Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Блоги / Круглая дата / В прошлом году в Мариенбаде (1961)
Автор: Алина ЕрмолаеваДата: 25.10.2011 09:37
Разместил: Алина Ермолаева
Комментарии: (4)
В ПРОШЛОМ ГОДУ В МАРИЕНБАДЕ
реж. Ален Рене
1961

* * * * * * *
* * * * *
* * *
*



Когда создатель ставит форму в вершину угла, на содержании можно поставить крест. Да и нужно ли оно, чёткое, понятное, структурированное, шаблонное или пусть зритель сам наполнит изумительную форму каким угодно содержанием? Рождённое в процессе такого сотворчества может стать воистину идеальным произведением искусства, ведь итог у каждого будет свой.

Так, сложно найти два абсолютно одинаковых мнения относительно картины Алена Рене, снятой по сценарию Алена Роб-Грийе в 1961 году. Причём речь не идёт о спорах касательно идейной составляющей, здесь-то многие сошлись во мнении, что фильм чистой воды формализм и все поиски смысла вполне могут закончиться ничем. Главный вопрос, которым задается зритель после просмотра, а была ли на самом деле встреча героев в прошлом году в Мариенбаде? Известно, что отвечая на него один из исполнителей главной роли ответил «нет», а другой – «да».



Действия этого фильма-сна, фильма-воспоминания и фильма-иллюзии происходит в старинном отеле, шикарное убранство которого, перенасыщенное барочными кренделями и завитушечками сперва изумляет, потом не то утомляет, не то усыпляет, а в конце концов начинает пугать. Под прекрасно-заупокойную торжественно-заунывную музыку камера медленно блуждает по пустым коридорам, и кажется, что этому не будет конца. Появляющиеся в кадре люди застывают в безмолвии прямо посреди разговора. Обрывки фраз эхом доносятся со всех сторон и вот…



он видит её. Он знает её. Он любит её. Они встречались в прошлом году в Мариенбаде, в Карлсбаде, в Фредериксбаде. Не важно. Она обещала уйти с ним, но поставила условие – проверку чувств временем. Ровно один год. Тогда, как и теперь, между ним (он - Х., она - А.) – стоял её муж – М.



М., муж, или просто загадочный мужчина, предоставив супруге полную свободу действий, предпочитает играть с другими постояльцами в некую игру. Он выстраивает предметы (карты, спички) в 4 ряда по 7, 5, 3 и 1 и предлагает своему сопернику по очереди убрать n-ное количество предметов. Чей ход последний – тот проиграл. Но игра с самого начала лишена всякого смысла, ведь М. всегда выигрывает.



Куда бы ни шла А. она везде встречает Х. Точно также, как и в прошлом году – во всяком случае, он говорит, что это было так. Она же не помнит ни его, ни поездки, ни обещания. Или не хочет вспоминать.



Оставшись в одиночестве, она терзается сомнениями, ей кажется, что она что-то вспоминает или же наоборот она гонит обрывки воспоминаний прочь. Так было или не было? Тогда, год назад, он, может быть, пришел к ней в комнату и что случилось потом?



И вновь встреча на балконе в саду, недалеко от статуи, на которой застыли две особы королевских кровей в античном одеянии. Он предостерегающим жестом не пускает её или же она указывает ему на что-то впереди. Но если со статуей ещё можно как-то разобраться, то объяснить то, что за ней, в парке довольно-таки трудно. Не замечаете ничего сверхъестественного?



А так? Игра воображения, оптический обман, прощай логика. Эти странные тени и их отсутствие… И это далеко не единственная «странность» в фильме. Съёмки проходили в трёх разных особняках, потому действие может начаться в одной локации, далее – поворот головы – и вы уже совершенно в другом месте, по-другому одеты, но ведёте тот же странный разговор.



С каждой минутой героиня становится все более напряженной, на прекрасном бесстрастном лице Дельфин Сейриг появляются какие-то эмоции или же тени их. Что это было, и было ли, и почему ушло, и почему вернулось сейчас…



И вновь игра, хотя итог её предрешён, М. всегда выигрывает. Но кому везёт в игре, тот редко счастлив в любви. И, быть может, боясь этого М…



…тренируется в стрельбе. Выстрел прозвучит и будет закономерная жертва. Или не будет – это зависит от вас. Впрочем, всё не важно.

Чем закончится фильм и закончится ли, и было ли это кино в общепринятом значении этого слова… Вы что-то хотите сказать? Тс-с-с.



Молчите. Слова так несовершенны.
Нравится
 
Комментарии:
1. Венцеслава 27.10.2011 11:21
Как ни описывай, а пока не посмотришь, не поймешь... Хотя потом не поймешь тоже.
2. Алина Ермолаева 27.10.2011 16:23
Венцеслава, правда, "потом не поймешь тоже". Начинаешь с умным (или не очень) видом рассуждать о том, что это было и всё равно оказываешься в тупике. Обязательно пересмотрю в ближайшем будущем, правда не уверена, что пересмотр поможет лучше понять А может и не нужно ничего понимать...

Катюша, спасибо! Если на самом деле удалось передать настроение, то миссию свою считаю выполненной и просто счастлива)) На большее и не претендовала.
3. AndaLucia 08.11.2011 06:32
Браво) Ощущение, что автор прониклась не просто визуальным воплощением фильма в подаче Рене, но и ухватила суть провокационного сценария Грийе - лабиринты ложной памяти, раздвоения и паралельности бытия..всего того, что так обожал сам Грийе и которе он сам когда то сформулировал, когда расказывал об особом течении Времени в его фильмах и романах: "История о том, что мужчина встречает молодую девушку и говорит: «Мы с вами встречались в прошлом году в Мариенбаде». Вы же знаете, что это известный способ знакомиться, и девушка, естественно, отвечает: «Нет, я не бывала в Мариенбаде». Тем не менее, история развивается, и на самом деле это не столько история утраченной памяти, сколько история о силе убеждения. То есть, слова мужчины мало-помалу становятся как бы реальностью, воплощаются в жизнь, и все начинает происходить так, как было бы, если бы они действительно за год до этого встречались в Мариенбаде..."

Картинки выхвачены изумительно - именно движение стновящееся статикой, мизансценой, люди как предметы, шахматные фигурки на доске этой синема-головоломки, отражения, зеркала, двойники, и ..самая самая - финальная картинка "тсс" - это прелесть!) спасибо , что не просто посмотрела, но и описала, рецензия -подарок)
4. Алина Ермолаева 09.11.2011 02:56
AndaLucia, спасибо, рада, что понравилось! Отдельное спасибо за цитату Грийе.

На счёт картинок - редкий фильм, в котором практический любой кадр - маленькое произведение искусства, настолько всё мастерски построено.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 555 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio