сестре Агате, которую крайне интересуют вампиры и прочая нечисть, пониманию которой она посвятила свою жизнь. Сестра Агата прозорлива и пытается разобраться в сбивчивом и полном субъективных оценок рассказе Харкера, который после пережитого в замке Дракулы изменился как физически, так и духовно.

Первый эпизод радует удачно воссозданной атмосферой викторианской готики, обилием кровавых и по-настоящему тошнотворных сцен, но несколько удручает качеством графики и каким-то бюджетным гримом многочисленных мертвецов и упырей. Также больше вопросов вызывает новая трактовка понятия «невеста Дракулы», под которую у Моффата и Гэйтисса вдруг попадает вообще всякое существо, которое оказалось под влияние вампира, независимо от пола. Да, вы всё верно поняли, безумный Ренфилд, появляющийся в третьем эпизоде и сыгранный самим Гэйтиссом это тоже своеобразная «невеста».

Вообще, Гэйтисс и Моффат уделили какое-то маниакальное внимание сексуализации Дракулы, какое не снилось даже Стефани Майер с её гламурными вампирами. Дракула впервые предстает открытым бисексуалом, вступающим в связь как с мужчинами, так и с женщинами. Он называет себя ценителем хороших напитков, тщательно подбирает каждого, кому «посчастливится» оказаться под его клыками, и вопрос расы и пола древнего вампира совершенно не интересует.

Впрочем, подобные вольности здесь выглядят надуманными и сделанными в угоду царствующей ныне на британском ТВ беспощадной толерантности.

Второй эпизод с говорящим тайтлом «Кровавое судно» получился даже более интригующим, чем первый и отсылает к событиям, которые у Стокера описывались вскользь – путешествию Дракулы в Англию на корабле «Деметра». Здесь зрителя ждут встречи с новыми героями – разношёрстной компанией пассажиров, куда входит и пожилая герцогиня, и индийский врач и однополая интернациональная пара, вынужденная скрывать свой порочный для того времени союз. Дракула, оказавшийся среди пассажиров, медленно создает на борту атмосферу безграничной паранойи, когда расправляется со своими жертвами, не оставляя никаких следов.

Плавание «Деметры» отсылает к тому типу хоррора, когда группа героев оказывается запертой на ограниченной площади с безжалостным чудовищем, устраняющим их одного за другим. Режиссёрскую работу Дэймона Томаса можно было бы сравнить с «Чужим», с той лишь разницей, что Дракула здесь не прячется в тени, а всё время находится на виду, очаровывая манерами всех прочих, производя впечатление высокородного джентльмена и последнего, в ком можно было бы заподозрить убийцу.

Особого внимания заслуживают пассажиры «Деметры», среди которых отважный капитан Соколов в лице британского актёра Джонатана Ариса – в кои-то веки англичане показывают русских в положительном свете, что не может не радовать в виду актуальной политической повестки. Тут же можно узнать Алека Утгоффа – «нашего» парня на Западе, знакомого по роли Алексея в третьем сезоне «Очень странных дел». Здесь он играет матроса с говорящей фамилией Абрамофф. В роли индийского врача Шарма набирающий ныне популярность и сыгравший Мастера в новом сезоне «Доктора Кто» Саша Дхаван.

Сестра Агата также играет в истории свою роль, но если в «Правилах зверя» между вампиром и монахиней был скорее поединок характеров и силы воли, то в «Кровавом судне» противостояние выходит уже на физический уровень. Отважная женщина пытается спасти от чудовища хоть кого-нибудь, в то время как Дракула просто развлекается, имея в своём распоряжении целый шведский стол. За столкновением нежити в лице Дракулы и рациональной «божьей невесты» действительно интересно наблюдать.

Но логического завершения это столкновение достигает лишь в третьем акте с подзаголовком «Тёмный компас». Впрочем, логическим его можно назвать с большой натяжкой, ведь третий эпизод получился самым слабым, наименее стокеровским и наиболее моффатовским во всём шоу. Не будем раскрывать все сюжетные перипетии, но отметим, что такое ленивое разрешение конфликта напрочь убивает всю выстроенную в первых эпизодах атмосферу и ценность персонажей. От Стивена Моффата, который всегда славился умением создавать интригу и делать долгоиграющие многоуровневые сюжеты, можно было ждать намного более интересного и яркого финала, но кажется, что как раз над финалом шоураннеры Моффат и Гэйтисс думали меньше всего, уделяя всё свое творческое внимание нагромождению интриг и загадок.

ПЕРСОНАЖИ

«Дракулу» Гэйтисса и Моффата едва ли можно отнести к долгожданному переосмыслению бессмертной классики. За более чем век существования румынского вурдалака о нём было рассказано, пожалуй, всё. Но создатели «Шерлока» не были бы самими собой, если бы не придумали, чем зацепить зрителя.

Пожалуй, самыми любопытными элементами шоу стали как раз центральные персонажи, противоборству которых и посвящена вся сюжетная арка сезона. Датский актёр Клас Банг бесспорно прекрасен в образе зловещего, но обаятельного вампира. Являя собой буквально квинтэссенцию всех воплощений Дракулы в кино, временами он до мурашек напоминает Кристофера Ли в «Дракуле: Принце тьмы», ловко перескакивая с образа инфернального монстра к амплуа высокородного джентльмена. Банг на полную катушку использует своё мрачное очарование, влюбляя в себя зрителя, который будет сопереживать этому обольстительному дьяволу-гурману, как в своё время сопереживал Ганнибалу Лектеру. Очевидно, что Моффат и Гэйтис и хотели добиться такого эффекта, зная, как падок современный зритель на характерных «плохишей», живущих по своим законам.

Извечный противник Дракулы – доктор Ван Хелсинг – тоже получил новую жизнь, приобретя в соответствии с модными веяниями личность отважной монахини с научным складом ума. Долли Уэллс предстаёт перед зрителем в качестве этакой «тёмной лошадки». Она выглядит безобидно, остра на язык, демонстрирует поразительную храбрость, сталкиваясь лицом к лицу со злом, и старается буквально влезть в шкуру своего оппонента, чтобы понять его мотивы и цели. Между Бангом и Уэллс ощущается определённая химия, близкая той, что демонстрируют в своих мозговых баталиях Шерлок и Мориарти или Доктор и Мастер. Сестра Агата, будучи представителем духовенства, показывает нетипичный кризис веры и критический склад ума, противопоставляясь мрачному воплощению тёмных дремучих суеверий. К сожалению, внятно закрыть линию Агаты и её крестового похода против Дракулы у авторов шоу не получилось, сведя всё к местечковой разборке тет-а-тет, главными аргументами в которой стали не крест и осиновый кол, а банальная атака на самолюбие.

К сожалению, если центральные персонажи ещё как-то справляются с удерживанием зрительского интереса, то вот новая трактовка второстепенных стокеровских героев вызывает, по меньшей мере, недоумение. И если Джонатан Харкер задействован в истории как персонаж, который знакомит нас с главным героем и его возможностями, то Мина, к которой Дракула в романе и классических экранизациях питал отнюдь не гастрономический интерес, получает самую бессвязную свою интерпретацию. Кажется, она нужна шоу исключительно для того, чтобы в финальном акте стать основателем особого фонда имени своего погибшего супруга.

Подруга Мины в романе Стокера, любвеобильная и ветреная Люси Вестенра имеет свою версию и в шоу Моффата/Гэйтисса, правда с Миной она никак не связана и вообще является нашим с вами современником. Люси в шоу – нонконформистка, идущая против общественных устоев, изнеженная вниманием к своей персоне и свято верящая, что она – совершенство. Люси, роль которой исполнила знакомая по сериалу «Годы» Лидия Уэст, всё свободное время проводит на вечеринках и в социальных сетях, являясь типичным представителем современной молодежи. Пожалуй, обольщение Люси Дракулой могло бы получиться по-настоящему драматическим и зловещим актом, если бы не общий смазанный финал третьего эпизода. Но даже не взирая на минусы, преображение Люси в вампира и способ, которым это было сделано, наверняка не оставит равнодушным никого.

Введение других стокеровских героев вроде доктора Сьюарда и Рэнфилда, которые в обновлённой версии стали молодым интерном и чудаковатым юристом, и вовсе выглядит больше как дань уважения оригинальному роману, чем сюжетная необходимость. Их линии обрываются буквально на полуслове и не получают должного развития.

* * *

«Дракула» Стивена Моффата и Марка Гэйтисса мог бы стать любопытным переосмыслением бессмертной классики в лучших традициях ранних работ творческого дуэта. Однако бессмысленное нагромождение интриг вкупе с сомнительными сюжетными твистами сделали своё дело, разбалансировав повествование и сведя на нет все попытки продюсеров и сценаристов влить пресловутую новую кровь в историю легендарного монстра. А без подпитки свежих оригинальных идей, таящийся в ночи монстр обречён на голодную смерть и забвение.

Сергей Прудников
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 188 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio